Сценарий классного часа "Конституция моего государства"
методическая разработка (8 класс) на тему
Целью мероприятия является ознакомление учащихся с основным законом - Конституцией ПМР;
Задача: дать представление о символах ПМР. Объяснить детям, что означает понятие «право», в каком документе отражены права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konstitutsiyastitutsia.docx | 169.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экскурсия в страну Конституция».
Цели мероприятия:
Познакомить учащихся с основным законом - Конституцией ПМР;
Дать представление о символах ПМР. Объяснить детям, что означает понятие «право», в каком документе отражены права.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся сущности и значения Конституции и государственных символов ПМР;
Развивающие: развивать у учащихся коммуникативные компетенции; расширять правовой кругозор обучающихся и повышать общую культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции для нашего государства; формировать толерантность.
Методические приемы: самостоятельная работа, творческая работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа в парах.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).
Наглядное пособие:
- плакат «День Конституции»
- рисунки герба ПМР (для раскрашивания)
- аудиозапись гимна ПМР
- образец поделки «ФлагПМР» (настольный, на подставке).
Аудитория: учащиеся 7-8-х классов
Этапы занятия:
Подготовительный (выучить наизусть гимн ПМР,
- для выполнения поделки: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. изучение нового материала, работа с карточками, игры.
Организационный момент.
Актуализация темы
Рефлексия.
Наглядные пособия: «Конституции ПМР»
- рисунки герба ПМР (для раскрашивания)
- аудиозапись гимна РФ
- образец поделки «Флаг ПМР» (настольный, на подставке).
Ход мероприятия:
Эпиграф:
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными!
Марк Тулий Цицерон
Ведущий: Здравствуйте, ребята!24 декабря наша Республика будет отмечать праздник.
Вопрос классу: Какой это праздник? (День Конституции ПМР) Что вы о нём знаете? (Конституция ПМР была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года)
Ведущий: Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?
(свидетельство о рождении)
Ведущий: Какую информацию можно извлечь из свидетельства о рождении? (Фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство)
Ведущий: Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося? (Дневник). Какую информацию можно извлечь из дневника? (Фамилии, имена, отчества преподавателей, расписание уроков, домашнее задание)
Ведущий: Ребята, а как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, Конституция) Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Ведущий: Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в страну, которая называется Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Попрошу быть внимательными
Ведущий: Если задать вопрос: «Что такое Конституция?», не каждый ответит сразу в полном объѐме. Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте уточним наш маршрут.
Ведущий предлагает назвать 3 слова, которые ассоциируются со словом
«Конституция». (Ключевые слова группового обсуждения фиксируются ведущим на доске. Эти ключевые слова являются названием станций, в которых необходимо сделать остановку в ходе экскурсии) -РОДИНА, СИМВОЛЫ, ЗАКОНЫ.
Ведущий: Итак, в путь!
Первая– станция «Родина».
(Ученик читает стихотворение И. Врублевского «Мое родное Приднестровье»»).
Ученик 1: Мое родное Приднестровье!
Твои леса, сады, поля
Так много значат для любого,
Так много значат для меня.
И в жизни я не видел более
Таких прекрасных городов,
Каких я видел в Приднестровье,
Каких любить всегда готов.
Ведущий: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам все знакомо.
Задание: «Собери пословицу».
Ведущий : Ребята, перед вами лежат карточки, вам необходимо установить соответствие и собрать пословицы о Родине.
Одна у человека мать, (одна у него и Родина;)
Где родился, ( там и пригодился;)
Родная сторона – мать, ( чужая – мачеха;)
Всякому мила ( своя сторона;)
Ведущий: Наша Родина красива и прекрасна. А как называется наша Родина? (Приднестровская Молдавская Республика) ). Наша экскурсия продолжается, и мы приближаемся к следующей станции. Как и все государства в мире, ПМР имеет свои государственные символы.
Ведущий: Ребята, вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны? Мы делаем следующую остановку.
Вторая станция «Символы».
Справка: Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ведущий: Какие символы Приднестровской Республики вы знаете? (Флаг, герб, гимн) Государственный флаг означает единство страны.
Задание: «Нарисуй флаг». Ведущий предлагает самостоятельно нарисовать флаг ПМР, затем обменяться рисунками со своим соседом по парте и проверить правильность выполнения рисунков по слайду. (правильность выполнения проверяют по образцу поделки «Флаг ПМР») Ведущий предлагает ребятам выполнить макет флага ПМР по предложенному образцу.
Ведущий: Ребята, а кто знает, что обозначают цвета флага ПМР? (Красный цвет в флаге Республики означает СМЕЛОСТЬ и ВЕЛИКОДУШИЕ, а зеленый – СВОБОДУ и МИР).
Ведущий: А что представляет собой герб ПМР?
Задание: «Найди герб ПМР». (из предложенных картинок)
Из ряда гербов найдите Государственный герб ПМР.
Ведущий:Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Герб сочетает знаково- символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что собственно важно – его нужно уметь грамотно прочесть. ( слово ученикам)
Ученик 1: Герб Приднестровья базируется на гербе Молдавской ССР. Утверждён 2 сентября 1991 года Верховным Советом ПМССР.
Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история.
Герб представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующих единство рабочих и крестьян, в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамлённых по окружности гирляндой из колосьев и початков кукурузы, фруктов, виноградных гроздей и лоз, листьев, перевитых красной лентой с надписями на перевязи на трёх языках:
на правой стороне — «Приднестровская Молдавская Республика»;
на левой стороне — «Придністровська Молдавська Республіка»;
на средней части — «Република Молдовеняскэ Нистрянэ».
Ученик 2: В верхней части между сходящимися концами гирлянды изображена пятиконечная красная звезда с золотистыми гранями. Изображения серпа и молота, солнца и его лучей золотистого цвета, колосья тёмно-оранжевые, початки кукурузы светло-оранжевые, а её листья тёмно-жёлтые. Фрукты оранжевого цвета с розовым отливом, средняя гроздь винограда синего, а боковые — янтарного цвета. Стилизованная лента Днестра голубого цвета с белой волнистой линией в середине по всей длине. Рисующий контур элементов — коричневый.
Ученик 3: Изображение Государственного герба Приднестровской Молдавской Республики помещается:
- на резиденции Президента Приднестровской Молдавской Республики, зданиях в которых размещаются Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, Правительство Приднестровской Молдавской Республики, министерства и ведомства Приднестровской Молдавской Республики, Конституционный, Верховный суды и др.
Ведущий: Ребята, вы знаете, как выглядят Государственный герб и флаг Приднестровской Молдавской Республики и, я уверена, что каждый из вас знает слова гимна нашей Республики.
Ученик 1: У каждого государства есть свой гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвященная Родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
Ученик 2: Гимн исполняется в особенных случаях: во времяподъѐма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
Ученик 3: При исполнении гимна люди любой страны встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Чей гимн звучит.
Ведущий: Ребята, звучит гимн ПМР, прошу всех встать.
(Звучит гимн Приднестровской Молдавской Республики).)
Ведущий: Мы приближаемся к следующей станции «Законы» и попадаем в
пункт, который называется «Конституция».
Станция «Законы»
Ведущий: Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
•Что люди могут делать и чего не могут?;
• Что они обязаны делать и чего не обязаны?;
•На что они имеют право и на что не имеют?;
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху.
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, что такое - законы?
Ученик1: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Ведущий: А знаете ли вы, какой закон является главным в нашей стране? (Конституция)
Ведущий: Что означает слово конституция?
Справка: Свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция. (демонстрация брошюрки «Конституция ПМР»)
Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.
Ведущий: 24 декабря наша Республика будет отмечать 20 - летие Конституции ПМР. Конституция была принята всенародным голосованием на референдуме 24декабря 1995года, за нее проголосовало 82% избирателей 24 считается Днём Конституции ПМР.
Ученик 1: Президент ПМР -Евгений Васильевич Шевчук.
Ведущий: Какие функции выполняет президент Республики?
Ученик 2: Президент является главой государства и главой исполнительной власти Приднестровья. Он избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выборы проводятся в один тур — выигравшим считается тот кандидат, за которого было отдано простое большинство голосов. Президент возглавляет исполнительную власть. Он самостоятельно формирует Кабинет Министров, определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Он также назначает глав государственных администраций городов и районов. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами, и в установленном законом порядке принимает меры по охране суверенитета Республики и отражению агрессии против неё.
Как глава государства, Президент осуществляет помилование, решает вопросы гражданства, вручает государственные награды, представляет Приднестровье в международных отношениях, а также обращается с посланиями к народу и Верховному Совету. Президент также издает указы и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции и законам.
Ведущий: Итак, что же записано в Конституции? В Конституции записаны наши права, такие как: право на жизнь, право на бесплатное образование, на бесплатную медицинскую помощь. На свободу слова, на неприкосновенность жилья, имущества и собственную неприкосновенность. А что же такое право? Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила отражены в основном законе и охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.
Игра «Да!». «Нет!».
Ведущий: Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – вы говорите: «Да!». Если это противоречит закону - вы говорите: «Нет!».
-Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
-Да!
-Можно ли человека обращать в рабство?
-Нет!
-Можно ли к человеку относиться жестоко?
-Нет!
-Защищен ли человек законом?
-Да!
-Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
-Да!
-Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
-Нет!
-Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
-Да!
-Может ли человек владеть имуществом?
-Да!
-Можно ли запретить свободный выбор труда?
-Нет!
-Защищает ли закон материнство и младенчество?
-Да!
Ведущий: Кроме прав у граждан Приднестровья есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, уважать права других.
Сценка.
(Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.)
Мама: «Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку
нельзя! Музыка действует всем на нервы!»
Сын: «Мама, ты же все равно в 10 часов не спишь».
Ведущий: Каким правом пользуется сын? (Правом на отдых и досуг)
Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей? (Он ущемляет их
права)
Ведущий: Ребята, а какие права есть у вас, как у школьников?
(Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право
на занятия в кружках и спортивных секциях)
Ученик1: читает стихотворение «Моё право»
Жизнь - мое главное право,
Жизнь подарила мне мама.
Нет в мире лучшего чуда,
Что человеком я буду
Ведь в жизни имею я право
Свободною быть и трудиться,
Страною своею гордиться,
Играть и учиться.
На коврике мягком валяться,
Плескаться, резвиться, смеяться
И жизнью своей наслаждаться.
Но право других ущемлять:
Музыку громко включать,
Вандалами быть,
И по трассе вразвалку ходить,
Над маленькими издеваться,
Со всеми на улицах драться,
В общественном месте браниться
И в сумках чужих копошиться,
На людей показывать пальцем
И быть совершенным нахальцем
Никто не имеет право,
А только лишь аморалы,
У которых просто нет нравов
Так будьте же, люди, добрее,
Гуманнее, чище, мудрее.
Не станем вовек забывать,
Что нужно права уважать.
Игра «Знатоки права».
Учитель: Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности. Задание: Распределите в два столбика права и обязанности школьника:> --- Бесплатное образование;
> Активность в приобретении знаний;
> Уважать мнение всех учителей и учащихся;
> Удобное рабочее место;
> Посещать школу в предназначенное для этого время;
> Защита личной собственности;
> Не пропускать занятия без уважительной причины;
> Вести себя корректно на переменах и уроках;
> Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности.
Ведущий: Все дети, независимо от происхождения, должны иметь равные права.
Ведущий: Заканчивая экскурсию, я хочу предложить вам сыграть еще в одну игру: «Разгадай жителей страны».
Игра: «Разгадай всех жителей».
■ Стиконутция (конституция);
■ Накоз (закон);
■ Брег (герб);
■ Минг (гимн);
■ Фалг (флаг);
■ Вопра (право).
Ведущий: На этом экскурсия закончена.
Блицопрос:
Что такое Конституция?
Когда была принята Конституция ПМР?
Какие государственные символы приднестровской Молдавской Республики вы знаете?
Где записаны права и обязанности граждан ПМР?
Рефлексия занятия:
Какова значимость нашего мероприятия?
Заключительное слово ведущего: Спасибо вам за хорошую работу. Надеюсь, что вы будете применять свои знания и в жизни, ведь только тогда наша страна станет правовым государством, а общество свободным и гражданским, когда мы все будем знать и соблюдать Основной закон нашего государства -Конституцию.
В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права, знает Основной закон. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы –Приднестровцы, пользуйтесь правами, которые даёт Конституция ПМР.
Домашнее задание:
Я предлагаю вам дома с родителями составить «Конституцию моей семьи» о правах и обязанностях членов семьи.
Использованная литература:
1. Конституция ПМР. –1995 г. .
2.Конституция ПМР: Научно-практический комментарий. Википедия
3. Интернетресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
Классный час: "Наше государство".
Образование нашего государства. Класс эксплуататоров и эксплуатируемых. Возникновение классов. Отмена крепостного права. Образование капиталистического государства. Класс рабочих. Первое государ...
Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...
Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.
Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...
Сценарий классного часа на тему «Символы Российского государства».
Основная цель этого классного часа – это изучение государственной символики Российского государства.Цели классного часа1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, ее символике как отражени...
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение...