"Свободное воспитание и педагогика требований" (часть 1)
презентация к уроку на тему

Акатова Елена Дмитриевна

История развития педагогических взглядов на воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2_chast_svobodnoe_vospitanie_i_pedagogika_trebovaniy_-_.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свободное воспитание сегодня. Наследие свободного воспитания резко актуализировалось с 50-60-х гг. XXв., когда общество, вступив на путь движения к постинду­стриальной цивилизации, обратилось к личностному началу в человеке, освобождающему последнего от единообразия, стандартизации и уни­фикации производственной и социальной жизни. Одна из важнейших тенденций постиндустриальной эпохи - это стремле­ние придать образованию личностно-ориентированный характер, пре­одолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс ос­воения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашен­ным. В этой связи все большую роль начинают играть установки и кон­кретные методики "гуманистической педагогики" (К. Роджерс, Р.Барт, Ч. Ратбоун), в наиболее явном виде продолжающие сегодня традиции свободного воспитания.

Слайд 2

Свободное воспитание сегодня. Р. Штайнер - с его именем связана так называемая вальфдорская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять индивидуальность ребенка - его мышление, характер, волю, память и т. д.;

Слайд 3

Свободное воспитание сегодня. С. Френе, педагогическая концепция которого пользуется большой популярностью в западных странах. Ее главные признаки - обязательный учет возрастной психологии и разнообразия способностей и наклонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов.

Слайд 4

Основные позиции сторонников "гуманистической педагогики. Во-первых, наличие в школь­ных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды; уделение пристального внимания инициативе учащихся в по­знавательной деятельности, междисциплинарным подходам, соотноси­мым с "человеческими нуждами",саморегуляции и "свободе с чувством ответственности». Во-вторых, подчеркнутый акцент на атмосферу теп­лоты, эмоциональной искренности,взаимной приязни,в которой долж­но проходить обучение; стремление установить конструктивные межличностные отношения в классе, взаимное уважение и доверие между учителем и учащимися.

Слайд 5

Основные позиции сторонников «гуманистической педагогики». В-третьих, структурирование учебного процес­са учителем и учащимися на "солидарной основе", которая принимает­ся обеими сторонами. В-четвертых, ограничение роли учителя ролью консультанта и "источника знаний", всегда готового прийти на помощь учащимся. В-пятых, создание для каждого учащегося реальных воз­можностей выбора "познавательных альтернатив« и стремление учите­ля поощрить детей к самореализации в форме, которая определяется их уровнем развития.

Слайд 6

Основные позиции сторонников «гуманистической педагогики». В-шестых, стремление оценить образовательные программы с точки зрения максимальной возможности развития по­тенциала и стимулирования творческих способностей учащихся (при этом сущность процесса учения понимается как накопление субъектив­ного опыта познания, пронизывающего человеческую жизнь, обогаще­ние его все новыми и новыми гранями). В-седьмых, совместное обсуж­дение учителем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки, отказ от использования оценки как формы давле­ния на учащихся.

Слайд 7

«Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». А.С. Макаренко

Слайд 8

Авторитарный стиль воспитания. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. По меткой характеристике Н. А. Добролюбова, "...ребенок должен слушаться без рассуждений, слепо веровать своему воспитателю, признавать его приказания единственно непогрешительными, а все остальное несправедливым и делать все не потому, что это хорошо и справедливо, а потому, что это приказано и должно быть хорошо и справедливо"

Слайд 9

Становление авторитарного воспитания. 1.Особенно отчетливо авторитаризм проявлялся в социальных отношениях и в системах воспитания рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия. Китай). 2.В эпоху феодализма главной задачей воспитания в соответствии с поучениями «отцов церкви» считалось умерщвление плоти и смирение духа. Отсюда логически вытекала необходимость строгого наказания и прежде всего физических мер воздействия, которые считались полезными и благотворными для детей. 3.Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания.

Слайд 10

Становление авторитарного воспитания 4.И. Ф. Гербарт утверждал, что дети рождаются с так называемой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерам и педагогического воздействия. И. Ф. Гербарт в деталях разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России.

Слайд 11

Становление авторитарного воспитания. 5. В России эту методику активно пропагандировал Н.А. Миллер - Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания. 6. Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "'.

Слайд 12

Сущность педагогики требований. 1.Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. 2. Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). 3.Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. 4.Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Слайд 13

Сущность педагогики требований. 5. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии, этнической группы, партии и т.п 6. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства.

Слайд 14

Плюсы авторитарного воспитания : Дети психически более здоровы. Психологи сходятся во мнении, что ребенку необходимо опираться на ограничения. Если он понимает, что где-то есть предел, он чувствует себя в безопасности. Дети стараются хорошо учиться. Послушные, выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых. Ни у кого не возникает сомнений в обязанности родителей отвечать за своих детей. Дети нуждаются в мудром и строгом наставнике, чтобы знать, что позволено делать, а что нет. Строгость всегда будет весомой частью пакета воспитательных мер.

Слайд 15

Минусы авторитарного воспитания: Никто не идеален! Всегда будет риск, что авторитарное воспитание превратится в несвободу, муштру и потерю личности ребенком. Ребенок становится «неподвижным». Боясь совершить ошибку и быть, он старается быть как можно более тихим и незаметным. Такие дети вырастают неуверенными в себе, безынициативными личностями без собственных желаний. Ребенок становится неуправляемым. Во многих авторитарных семьях дети в подростковом возрасте восстают против влияния

Слайд 16

Великие педагоги о педагогике требований. После 80-х годов произошел бунт против авторитарного воспитания, подразумевавшего, что учитель априорно является носителем абсолютной истины и поэтому должен однозначно формировать заданные качества у ученика. Считалось, что именно так работала вся советская школа. Хотя на практике так было далеко не всегда и не везде. Выдающийся русский педагог и философ, В. Зеньковский писал, что педагогический процесс вообще только на авторитете и стоит. Причем авторитеты бывают разными. Есть авторитет эмоциональный – когда учитель кричит, ведет себя агрессивно, и все его боятся и молчат. Есть авторитет интеллектуальный – когда человек очень много знает и его интересно слушать. А есть авторитет духовный, связанный с определенным внутренним устроением учителя и личностной симпатией к нему учеников.

Слайд 17

Великие педагоги о педагогике требований. Выдающийся русский педагог и философ, В. Зеньковский писал, что педагогический процесс вообще только на авторитете и стоит. Причем авторитеты бывают разными. Есть авторитет эмоциональный – когда учитель кричит, ведет себя агрессивно, и все его боятся и молчат. Есть авторитет интеллектуальный – когда человек очень много знает и его интересно слушать. А есть авторитет духовный, связанный с определенным внутренним устроением учителя и личностной симпатией к нему учеников. Ведь это очень важно – любить детей и нести им добро. Такие понятия, как “любовь к ученикам”, “духовный авторитет” эфемерны, описать их очень трудно, но можно. И это – не абстракции, не выдумки. Все это есть в реальной жизни и приносит реальные плоды.

Слайд 18

Великие педагоги о педагогике требований. А.С. Макаренко видел две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приведет к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых или озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих.

Слайд 19

Великие педагоги о педагогике требований. Авторитет « расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Слайд 20

Притча «О воспитании» Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. - Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: - Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Слайд 21

Используемые материалы. 1.Печ. по: Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов, М, 1995. С. 5-33. 2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании// Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. М, 1981. Т.1.С. 78, 76. 3. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.С. 43-44. 4. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.С. 30-31. 5. Песталоцци И.Г. Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразующего метода воспитания// Песталоцци И.Г. Избр. пед.соч.: В 2 т. М., 1981. Т.2. С. 94-95. 6. Дьюи Д. Школа и общество/ Пер. с англ. М.;Пг., 1923. С. 40-41, 42. 7. Дурылин С.Н. Л.Н. Толстой и свободное воспитание// Свободное воспитание.Вып. 4. М„ 1993. С. 1. 8. Толстой Л.Н. Воспитание и образование// Там же. С. 228. 9. Монтессори М. Воспитание и демократия// Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций. / Пер. с англ. М.,1993. Ч. 2. С. 35. 10. Григорьев Д.В., Григорьева А.И., Заика Л.В. Мониторинг воспитания в современной школе – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А "  класса  СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...

патриотическое воспитание школьников_педагогика и психология

Шевченко Анна Николаевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 89 городского округа ТольяттиПатри...

Перспективы новой школы - воспитание свободной личности

Статья В. Корпачёва в "Учительской газете - Москва" от 8 ноября 2016 года (№45)...

Реферат «Воспитание и образование – предмет педагогики. Основные понятия и категории педагогики. Природа человеческих способностей. Способности и талант »

Такие явления как способность, одаренность, талант представляют неотъемлемую часть друг друга.Иллюстрация того, как развиваются творческие способности учащихся художественного отделения Детской школы ...

Роль учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности

Данная статья посвящена вопросу роли учителя английского языка в воспитании свободной и нравственной личности....

Вопросы свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни. Тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей....