Консультация для специалистов «Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей с девиантным поведением»
методическая разработка на тему
Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_i_intelekt_sposob.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского
автономного округа – ЮГРЫ
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Отделение психолого – педагогической помощи
«Экстренная детская помощь»
Консультация для специалистов
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей с девиантным поведением»
Составил: социальный педагог
Щербакова Н.Н.
Источник:
www.moluch.ru/archive
Игрим
2016 год
Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.
Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.
Систему работы с детьми и подростками группы риска можно представить и в следующем виде (Таблица 1).
Таблица 1
Система работы с детьми и подростками группы риска
Первый этап
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Начальный (ознакомительный) диагностический | Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости | 1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.) | 1. Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья) |
2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время | 2. Беседа с родителями, педагогами, самим подростком | ||
3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.) | 3. Наблюдение за деятельностью и поведением подростка | ||
4. Выявить негативные стороны личности подростка | 4. Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка | ||
5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду | 5. Метод независимых характеристик | ||
6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка | 6. Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д. |
Коррекционно-развивающая работа
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Промежуточный (переориентационный) преобразующий | Формировать положительный стереотип поведения | 1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку | Методы: 1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду 2. Метод поощрения 3. Метод педагогического требования 4. Метод переубеждения 5. Метод упражнения 6. Метод самовоспитания (самовнушение) |
2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха | |||
3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе | |||
4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи | Приемы:
| ||
5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь) | |||
6. Стимуляция положительного развития личности и подростка через метод педагогического «взрыва» | |||
7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения |
Профилактическая работа
Этап | Цели | Основные направления в работе | Методы и приемы в изучении и перевоспитании |
Заключительный | 1. Сформировать положительный стереотип поведения подростка 2. Формировать у подростка потребности к самовоспитанию | 1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми | 1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов 2. Методы поощрения и наказания 3. Метод самоисправления 4. Метод «взрыва» 5. Метод переубеждения 6. Метод преувеличивания 7. Метод самовнушения 8. Метод переключения 9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения 10. Метод личного приема 11. Метод содействия и творчества |
2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения | |||
3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств | |||
| |||
5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения) |
Кружковая деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей у детей с девиантным поведением
Бесконечное количество раз убеждаемся в том, что дети не хотят ничего откладывать на потом. Они желают жить сегодня, а не готовиться к жизни, их интеллектуальные потребности должны удовлетворяться немедленно. Именно внешкольные учебные заведения предоставляют им такую возможность. Подростки могут выступать в новых социальных амплуа, занимать роли, которые отличаются от роли ученика. Это особая сфера, где подростки могут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». Внешкольная деятельность – это та деятельность, где ребенок не просто воспроизводит то, что усваивает.
Благодаря своей уникальности и неповторимости, внешкольная деятельность развивает, дополняет знания и умения подростков, совершенствуя их. Именно в этом заключается постулат творческого поведения и оценки методики внешкольного педагогического процесса. Строится он на обязательном поощрении разностороннего творческого самовыражения школьника, богатстве впечатлений, создании оптимальных личностных отношений, которые являются источником продуктивной творческой деятельности детской сообщества. Поэтому принципиальное значение имеет рассмотрение внешкольного педагогического процесса как целостной системы непрерывного образования, формирования специфических условий жизнедеятельности в сфере досуга. Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее характерными особенностями внешкольного образования является непринужденное, неформальное общение и самовыражение со школьниками, свободный выбор форм и средств деятельности, использование их по своему усмотрению, руководствуясь внутренними мотивами. Кроме того, сама организация детей, их деятельности во внешкольном учреждении, вовлечение их в кружковую работу весьма разнообразна. Внешкольная воспитательная работа направлена на развитие личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей.
Вследствие именно такой организации деятельности детей в дворцах молодежи, школьников создаются возможности заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, определяются нестандартностью, оригинальностью. Внешкольные учреждения имеют ярко выраженную специфику воздействия на личность подростка. Прежде всего, это добровольность и право выбора занятий, во- вторых – разнообразие и альтернативность общения как со сверстниками, так же, как и с педагогами, руководителями кружков и творческих объединений, дифференцированность школьником по интересам и увлечениям. Несмотря на то, что внешкольные учреждения являются составляющей государственно образования и воспитания ребенка, они имеют определенную автономию и составляют самостоятельную систему воспитания, свое планирование обучения школьников в свободное время, программное обеспечение.
Поскольку одной из основных форм занятий во внешкольном учреждении является кружковая работа, то, прежде всего работа должна соответствовать разработанным и утвержденным программам. Программы кружковой работы – это поколение новых образовательных программ. Они имеют особенности, которые педагогически и профессионально реализуются в процессе обучения и воспитания, что позволяют характеризовать систему внешкольного образования и воспитания как перспективную, ориентированную на конкретную личность. Это их инновационная составляющая (преимущественно индивидуальное авторство), многообразие, охватывание многих образовательных областей, свободный выбор программ детьми в соответствии со способностями, связь с реальностью жизни, наглядная качественно-количественная результативность («сейчас», а не в будущем) и другое. Все-таки одним из основных образовательных задач кружковой работы – является помощь ребенку открыть самого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого из них.
И именно этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обычных вещах: соломинке, травинке, кусочке ткани и тому подобное. Неотъемлемой характеристикой современной кружковой работы является творчество, ее основные условия – это самореализация личности, возможность наиболее эффективно проявить себя в современном мире. Кружковцев необходимо привлекать к творческой деятельности, и чем раньше, тем лучше, поскольку тогда у них развивается любознательность ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для людей с развитым интеллектом. Кружковые занятия позволяет получить новые знания и умения, углубить умения, полученные в средней школе, в различных видах деятельности, что может помочь в выборе будущей профессии, расширить кругозор воспитанников, повысить общую культуру, заставляет изучать историю техники, традиции декоративно-прикладного творчества, музыкального искусства, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду. Неталантливых людей нет, есть просто те, кто неверно выбрал профессию и непривычные к трудолюбию. «Талант – это не только дар Божий и не только врожденная способность человека к той или иной деятельности, это, прежде всего, труд, труд и еще раз труд, умноженная на терпение».
Мы уже нацеливали на то, что важным условием взращивания талантов и успешной организации кружковой работы является планирование, организационная четкость и материальная база. Без хорошо продуманного плана работы невозможна плодотворная работа детского коллектива во внешкольном учреждении. План – это работа над будущим, видение перспективы, это важный документ, который определяет основные направления и характер деятельности кружков на учебный год. На планирование влияет направление работы кружков, которое в большой степени зависит и от материальной базы внешкольного учреждения, ведь для выполнения творческих замыслов воспитанников, занимающихся в кружках декоративно- прикладного искусства и технического творчества необходимо иметь большое количество различных материалов. Взрослый творческий человек решает эти проблемы сама, руководителю же кружка нужно создать резерв-минимум на год для детского коллектива. Главным условием стабильности и успеха кружковой работы является организация самого учебного процесса, самого занятия, те формы и методы, которые использует педагог.
Здесь важно все. И создание оптимального климата взаимоотношений, при котором все с восторгом и удовольствием работают, активно и быстро включаются в учебно-познавательный процесс. И должный уют на занятиях кружка, как в семье, и любовь, уважение каждого участника учебно-воспитательного процесса, здесь ценят независимо от успехов в учебе, хотя бы за то, что он просто человек. Здесь о каждом заботятся настолько, что он становится интересным и себе, и другим. В эстетическом воспитании важен на занятиях и внешний вид руководителя кружка, умение его обозначить проблемы, которые способствуют раздумьям, нацеливают на наличие или приобретение наглядных пособий и технических средств обучения, наблюдений и др. Обязательным является создание атмосферы дружелюбия и доброжелательности, искренняя заинтересованность друг другом. Необходимо привлечение каждого кружковца к активной работе на занятии.
Занятия в группах может иметь как коллективную форму работы, так и индивидуальную. Организационно - педагогическая работа должна способствовать осознанию воспитанниками значимости их личных достижений от участия в творчестве коллектива. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса, ведь эпизодическая деятельность малоэффективна. Рассматривая метод как совокупность педагогических подходов, приемов и средств познания действительности, методика эстетического воспитания подчиняется педагогической цели – от изучения предмета познания к овладению общими принципами воздействия художественной деятельности на формирование личности. То есть, методика, как отрасль педагогической науки, рассматривает теорию и методы обучения. Методика эстетического воспитания тоже строится на научно обоснованных методологических принципах познания культурных и художественных ценностей, где в качестве базиса используются основные положения педагогики, психологии и эстетики
Педагоги все чаще стали использовать новые, интересные «изюминки» (инновационные приемы) ведения кружкового занятия. Рассмотрим их. «Отсроченная отгадка» – в начале занятия руководитель дает загадку (удивительный факт), отгадку к которому, ключ к пониманию будет предоставлено в процессе занятия. Другой вариант – загадку дают в конце занятия, чтобы кружковцы имели возможность обдумать ее дома и в начале следующего занятия выслушать выводы и дать правильный ответ, верное толкование удивительного факта.
В практике кружков изобразительного искусства при изучении законов цвета руководитель предложил кружковцам подумать, почему одежду людей летом преимущественно светлых цветов. Эта загадка стала поводом к дальнейшему разговору о теплых и холодных тонах цвета и другие тонкости цветовой гаммы. «Щедрая оценка» – поощрительный прием для неуверенных в себе детей. Оцениваем словом, интонацией, жестом. Использование этого приема ободряет кружковцев, создает положительный эмоциональный настрой, стимулирует процесс обучения. На этом фоне маленькие успехи ребенка замечаются, авансируются будущие успехов, поддерживается интерес ребенка к занятиям. Для ученика с завышенной самооценкой "щедрую оценку" следует применять осторожно и умеренно. «Детское жюри» – руководитель дает возможность кружковцам не только оценить работу товарищей, но и развивать умение детей анализировать, отбирать весомые критерии оценки, обосновывать свои выводы. Этот прием широко используется в кружках декоративно-прикладного направления, когда в коллективе обсуждают, какие работы предоставить на выставку. «Привлекательная цель» – перед кружковцем ставится простая, нехитрая и привлекательная для них цель, достичь которую можно, овладев поставленные руководителем учебные задачи. Этот прием является чрезвычайно важным именно во внешкольном учреждении, где посещение занятий добровольное. При посещении кружка присутствует элемент обязательности. Внешкольная мотивация занятий только одна – интерес к ним. «Научи другого» – каждый кружковец имеет возможность выступить в привлекательной для себя роли наставника. Это активизирует кружковцев, поощряет их к добросовестному выполнению учебных задач. Иногда объяснения товарища воспринимаются лучше, чем объяснение руководителя. «Делай, как я» – с первого взгляда выполнения любых действий строго под началом руководителя или назначенным руководителем кружковцем не несет в себе элемента творчества – механически и обыграть эту ситуацию относительно повторения действий, движений станет для учеников интересным. Например: представить, что вы перед зеркалом, а в качестве «зеркала» выступает руководитель или кружковец, или обыграть ситуацию с киносъемкой – все действия фиксируются в замедленном темпе. «Расширение поля оценок» – для внешкольного учреждения, где отсутствуют оценки, использование этого приема дает широкое пространство руководителю для разнообразия и эмоционального оценивания работы кружковцев.
Учитывая возрастной состав кружка, степень доверчивости взаимоотношений, стиль взаимоотношений, рейтинг руководителя в коллективе, каждый педагог может расширять поле оценок в той мере, в какой считает целесообразным. Шкала оценки может быть составлена руководителем и с долей юмора – «очень, очень хорошо», «очень, очень старался», «очень, очень спешил», «очень, очень устал» и др. «Кредит доверия» – оценки работы в «кредит». Учитывая то, что внешкольное учреждение не манипулирует оценкам, главной мотивацией обучения у нас есть только интерес к занятиям. «Взять на испуг» кружковца отрицательной оценкой очень просто, а поощрить, заметить маленькую характерную особенность («ты немножко поработаешь, и я уверен, что работа станет лучше», «я чувствую, что ты ...»), создать позитивный настрой, вселить уверенность в себе, в своих силах руководитель и может, и должен.
Выводы.
Рассматривая примеры методов эстетического воспитания во внешкольных учреждениях, можем сделать некоторые выводы. Приведенные педагогические приемы и примеры их использования является лишь небольшими кирпичиками в здании собственного педагогического опыта каждого руководителя в плане развития личности воспитанников. Каждый, кто работает с детьми, имеет свой арсенал приемов, методов, собственных тайн и догадок, ошибок и побед – всего того, из чего ториться педагогическая тропинка в мир детской творческой души.
Лист согласования
консультации для специалистов
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей с девиантным поведением»
Составил: | ||||||
Социальный педагог | _____________________ | Щербакова Н.Н. | ||||
должность, подразделение | личная подпись | расшифровка подписи | ||||
Согласовано: | ||||||
Заведующий отделением психолого-педагогической помощи «Экстренная детская помощь» | _____________________ | С.В. Семенова | ||||
должность, подразделение | личная подпись | расшифровка подписи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих и интеллектуальных способностей на занятиях по информационным технологиям
В статье приводятся примеры заданий, способствующих развитию творчества и интеллекта детей....
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»
laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...
Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"
Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...
Рабочая программа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окр...
Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...