"Свободное воспитание и педагогика требований" (часть 1)
презентация к уроку на тему
История развития педагогических взглядов на воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_chast_svobodnoe_vospitanie_i_pedagogika_trebovaniy_-_.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свободное воспитание сегодня. Р. Штайнер - с его именем связана так называемая вальфдорская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять индивидуальность ребенка - его мышление, характер, волю, память и т. д.;
Свободное воспитание сегодня. С. Френе, педагогическая концепция которого пользуется большой популярностью в западных странах. Ее главные признаки - обязательный учет возрастной психологии и разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов.
Основные позиции сторонников "гуманистической педагогики. Во-первых, наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды; уделение пристального внимания инициативе учащихся в познавательной деятельности, междисциплинарным подходам, соотносимым с "человеческими нуждами",саморегуляции и "свободе с чувством ответственности». Во-вторых, подчеркнутый акцент на атмосферу теплоты, эмоциональной искренности,взаимной приязни,в которой должно проходить обучение; стремление установить конструктивные межличностные отношения в классе, взаимное уважение и доверие между учителем и учащимися.
Основные позиции сторонников «гуманистической педагогики». В-третьих, структурирование учебного процесса учителем и учащимися на "солидарной основе", которая принимается обеими сторонами. В-четвертых, ограничение роли учителя ролью консультанта и "источника знаний", всегда готового прийти на помощь учащимся. В-пятых, создание для каждого учащегося реальных возможностей выбора "познавательных альтернатив« и стремление учителя поощрить детей к самореализации в форме, которая определяется их уровнем развития.
Основные позиции сторонников «гуманистической педагогики». В-шестых, стремление оценить образовательные программы с точки зрения максимальной возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей учащихся (при этом сущность процесса учения понимается как накопление субъективного опыта познания, пронизывающего человеческую жизнь, обогащение его все новыми и новыми гранями). В-седьмых, совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки, отказ от использования оценки как формы давления на учащихся.
«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». А.С. Макаренко
Авторитарный стиль воспитания. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. По меткой характеристике Н. А. Добролюбова, "...ребенок должен слушаться без рассуждений, слепо веровать своему воспитателю, признавать его приказания единственно непогрешительными, а все остальное несправедливым и делать все не потому, что это хорошо и справедливо, а потому, что это приказано и должно быть хорошо и справедливо"
Становление авторитарного воспитания. 1.Особенно отчетливо авторитаризм проявлялся в социальных отношениях и в системах воспитания рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия. Китай). 2.В эпоху феодализма главной задачей воспитания в соответствии с поучениями «отцов церкви» считалось умерщвление плоти и смирение духа. Отсюда логически вытекала необходимость строгого наказания и прежде всего физических мер воздействия, которые считались полезными и благотворными для детей. 3.Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания.
Становление авторитарного воспитания 4.И. Ф. Гербарт утверждал, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерам и педагогического воздействия. И. Ф. Гербарт в деталях разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России.
Становление авторитарного воспитания. 5. В России эту методику активно пропагандировал Н.А. Миллер - Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания. 6. Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "'.
Сущность педагогики требований. 1.Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. 2. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). 3.Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. 4.Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Сущность педагогики требований. 5. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т.п 6. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.
Плюсы авторитарного воспитания : Дети психически более здоровы. Психологи сходятся во мнении, что ребенку необходимо опираться на ограничения. Если он понимает, что где-то есть предел, он чувствует себя в безопасности. Дети стараются хорошо учиться. Послушные, выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых. Ни у кого не возникает сомнений в обязанности родителей отвечать за своих детей. Дети нуждаются в мудром и строгом наставнике, чтобы знать, что позволено делать, а что нет. Строгость всегда будет весомой частью пакета воспитательных мер.
Минусы авторитарного воспитания: Никто не идеален! Всегда будет риск, что авторитарное воспитание превратится в несвободу, муштру и потерю личности ребенком. Ребенок становится «неподвижным». Боясь совершить ошибку и быть, он старается быть как можно более тихим и незаметным. Такие дети вырастают неуверенными в себе, безынициативными личностями без собственных желаний. Ребенок становится неуправляемым. Во многих авторитарных семьях дети в подростковом возрасте восстают против влияния
Великие педагоги о педагогике требований. После 80-х годов произошел бунт против авторитарного воспитания, подразумевавшего, что учитель априорно является носителем абсолютной истины и поэтому должен однозначно формировать заданные качества у ученика. Считалось, что именно так работала вся советская школа. Хотя на практике так было далеко не всегда и не везде. Выдающийся русский педагог и философ, В. Зеньковский писал, что педагогический процесс вообще только на авторитете и стоит. Причем авторитеты бывают разными. Есть авторитет эмоциональный – когда учитель кричит, ведет себя агрессивно, и все его боятся и молчат. Есть авторитет интеллектуальный – когда человек очень много знает и его интересно слушать. А есть авторитет духовный, связанный с определенным внутренним устроением учителя и личностной симпатией к нему учеников.
Великие педагоги о педагогике требований. Выдающийся русский педагог и философ, В. Зеньковский писал, что педагогический процесс вообще только на авторитете и стоит. Причем авторитеты бывают разными. Есть авторитет эмоциональный – когда учитель кричит, ведет себя агрессивно, и все его боятся и молчат. Есть авторитет интеллектуальный – когда человек очень много знает и его интересно слушать. А есть авторитет духовный, связанный с определенным внутренним устроением учителя и личностной симпатией к нему учеников. Ведь это очень важно – любить детей и нести им добро. Такие понятия, как “любовь к ученикам”, “духовный авторитет” эфемерны, описать их очень трудно, но можно. И это – не абстракции, не выдумки. Все это есть в реальной жизни и приносит реальные плоды.
Великие педагоги о педагогике требований. А.С. Макаренко видел две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приведет к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых или озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих.
Великие педагоги о педагогике требований. Авторитет « расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Притча «О воспитании» Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Используемые материалы. 1.Печ. по: Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов, М, 1995. С. 5-33. 2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании// Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. М, 1981. Т.1.С. 78, 76. 3. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.С. 43-44. 4. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.С. 30-31. 5. Песталоцци И.Г. Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразующего метода воспитания// Песталоцци И.Г. Избр. пед.соч.: В 2 т. М., 1981. Т.2. С. 94-95. 6. Дьюи Д. Школа и общество/ Пер. с англ. М.;Пг., 1923. С. 40-41, 42. 7. Дурылин С.Н. Л.Н. Толстой и свободное воспитание// Свободное воспитание.Вып. 4. М„ 1993. С. 1. 8. Толстой Л.Н. Воспитание и образование// Там же. С. 228. 9. Монтессори М. Воспитание и демократия// Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций. / Пер. с англ. М.,1993. Ч. 2. С. 35. 10. Григорьев Д.В., Григорьева А.И., Заика Л.В. Мониторинг воспитания в современной школе – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".
Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...
Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС
Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А " класса СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...
патриотическое воспитание школьников_педагогика и психология
Шевченко Анна Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа ТольяттиПатри...
Перспективы новой школы - воспитание свободной личности
Статья В. Корпачёва в "Учительской газете - Москва" от 8 ноября 2016 года (№45)...
Реферат «Воспитание и образование – предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Природа человеческих способностей. Способности и талант »
Такие явления как способность, одаренность, талант представляют неотъемлемую часть друг друга.Иллюстрация того, как развиваются творческие способности учащихся художественного отделения Детской школы ...
Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности
Данная статья посвящена вопросу роли учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности....
Вопросы свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни. Тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей....