Проект "Историческая память: аспекты воспитания подрастающего поколения"
проект на тему
В данной работе авторы анализируют собранный материал о том, что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне, а также вносят предложения о воспитании в детях чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_pamyat_aspekty_vospitaniya_podrastayushchego_pokoleniya_proekt.docx | 62.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 121»
ул.Дзержинского, 25, г.Снежинск, Челябинской области, Российская Федерация, 456775
Тел./факс: (8-35146) 3-13-23, тел.: (8-35146) 2-25-84,
http://www.sch121-snz.edusite.ru; e-mail: sc121_ir@mail.ru
Историческая память: аспекты воспитания подрастающего поколения
Руководитель проекта:
Закутнева Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №121
Исполнители проекта: учащиеся 8 класса.
Снежинск
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
1 Этап – Анкетирование и результаты……………………………………….. 6
2 Этап - Анализ учебно-методического комплекса по литературе и русскому языку в контексте сохранения исторической памяти………………………. 10
3 Этап – Анализирование списков «100 книг» и «100 фильмов», рекомендованных Министерством образования России…………………….. 13
4 Этап – Анализ роли образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в воспитании исторической памяти у подрастающего поколения…………………………………………………… 15
5 Этап - Предложения по дополнительным мерам для сохранения исторической памяти у подрастающего поколения………………………… 18
Литература……………………………………………………………………… 21
Приложение А…………………………………………………………………. 22
Приложение Б…………………………………………………………………... 23
Пояснительная записка
Россия. Наша страна, наша Родина. Сколько трудностей она пережила за годы своего существования! Выстояла Русь во времена татаро-монгольского ига, не склонила голову перед армией Наполеона, не встала на колени перед фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах.
Мы должны помнить о тех испытаниях, которые выпали на долю России. Однако время идет. Эти события от нас все дальше и дальше. Ушла в историю и Великая Отечественная война.
Историческая память… Можно ли понять драматизм и трагизм войны, изучая только труды историков? Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?
Обелиски с именами погибших – это сохранение памяти о военных событиях живущими ныне людьми; но главное – сохранить в душе чувство благодарности к тем, кто трагически погиб, выполняя свой гражданский и человеческий долг во время войны.
А что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне? К сожалению, очень мало…
В своём проекте мы рассматриваем проблему исторической памяти в аспекте воспитания подрастающего поколения. Данная тема является актуальной, так как молодым необходимо знать свою историю, помнить о том, кому мы обязаны жизнью.
Направление проекта: сохранение культурных традиций и исторической памяти.
Цель: аспекты воспитания подрастающего поколения в контексте сохранения исторической памяти.
Задачи:
-определить, что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне (анкетирование);
- проанализировать школьную программу (литература и русский язык), выяснить количество часов, которое рекомендовано для изучения произведений о войне;
-провести сравнительный анализ современной учебной - методической литературы с учебниками и пособиями, выпущенными в 80 годы 20 века на наличие текстов о войне;
-провести беседу с работниками школьной и городской библиотеки, с сотрудниками ДК «Октябрь»;
-составить сценарий классного часа к дню Победы с использованием стихов снежинских поэтов.
Участники проекта: Обучающиеся МБОУ СОШ №121,г.Снежинска, возрастная категория 11-15 лет.
Этапы (сроки) проведения проекта:
1 Этап – Анкетирование и результаты – сентябрь 2013г.
2 Этап - Анализ учебно-методического комплекса по литературе и русскому языку в контексте сохранения исторической памяти – октябрь 2013г.
3 Этап – Анализирование списков «100 книг» и «100 фильмов», рекомендованных Министерством образования России – ноябрь 2013г.
4 Этап – Анализ роли образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в воспитании исторической памяти у подрастающего поколения – декабрь 2013г.
5 Этап - Предложения по дополнительным мерам для сохранения исторической памяти у подрастающего поколения – январь – март 2014г.
Методы и приемы работы над проектом:
-изучение литературы о Великой Отечественной войне;
-анкетирование учащихся 6-9 классов МБОУ СОШ №121;
-изучение и анализ списка Министерства Образования РФ «100 книг» и «100 фильмов», рекомендованных для средней школы;
-чтение и анализ стихов снежинских поэтов о войне (О.Н.Фомичевой, В.Громова, Б.В.Константинова, Л.Владимировой);
-сбор информации о городских мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне; анализ школьных мероприятий;
-беседа с работниками Городской детской библиотеки имени П.П.Бажова и библиотеки школы №121 с целью выяснения читательского спроса на книги военной тематики;
-создания сценария классного часа, посвященного победе в Великой Отечественной войне.
1 Этап – Анкетирование и результаты
Знает ли о войне подрастающее поколение?
Для того чтобы понять, знают ли наши ровесники историю Великой Отечественной войны, мы провели анкетирование в 6-10 классах МБОУ СОШ №121. Было обработано 200 анкет (Приложение А).
Учащимся были предложены вопросы на знание времени начала и окончания войны, об источниках получения информации о войне, о просмотре фильмов и чтении книг по данной теме, о том, должны ли нынешние дети помнить о тех событиях (Приложение 1).
Самый первый вопрос о дате начала и окончания Великой Отечественной войны вызвал затруднения у 22,5 % опрошенных. Ученики путают не только год начала и завершения войны, но и век, когда она проходила.
Поразительно, что при этом у 82% опрошенных кто-либо из родственников принимал участие в войне.
Следующим был вопрос о тех источниках , из которых молодежь получает сведения о войне (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Так, информацию в школе получают 72,5% учащихся, из фильмов и книг – 77,5% и 36 % соответственно. Интернет по получению информации встал на один уровень с книгами: 36%. Также информацию дети узнают от родителей – 12%. В беседах с ветеранами – 5%. Жаль, что 5% детей совсем не интересуются своей историей.
Таким образом, главный источник информации, по мнению опрашиваемых, - это школа и фильмы о войне.
События Великой Отечественной войны от нас далеко, поэтому узнать о них можно, в первую очередь, из книг и фильмов. Смотрят ли подростки художественные фильмы о войне, читают ли о ней книги?
К сожалению, чтение книг уходит на второй план. Большинство детей не смогли вспомнить книги о событиях 1941-1945 годов. Лишь 25,5% назвали хотя бы одну книгу. Чаще всего, это произведения, изучаемые в школе: «Сын полка» (В.Катаев) и «Судьба человека» (М.Шолохов).
А вот с просмотром фильмов ситуация складывается лучше: дети смотрят картины о войне (82,5%). Но предпочтение отдают современным постановкам. Лидируют фильмы «Туман», «Брестская крепость» и «Мы из будущего». Их назвали почти все опрашиваемые. Из фильмов 20 века дети смотрели «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Звезда». Но, к сожалению, таких учащихся оказалось очень мало.
Беседа с заведующей абонементом 5-9 классов Городской детской библиотеки Рядчиковой Татьяной Викторовной подтвердила полученные результаты: книги о войне дети берут редко, чаще всего это стихи к Дню победы или произведения по школьной программе. Интерес к военной теме очень низкий. Татьяна Викторовна поделилась наблюдениями о том, что сейчас на абонементе есть 6 мальчиков (6-7 класс), которые постоянно берут книги о войне. Остальные читатели выбирают либо детективы, либо «ужастики». Татьяна Викторовна работает в библиотеке очень давно и сказала, что 20-30 лет назад дети с удовольствием ходили в библиотеку, книги выдавали лишь на семь дней: так велик был на них спрос. Книги о Великой Отечественной войне пользовались спросом, причем читали не только по школьной программе. К сожалению, в наше время современные авторы практически не пишут о войне.
В школьной библиотеке ситуация оказалась похожей. Наталья Александровна Зырянова рассказала, что книги о Великой Отечественной войне берут лишь по заданию учителя. Также от нее мы узнали о Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Поразительно, что в 2012 году 1 место заняла книга о Великой Отечественной войне Эдуарда Веркина «Облачный полк». Лучшее произведение выбирали как взрослые, так и юные читатели. Первое место книге было присуждено единогласно. Значит, подростки все-таки читают книги о войне.
Положительные эмоции вызвал ответ на вопрос «Должны ли мы помнить о войне?» 93,5% считают, что забывать о тех событиях мы не имеем права, 2 % не смогли ответить. К сожалению, 4,5% думают, что детям не надо знать историю своей страны.
Таким образом, проанализировав данные опроса, мы пришли к следующим выводам:
-подрастающее поколение считает необходимым знать историю Великой Отечественной войны;
-учащиеся большую часть информации получают в школе и из просмотра кинофильмов;
-чтение как источник информации уходит на второй план;
-родителям необходимо чаще беседовать с детьми об истории своей семьи, своего народа; устраивать с детьми семейные просмотры старых военных фильмов.
В современном мире родители не всегда уделяют внимание тому, что читают их дети, чем они заняты. Семейное чтение почти сошло на нет. Большая часть родителей не усадят своего ребенка к телевизору, чтобы посмотреть вместе с ним фильм о войне. А современное телевидение показывает много фильмов о тех страшных событиях. Но современный подросток вряд ли по собственной инициативе уделит время просмотру этих передач. Значит, воспитание у подрастающего поколения уважения к своему прошлому ложится на плечи школы.
2 Этап - Анализ учебно-методического комплекса по литературе и русскому языку в контексте сохранения исторической памяти
Мы проанализировали Программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной для 5-11 класса и выяснили, что в каждой параллели отводится по несколько часов на изучение произведений о Великой Отечественной войне, причем чаще всего они предложены для обзорного изучения или для внеклассного чтения.
Нами была составлена таблица, результаты которой показывают, что военная тема отходит на второй план. Мы видим, что из 578 часов по литературе в 5-11 классах лишь 20 выделено на изучение произведений о Великой Отечественной войне. Это 3,4% от общего количества часов. Больше всего уроков в 8 классе (6ч.), а вот в 10 их нет совсем.
Класс | Количество часов в год | Количество часов для изучения произведений о войне | Процент от общего количества |
5 | 68 | 1 | 1.47% |
6 | 68 | 1 | 1.47% |
7 | 68 | 3 | 4.4% |
8 | 68 | 6 | 8.82% |
9 | 102 | 5 | 4,9% |
10 | 102 | 0 | 0 |
11 | 102 | 4 | 3.9% |
За весь курс основной школы | 578 | 20 | 3,4% |
Также мы сравнили современные учебники по русскому языку для 5-9 классов (под редакцией Тростенцовой, Ладыженской), методическую литературу для учителя и те пособия и учебники, по которым учились дети и преподавали учителя в 60-90 годы 20 века. Нас поразило то, что в современных учебниках за 5, 8, 9 класс нет ни одного текста, который бы затрагивал тему Великой Отечественной войны. По два текста мы нашли в учебниках за 6 (упражнение 92, 175) и 7 (упражнение 130, 439) класс. А в старом учебнике за 8 класс (1986 год) таких текстов семь (упр.373, 326, 339, 340, 354, 354, 357). Это, конечно же, не так много. Но как точно говорится о войне в отрывках из произведений Б.Полевого, М.Шолохова, А.Твардовского!
При сравнении сборников текстов для изложений 1954 ( П.О.Афанасьев), 1991 (Т.А.Костяева) и 2009 (Л.Л.Страхова) года выпуска мы увидели, что на одну параллель в 1954 году было предложено 9 текстов о войне («Воздушный бой», «Наши спасены!», «Летчик Бабушкин» и т.д.), в 1991 – 8 текстов («Пропавшая рукопись», «Дорогая реликвия», «Соловей», «Незабудки Мамаева кургана» и т.д.), а в 2009 – ни одного. Мы думаем, что в современных учебниках произведений и текстов о Великой Отечественной войне должно быть намного больше, так как подрастающему поколению необходимо напоминать о войне не только перед днем Победы.
Также у преподавателей истории узнали, что на изучение Великой Отечественной войны отводится лишь 5 часов в 9 классе. А в скором времени это количество часов планируют сократить до 2. Разве можно дать полную информация о войне за 5 уроков? Думаем, что это сделать невозможно. Для сравнения: на изучение Отечественной войны 1812 года отводится один час. Примечательно, что большую часть информации о сражении России и ее союзников против армии Наполеона дети получают на уроках литературы при изучении романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (это 22 часа). Именно на литературе узнают про Шенграбенское, Аустерлицкое сражение, Бородинскую битву и т.д.
Скоро школы перейдут на обучение детей в 5-9 классах по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС) второго поколения. Мы проанализировали Примерную Программу по литературе для 5-9 классов. Там по военной тематике предложены лишь три произведения: А.Твардовский «Василий Теркин» (главы «Переправа» и «Два бойца»), М.Шолохов «Сульба человека» и поэма Мустай Карима «Бессмертие». Еще четыре произведения предложены для обзорного ознакомления. Это «Сын полка» В.Катаева, «Рассказ танкиста» А.Твардовского, «Сороковые» Д.Самойлова и «Обелиск» В.Быкова.
Таким образом, количество часов, отведенных на изучение событий Великой Отечественной войны, а также подбор учебных текстов и заданий не нацелены на сохранение у учащихся исторической памяти.
3 Этап – Анализирование списков «100 книг» и «100 фильмов», рекомендованных Министерством образования России
В конце 2012 года Министерство образования России предложило школам список «100 книг» и «100 фильмов», на которые необходимо обратить внимание учащихся. Был проведен анализ этих списков, и по его результатам составлена таблица. В списке «100 книг» 15 произведений о Великой Отечественной войне (15%), а в перечне «100 фильмов» 17 произведений (17%) .
Название списка | Произведения и фильмы о Великой Отечественной войне (количество) | Процент от общего количества | Книги и фильмы, которые можно было бы добавить в список (по рекомендации учителей) |
«100 книг» | 15 | 15% | Алесь Адамович «Хатынская повесть»; Борис Васильев «Завтра была война» |
«100 фильмов» | 17 | 17% | «Брестская крепость» (2010), реж.А.Котт; «Отец солдата» (1964), реж.Резо Чхеидзе; «Офицеры» (1971), реж.В.Роговой; «Сын полка» (1946), реж.В.Пронин; «Повесть о настоящем человеке» (1948), реж.А.Столпер. |
В данном списке видна положительная тенденция возвращения исторической памяти подрастающему поколению. В беседе с учителями истории и литературы мы выяснили, что предложенные фильмы действительно дают правдивое представление о войне. Однако в этот список предложили добавить следующие фильмы: «Брестская крепость» (2010), режиссер А.Котт; «Отец солдата» (1964), режиссер Резо Чхеидзе; «Офицеры» (1971), режиссер В.Роговой; «Сын полка» (1946), режиссер В.Пронин; «Повесть о настоящем человеке» (1948), режиссер А.Столпер.
Таким образом, списки «100 книг» и «100 фильмов» нацелены на то, чтобы молодые люди не забывали свою историю, помнили о Великой Отечественной войне.
4 Этап – Анализ роли образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в воспитании исторической памяти у подрастающего поколения
Большую роль в сохранении исторической памяти подрастающего поколения играют учреждения дополнительного образования, культуры. Необходимо проводить как можно больше мероприятий, нацеленных на патриотическое воспитание молодежи.
Мы встретились с работниками ДК «Октябрь», чтобы узнать, как с помощью дополнительного образования можно прививать чувство гордости за свою страну, свой народ.
Марина Геннадьевна Крутякова, режиссер театральной студии «У Марины», рассказала о том, что для своих постановок она чаще всего выбирает серьезные произведения, которые имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Спектакль «Василий Теркин» они выбрали не случайно. Дело в том, что отдельные главы из поэмы изучаются на уроках литературы. Но молодежь не до конца понимает смысл произведения. Актеры на сцене смогли показать и трагизм, и веселые моменты, связанные с образом Василия Теркина. А танцоры из ДТК «Счастливое детство» (руководитель Л.С.Суковаткина) с помощью народных танцев создали атмосферу того времени. Однако актеры отмечали, что когда несколько лет назад этот спектакль показали специально для школьников, то работать с залом было очень трудно. Контакт был налажен, но не сразу. Возможно, что эта тема не затронула молодежь на все 100%.
В прошлом году спектакль восстановили. На вопрос о том, какова же зрительская аудитория на спектаклях на военную тему, Марина Геннадьевна сказала: «Ходят, в основном, взрослые люди, детей и подростков очень мало».
Также студия поставила в этом году «В списках не значился» по произведению Бориса Васильева. На премьере 22.02.2013 было около 250 человек, а на следующий день в зале было примерно 450 зрителей. Основная публика – взрослые люди. Примечательно, что на этот спектакль пришел кадетский класс 126 школы в полном составе. Марина Геннадьевна отметила, что дети понимали, куда и зачем пришли. Вывод режиссер сделала такой: все спектакли мы ставим для того, чтобы люди сохранили память о тех страшных днях, чтобы помнили, как досталась нам мирная жизнь.
Лидия Степановна Суковаткина, руководитель ДТК «Счастливое детство», рассказала, что дети любят исполнять танцы на военную тематику. Особенно им нравится «Катюша», которую танцует уже не первое поколение молодых исполнителей. В то время, когда Лидия Степановна только начинала работать, часто делали хореографические постановки про первый («Последний вальс») или последний день войны. Работала в этом направлении Галина Александровна Рудина. Лидия Степановна многому у нее научилась и продолжила эту добрую традицию. Это танцы «Тачанка», «Самовары» «Смуглянка». Да, такие танцы ставить нелегко, потому что ребятам, рожденным в мирное время, трудно представить ту эпоху. Поэтому искусство помимо эстетической несет в себе и воспитательную функцию.
Из мероприятий ДТДиМ , посвященных Великой Отечественной войне, на первом месте необходимо выделить фестиваль военной песни «На крыльях памяти», где юные певцы исполняют песни военных лет, современные композиции, направленные на сохранение исторической памяти.
Также в городе в апреле среди школ проводится фестиваль литературно-музыкальных композиций, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны.
В феврале 2013 года учащиеся нашей школы совместно с учителями представили композицию «Провозглашаю славу Сталинграду!», которая была приурочена к 70-летию победы советского народа в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года). Замечательно то, что вместе с детьми на сцене были и учителя, которые своим примером показали, как надо относиться к событиям тех страшных лет. Также в школе стали доброй традицией конкурсы чтецов стихов о Великой Отечественной войне.
Большую роль в сохранении исторической памяти играет Совет ветеранов Снежинска, творческое объединение «Неолит», которые выпускают историко-литературный городской альманах «Свет памяти». В нем печатают не только стихи и статьи состоявшихся авторов, но и произведения наших ровесников.
В Снежинске несколько лет в ночь на 22 июня проводится акция «Сто зажженных сердец». Сотни людей разного возраста проходят по главным улицам города к памятнику Воину-освободителю. У каждого в руке зажженная свеча. Это дань памяти тем, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны, умер от голода и лишений в тылу. Всем, кого сейчас нет среди нас.
Для себя мы открыли войну заново, когда одна из авторов работы (Тарасова Евгения) приняла участие в городском, а потом и областном конкурсе чтецов произведений Мусы Джалиля. Поразила, в первую очередь, биография поэта, который был казнен фашистами в 1944 году на гильотине. Его стихи о страшных днях, о замученных женщинах, детях никого не оставляют равнодушными. В областном конкурсе приняло участие более 700 детей. Очень много прозвучало стихов о войне: «Варварство», «Песня матери» и т.д. Было видно, что дети прочувствовали все, о чем читали. Именно так, через слово, можно донести до школьников всю жестокость и тяжесть войны.
Таким образом, роль образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в воспитании исторической памяти у подрастающего поколения очень велика. Поэтому именно сотрудничество данных организаций принесет положительные результаты. В детях необходимо развивать чувство патриотизма, умение помнить и переживать. Только тогда подрастающее поколение будет бережно хранить память о своих предках.
5 Этап - Предложения по дополнительным мерам для сохранения исторической памяти у подрастающего поколения
Мы видим, что в городе и в школах проводится большое количество мероприятий, направленных на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Однако участие в таких мероприятиях принимает лишь небольшая часть учащихся. Исключением можно назвать театральные постановки, на которые учителя стараются привести как можно больше учеников.
Значит необходимо, чтобы учащиеся были не сторонними наблюдателями, а сами принимали участие в проведении различных акций, конкурсов, классных часов.
В нашем городе есть кинотеатр «Космос». В нем можно проводить тематические показы фильмов исторической направленности. Думаем, что на такие сеансы с удовольствием придут и учителя со своими учениками, и люди старшего поколения.
В каждом классе можно создать Летопись Великой Отечественной войны. Результаты анкетирования показали, что почти у всех детей родственники принимали участие в войне. Поэтому просто необходимо, чтобы дети вместе с родителями собрали материал о прабабушках и прадедушках, которые не только воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но и ковали победу в тылу. Такой материал бесценен. Дети, которые сами напишут о своих родных, смогут ощутить связь поколений, пропустят через себя все переживания, горе и трудности, выпавшие на долю их предков. Думаем, что эти работы смогут пополнить городской историко-литературный альманах «Свет памяти».
В школе можно проводить факультатив «История Великой Отечественной войны глазами кинематографистов». В отечественном кино очень много художественных и документальных фильмов о событиях 1941-1945 годов. Учитель перед показом фильма может рассказать об истории его создания, об актерах, познакомить детей с главными персонажами. После просмотра фильма обязательно должно быть обсуждение, чтобы учащиеся смогли раскрыть свои чувства, выразить эмоции. Такое тесное сотрудничество учителя и учеников (никаких оценок быть не должно!) обязательно даст положительный результат.
Также учителя литературы могут в список книг для летнего и для внеклассного чтения включать больше книг о войне. Например, произведения Б.Полевого, В.Быкова, Б.Васильева, стихи О.Бергольц, К Симонова, М.Джалиля и т.д.
Необходимо проводить классные часы, приуроченные не только к Дню победы, но и к важным датам Великой Отечественной войны. Надо рассказывать и о сражениях, и о простых людях, мужественно сражавшихся на фронтах, работавших в тылу.
Мы написали свой сценарий классного часа, в котором дается общее представление о Великой Отечественной войне (Приложение Б). Для того чтобы сценарий имел свою особенность, был связан с нашим краем, мы включили в него стихи только снежинских поэтов: О.Н.Фомичевой, В.Громова, Б.В.Константинова, Л.Владимировой.
Классные часы планируется провести как в начальном, так и в среднем звене. Обязательное условие – привлечение одноклассников к проведению этого мероприятия.
В результате работы над проектом мы пришли к следующим выводам:
-подрастающее поколение считает необходимым знать историю Великой Отечественной войны;
-родителям необходимо чаще беседовать с детьми об истории своей семьи, своего народа; устраивать с детьми семейные просмотры старых военных фильмов, вернуть семейное чтение;
-школам, учреждениям дополнительного образования и культуры надо проводить совместные мероприятия, нацеленные на воспитание у молодежи чувства патриотизма.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь, нынешние дети, родившиеся и выросшие в мирное время, во-первых, никогда бы не испытали ужаса войны, а во-вторых, задумывались над тем, кому мы обязаны жизнью.
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат, и офицеров, погибших за нашу Родину. Помним…
Литература
1.Афанасьев П.О., Кореневский Е.И. Сборник статей для изложенийю Москва: Учпедгиз, 1954.
2.Громов В. Гроздья рябины. Челябинск: Светунец, 2011.
3.Коровина В.Я. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Москва:Просвещение, 2009.
4.Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы. Москва: Просвещение, 1991.
5.Примерные программы по учебным предметам. Литература. Москва: Просвещение, 2011.
6.Свет памяти: историко-литературный альманах. Выпуск 2. Челябинск: Цицеро, 2011.
7.Страхова Л.Л. Тексты для изложений. Санкт-Петербург: Литера, 2009.
Приложение А
Анкета
1.Класс
2.Когда была Великая Отечественная война?
3.Откуда Вы узнаете информацию о Великой Отечественной войне?
а)на уроках в школе;
б)из фильмов;
в)из книг;
г)из Интернета;
д)от родителей;
е)не интересуюсь этими событиями.
4.Какие книги о Великой Отечественной войне Вы читали?
Какие фильмы смотрели?
5.Должно ли молодое поколение знать о войне?
1)да;
2)нет;
3 )не знаю.
6.Были ли среди ваших родственников участники Великой Отечественной войны?
Приложение Б
Сценарий тематического классного часа
«Пока сердца стучат, помните!»
Ученик 1. Великая Отечественная война… О ней можно говорить вечно. Миллионы отданных жизней за наше спокойное и мирное будущее.
Ученик 2. Июнь 1941 года был жарким. Рыбаки потянулись на рыбную ловлю, в школах начинались последние экзамены. Наступил самый обычный день 22 июня.
Ученик 3. Накануне прошли выпускные вечера во многих школах, и выпускники по традиции шли встречать рассвет, в то утро солнце взошло в 3.40 В это время бомбардировщики уже легли на боевой курс. Великая Отечественная война началась.
Чтец.
Ещё полчаса до рассвета:
Спят праведно добрые люди.
Последнее мирное лето, -
Такого не будет, не будет!
Всего пять минут до атаки;
Нацелены хищные жерла.
Качаются алые маки,
Скорбя по живым еще жертвам.
Лазурное небо июня,
Беспечных кузнечиков стрекот.
В стволе напряженная пуля
Готова, готова к полету.
Обратный отсчет… Лишь мгновенье –
И небо смешается с адом.
Кричала земля в исступленье:
«Не надо! Не надо! Не надо!»
Ученик 1. Весь народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.
Чтец.
Я помню все, те дни тревоги,
Года неслыханной беды,
Стояла мама у дороги
С ведром колодезной воды.
В глазах – вопрос немой и горький,
К колонне шла почти бегом.
В покрытых пылью гимнастерках
Искала сына своего.
Слеза из глаз ее катилась –
«Сынки, родимые сынки!»
Рукой морщинистой крестила
Угрюмо шедшие полки.
Я помню все: и грохот стали,
И слезы матери моей,
И тех солдат, что умирали
Среди нескошенных полей.
Встают из тьмы года лихие,
Пробиты пулями насквозь.
О, мать моя, моя Россия,
Что пережить тебе пришлось!
Ученик 2. Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на Московском направлении в 1941 году.
Ученик 3. В августе 1942 началась шестимесячная Сталинградская битва. Наступление Красной армии под Сталинградом положило началу коренному перелому в ходе этой жестокой и беспощадной войны. А 5 июня 1943 года при битве на Курской дуге окончательно стало ясно, что расчеты Гитлера на разгром Советского Союза не оправдались.
Чтец.
Они не вернулись из боя
Той страшной, жестокой войны.
Весь мир заслонили собою,
Чтоб жили на свете и мы.
Кипела земля от разрывов,
И в воздухе нечем дышать;
Объятые пламенем нивы,
Нельзя в поруганье отдать!
В атаку вставали рядами,
Но падал подкошенным ряд.
Спасибо, мой дедушка Ваня,
Что ты защищал Сталинград!
Ученик 1 . Единство многонационального советского народа стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне. Все – от мала до велика – встали на борьбу с народным врагом. Не щадя ни сил, ни времени, люди сделали невозможное.
Ученик 2. И ярким доказательством тому является самое трагическое воспоминание тех лет – блокада Ленинграда: 900 дней и ночей держали ленинградцы оборону, но не пустили врага в город на Неве.
Чтец.
Сто граммов пайка, и война, и вой бомбежек.
Заледенела тишина морозом кожи.
И малыши не гомонят, лишь тянут руки.
И не выносит горький взгляд голодной муки.
Насквозь все жилочки видать, скелета кости.
Здесь стала часто гостевать с косою гостья.
И в небо стайками летят ребячьи души.
Сухие слезы сронит мать: «Пусть… им там лучше…»
Бессмертный город Ленинград завещан внукам.
На Невском пушки бьют набат другим в науку.
…Я крошки хлеба со стола сметаю в горстку,
Чтоб птичка – детская душа – зимой не мерзла.
Ученик 3 . От Бреста до Москвы – 1000км. От Москвы до Берлина – 1600 км. 2600 км… Поездом – четверо суток, самолетом – 4 часа. А дорогами войны – 4 года. 4 года!!! 1418 дней!!! 34 000 часов!!!
Ученик 1. И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет!
Чтец.
Давно уже закончилась война,
И поле брани рожью колосится.
Но вспоминаем павших имена,
На фото старых вглядываясь в лица.
Не дожили, не спели, не дошли…
Им не встречать рассветы и закаты;
Недолюбили… Боль родной земли,
Как вдовьи слезы на платке зажатом.
Мечтали о Победе, о весне, -
Лишь памятников в небо смотрят пики.
И не дают забыть о той войне
Летящих журавлей шальные крики.
Ученик 2. Четыре долгих года шла самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с этим были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик 3. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Многочисленные трудности перенесли жители нашей страны. Мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал восхищения героями, отстоявшими страну в самых тяжелых условиях. Казалось, что вся страна лишилась света, воды, топлива, хлеба, опустилась доисторическая мгла и что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю русского народа.
Чтец.
Пожизненно бытует лихолетье
В просторах памяти солдатских сыновей,
И с запада, как в детстве, ночью ветер
Приносит запах выжженных полей.
Для них война – и детство, и взросленье,
И цвет любви, и взгляды их детей…
Проходят по планете поколенья
Потомков победителей смертей!
Ученик 1 . Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь, нынешние дети, родившиеся и выросшие в мирное время, во-первых, никогда бы не испытали ужаса войны, а во-вторых, задумывались над тем, кому мы обязаны жизнью.
Чтец.
Мальчики, девочки – планов ступенечки;
Кружится бал выпускной.
Утро рассветное… орды несметные
В мир безмятежный – войной!
Мальчики, девочки… В гору ступенечки,
В небо проткнул обелиск.
За жизнь спасенную, павшим за Родину
Ты до земли поклонись!
Ученик 2. Победа нашей Родине досталась дорогой ценой. На защиту поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу – вот чем была завоевана эта победа.
Ученик 3. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 300 раз был повторен бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героическую оборону и стойкость званием «город-герой» отмечены Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Киев, Сталинград (Волгоград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «крепость-герой».
Чтец.
Бой месит небо с сырой землею.
Бинты промокли насквозь зарею.
Живой и павший – здесь все герои!
Не знала крепость позора Трои.
Воды б из Буга, да всласть напиться;
Пологий берег, не подступиться.
Здесь даже тенью не просочиться,
В пустое небо глядят глазницы.
Июль в разгаре; свинца поземка.
Алеет небо бинтов каемкой.
В живых остаться б, качать ребенка…
Мы умираем, но не сдаемся!
Учитель. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной войне. Мы помним всех: и героев и рядовых, и мальчишек и девчонок, и солдат, и офицеров, погибших за нашу Родину. Помним…
Чтец.
Гремят салюты, землю сотрясая,
Вещая о Победе, о весне,
О том далеком сорок пятом мае,
О людях, победивших на войне.
И в памяти всплывает день Победы
У всех, кто пережил военную грозу.
Блестят медали у отцов и дедов,
Украдкой утирающих слезу.
Мы помним всё! И память будет свято
Хранить в сердцах участников войны
И гибель неизвестного солдата,
И подвиги защитников страны!
Мы помним все разграбленные села,
Пожары белорусских деревень,
И города, горящие под Псковом,
И обелисков памятную тень.
Так пусть гремят салюты в день Победы!
Пусть предвещают светлый, мирный день!
Спасибо Вам, отцы, спасибо, деды,
За мир, за жизнь, за майскую сирень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения
В наше время необходимо уделять больше внимания воспитанию подрастающего поколения. Не менее важной задачей является и его нравственное здоровье. Какие нравственные ценности признает подрастающее поко...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПРАКТИКУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
внедрение гто в образовательные учреждения...
Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...