Программа "Компетентный потребитель"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Компетентный потребитель» предназначена для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность. Любой человек – центральная фигура в экономике. Он выступает в роли производителя и потребителя, он должен уметь принимать простые экономические решения, понимая при этом, что за ними стоит. Его права, как потребителя, защищены специальным законом, который называется «Закон о защите прав потребителей». Во многих житейских ситуациях Закон защищает наше здоровье, кошельки, покой от действий недобросовестных производителей и продавцов. Необходимо учить молодых людей с ограниченными возможностями здоровья основам потребительской культуры и умению пользоваться этим законом. Знание своих законных прав и умение ими пользоваться – это и есть потребительская культура. Грамотно и рационально спланировать потребительский бюджет, знать, куда и как вложить свои сбережения, знать принципы торговли и уметь выбирать качественные товары и вести свое домашнее хозяйство, – все это и многое другое можно узнать на занятиях по программе «Компетентный потребитель».
Новизна. В настоящее время в детском доме нет специального предмета, в результате изучения которого молодые инвалиды приобретали бы знания, необходимые им в такой важной сфере экономической жизни общества как потребление. Предлагаемая программа: «Компетентный потребитель» поможет молодым людям овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации, поможет адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.
Цель программы – подготовить молодых людей к выполнению социальной роли потребителя, демонстрирующего рыночную модель поведения.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование у воспитанников знаний о потребителе как основном участнике экономики (потребности, мотивы, интересы, положение на рынке);
- овладение знаниями, необходимыми рациональному участнику
обмена (покупателю); - знакомство с финансовыми инструментами (страхование,
кредитование, инвестирование), с правами потребителя и способами их
защиты; - овладение умениями принятия рациональных потребительских
решений, критического анализа экономической информации, планирования финансовых ресурсов и защиты прав потребителя;
Развивающие:
- развитие навыков рационального поведения в экономической среде и экономических отношениях;
- развитие экономического мышления в целях выбора эффективных способов решения практических ситуаций в сфере потребления
Воспитательные:
- формирование основ культуры потребления;
- овладение этическими нормами потребителя;
Коррекционные:
- Обогащение словарного запаса
- Развитие логического и критического мышления, толерантности, коммуникативных умений.
- Социализация личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность
- наглядность
- индивидуальный подход
- принцип практической направленности обучения,
- принцип коррекции и целесообразности
Программой предусматривается годовая нагрузка 40 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе воспитанники
должны знать:
- основные понятия, характеризующие потребление как сферу экономики;
- как осуществить рациональный выбор товара и услуги;
- основные права потребителей;
- финансовые инструменты, обеспечивающие рациональное использование денежных средств;
- этику потребления;
- способы защиты прав потребителя.
Уметь:
- выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, ценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и др.)
- грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы сбыта, на транспорте и др.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теоретич. | Практич. | Кол-во часов |
1 | Потребитель – основной участник обмена. | 7 | 7 | 14 |
1 | Кто такой потребитель? Мотив и потребность. Индивидуальные и общие потребности. Полезность товаров и услуг. | 1 | ||
2 | Выбор и цена выбора. Дополнительные затраты. Дополнительные выгоды | 1 | ||
3 | Как продаются товары. Торговля: оптовая и розничная. Путь товара от производителя к потребителю. Торговая наценка. Импортёр. | 1 | ||
4 | Магазины: специализированные и универсальные, супер- и гипермаркеты. | 1 | ||
5 | Экскурсия в магазины. Покупка товара. | 1 | ||
Экскурсия на рынок. Покупка товара. | 1 | |||
6 | Телемагазины. Интернет-магазины. Внемагазинная форма торговли: по каталогам, посылочная. | 1 | ||
7 | Заказ и оплата товара в интернет-магазине | 1 | ||
8-9 | Правила пользования платежным терминалом. | 2 | ||
10 | Сбыт продукции. Стимулирование сбыта или продаж. Ценовое стимулирование (предоставление скидок). Предоставление гарантии. Стимулирующие лотереи. | |||
11 | Сфера услуг. Виды услуг. Как продаются услуги Лицензия. | 1 | ||
12 | Экскурсия в ателье. | 1 | ||
13 | Экскурсия на почту. | 1 | ||
14 | Запись к специалистам через систему Интернет | 1 | ||
2 | Источники информации для потребителей | 4 | 4 | 8 |
1 | Информация. Источники информации. Достоверность информации. | 1 | ||
2 | Реклама. Формы рекламы. Товарный знак фирмы. | 1 | ||
3-4 | Поиск информации о товаре или услуге в сети Интернет. | 2 | ||
5-6 | О чем говорит этикетка. Символы и обозначения на этикетке. | 2 | ||
7 | Исследуем этикетку продукта. | 1 | ||
8 | Исследуем маркировку электроприборов | 1 | ||
3 | Финансовое планирование и финансовые инструменты | 6 | 2 | 8 |
1 | Деньги. Из истории возникновения денег. Бюджет семьи. Доходы и расходы. | 1 | ||
2 | Проблема сбережения. Инвестиции. | 1 | ||
3 | Страхование. | 1 | ||
4 | Займы. Кредиты. | 1 | ||
5 | Скидки на товары и услуги. Дисконтные карты. Распродажи. | 1 | ||
6 | Платежные карты. Кредитные и дебетовые карты. | 1 | ||
7 | Экскурсия в сбербанк. | 1 | ||
8 | Деловая игра: «Мой личный финансовый план» | 1 | ||
4 | Культура потребительского поведения | 2 | 3 | 5 |
1-2 | Разумный потребитель: основные правила поведения в магазине, службе быта, на транспорте, в туристической поездке. | 1 | ||
3 | Сюжетно-ролевая игра «В продуктовом магазине» | 1 | ||
4 | Сюжетно-ролевая игра « Если кто-то заболел» | 1 | ||
5 | Сюжетно-ролевая игра «В туристической поездке» | |||
5 | Права потребителя и их защита | 3 | 1 | 4 |
1 | Права потребителей. | |||
2 | Самозащита потребителя. | |||
3 | Государственная защита прав потребителей. Роспотребнадзор. Общественная защита прав потребителя. | |||
4 | Решение ситуационных заданий, анализ проблемных ситуаций. | |||
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Игра - викторина «Эксперты» | ||||
Итого: | 22 | 18 | 40 |
Содержание программы:
Тема 1: «ПОТРЕБИТЕЛЬ – ОСНОВНОЙ УЧАСТНИК ОБМЕНА»
Потребление как вид экономической деятельности. Товары и услуги. Спрос и предложение.
Проблема выбора. Потребности «надо» и «хочу». Индивидуальные и общие потребности. Полезность товаров и услуг. Психологические факторы поведения потребителя. Рациональный и эмоциональный выбор. Цена выбора. Дополнительные затраты. Дополнительные выгоды. Ограниченность ресурсов.
Как продаются товары. Торговля: оптовая и розничная. Путь товара от производителя к потребителю. Торговая наценка.
Конкуренция продавцов. Суверенитет потребителя. Импортёр.
Магазины: специализированные и универсальные, супер- и гипермаркеты. Традиционная торговля. Импульсные покупки.
Телемагазины. Интернет - магазины: преимущества и недостатки.
Внемагазинные формы торговли: по каталогам, посылочная.
Торговые агенты, прямые продажи.
Сбыт продукции. Стимулирование сбыта или продаж. Ценовое
стимулирование (предоставление скидок). Предоставление гарантии.
Стимулирующие лотереи.
Как продаются услуги. Виды услуг. Проблемы с защитой своих прав в
сфере услуг. Лицензия.
Тема 2: « Источники информации для потребителей».
Информация. Источники информации: советы друзей и специалистов, потребительская информация, специальные потребительские издания, независимые источники информации. Как пользоваться информацией. Достоверность информации.
Реклама. Форы рекламы. Методы, позволяющие привлечь внимание потребителей к конкретному товару. Рекламная кампания.
Товарный знак фирмы.
О чем говорит этикетка. Символы и обозначения на этикетке. Символы, подтверждающие соответствие стандартам качества и безопасности. Символы, рассказывающие о составе продуктов. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Символы, информирующие о правилах пользования товаром. Символы, указывающие на экологическую безопасность товара. Срок годности.
Маркировка товара.
Тема 3: «Финансовое планирование и финансовые инструменты»
Деньги. Из истории возникновения денег.
Бюджет семьи. Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Иерархия потребностей. Текущие и долговременные расходы. Запланированные и незапланированные расходы.
Проблема сбережения. Инвестиции.
Страхование. Основные объекты страхования: жизнь и здоровье граждан, имущество граждан, автомобили и гражданская ответственность автовладельцев, страхование вкладов.
Займы, кредиты. Виды кредитов: в зависимости от сроков (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), в зависимости от условий (обеспеченный, необеспеченный), в зависимости от назначения (на неотложные нужды, потребительский, ипотечный). Кредитная история.
Скидки на товары и услуги. Распродажи.
Платёжные карты. Кредитные и дебетовые карты.
Тема 4: « Культура потребительского поведения»
Разумный потребитель: основные правила поведения в магазине, службе быта, на транспорте, в туристической поездке. Культура потребительского поведения. Доброжелательность, вежливость, компромисс.
Тема 5: «Права потребителя и их защита».
Потребительское законодательство.
Права потребителей.
Право на безопасность. Отзыв товара с рынка. Срок службы (годности) товара.
Право на качество. Гарантийный срок.
Право на информацию. Информация о продавце (изготовителе). Информация о товаре (услуге).
Право на выбор.
Право на компенсацию причиненного вреда. Имущественный (материальный) и неимущественный (моральный) вред.
Государственная защита прав потребителей. Роспотребнадзор. Общественная защита прав потребителя.
Тема 5: «Итоговое занятие»
Игра-викторина «Эксперты», подведение итогов.
Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности программы:
- Входящий контроль: собеседование, опрос, индивидуальные задания
- Текущий и промежуточный контроль: наблюдение, опрос, индивидуальные и тестовые задания, практические задания.
- Итоговый контроль: тестовые задания, игра-викторина.
Организационно-педагогические условия.
Обучение по программе «Компетентный потребитель» планируется с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников, используя практику педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности.
В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков.
Структура данных занятий зависит от поставленных целей и задач, включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление изученного, объяснение нового материала, закрепление нового материала.
Методическое и дидактическое обеспечение программы.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, беседы, дискуссии, анализ источников, решение ситуативных задач, экскурсии, деловые игры, игры-викторины игры, а и другие. Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Методы:
1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитанников:
- объяснительно-иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приёмы:
- Игровые приемы.
- Практические упражнения.
- Использование проблемных ситуаций.
- Самостоятельная работа обучающихся, которая включает поиск информации, осмысление и анализ фактов, выборе и покупке товара или услуги.
Дидактический материал программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания.
Материально-техническое обеспечение.
- Оборудованный учебный класс, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.
- Современное компьютерное обеспечение, множительная техника.
Информационно-электронные ресурсы:
- http://festival.1september.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.twirpx.com/
- http://pochemu4ka.ru/
- http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami/
- http://aplikacii.ru/
- http://www.solnushki.ru/
Список литературы:
- Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Метод. пособие. – М., 2004.
- Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебное пособие. – М., 2007.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «ЭКОНОМИКА»для учащихся 5-7 кл. общеобр. учр. – М., 2013.
- Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева.-3-е изд.-М.:Вита-Пресс,2008.
- Закон РФ «О защите прав потребителя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/14/picture-12093.jpg)
УРОК ПО ЭКОНОМИКЕ "ПОТРЕБИТЕЛИ"
"Хотите ль, не хотите ли, но все мы - потребители". И именно поэтому разработка по данной теме очень важна, так как на этом занятии учащиеся знакомятся с понятиями полезность, суверенитет потребителя,...
Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"
Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...
Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»
Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...
классный час "Права потребителей"
· Классный час в 8 классе посвящен знакомству учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, формированию элементарных умений защит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-617783-1427972358.jpg)
Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"
Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294836-1606931724.jpg)
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"
Конспект внеурочного мероприятия по финансовой грамотности в 8 классе "Права потребителей. Федеральный закон по защите прав потребителей"...