Сценарий классного часа "Конституция моего государства"
методическая разработка (8 класс) на тему

Якименко Светлана Ивановна

Целью мероприятия является ознакомление     учащихся    с    основным    законом    -   Конституцией ПМР;

Задача: дать представление о символах ПМР. Объяснить детям, что означает понятие «право», в каком документе отражены права.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_konstitutsiyastitutsia.docx169.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия в страну Конституция».

Цели мероприятия:

Познакомить    учащихся    с    основным    законом    -   Конституцией ПМР;

Дать представление о символах ПМР. Объяснить детям, что означает понятие «право», в каком документе отражены права.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся сущности и значения Конституции     и государственных символов ПМР;

Развивающие: развивать у учащихся коммуникативные компетенции; расширять   правовой   кругозор   обучающихся   и   повышать   общую культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции для нашего государства; формировать толерантность.

Методические приемы: самостоятельная работа, творческая работа.

Формы    организации    учебной    деятельности: фронтальная    работа, индивидуальная работа в парах.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки).

Наглядное пособие:

- плакат «День Конституции»

- рисунки герба ПМР (для раскрашивания)

- аудиозапись гимна ПМР

- образец поделки «ФлагПМР» (настольный, на подставке).

Аудитория: учащиеся 7-8-х классов

Этапы занятия:

Подготовительный (выучить наизусть гимн ПМР,

- для выполнения поделки: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. изучение нового материала, работа с карточками, игры.

Организационный момент.

Актуализация темы

Рефлексия.

Наглядные пособия: «Конституции ПМР»

- рисунки герба ПМР (для раскрашивания)

- аудиозапись гимна РФ

- образец поделки «Флаг ПМР» (настольный, на подставке).

Ход мероприятия:

Эпиграф:

 Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными!

                                                                 Марк Тулий Цицерон

Ведущий: Здравствуйте, ребята!24 декабря наша Республика будет отмечать праздник.

Вопрос классу: Какой это праздник? (День Конституции ПМР) Что вы о нём знаете? (Конституция ПМР была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года)

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какими документами   вы     пользуетесь, когда    необходимо     подтвердить     свою     личность?

(свидетельство о рождении)

Ведущий: Какую информацию можно извлечь из свидетельства о рождении? (Фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство)

Ведущий: Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?  (Дневник). Какую      информацию      можно      извлечь      из      дневника?      (Фамилии, имена, отчества преподавателей, расписание уроков, домашнее задание)

Ведущий: Ребята, а как   вы   считаете, у государства может быть подобный документ?  (Да, Конституция) Совершенно верно, таким документом является Конституция.

Ведущий: Сегодня    я    приглашаю    вас    совершить    экскурсию в    страну, которая называется Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Попрошу быть внимательными

Ведущий: Если    задать   вопрос: «Что    такое Конституция?», не      каждый      ответит      сразу      в      полном      объѐме.   Но прежде чем   отправиться   на экскурсию, давайте уточним наш маршрут.

Ведущий предлагает назвать 3 слова, которые ассоциируются со словом

«Конституция».     (Ключевые     слова     группового     обсуждения     фиксируются ведущим    на   доске.   Эти   ключевые   слова   являются   названием   станций, в которых необходимо сделать остановку в ходе экскурсии) -РОДИНА, СИМВОЛЫ, ЗАКОНЫ.

Ведущий: Итак, в путь!

Первая– станция «Родина».

(Ученик читает стихотворение И. Врублевского «Мое родное Приднестровье»»).

Ученик 1: Мое родное Приднестровье!

Твои леса, сады, поля

Так много значат для любого,

Так много значат для меня.

И в жизни я не видел более

Таких прекрасных городов,

Каких я видел в Приднестровье,

Каких любить всегда готов.

Ведущий: Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам все знакомо.

Задание: «Собери пословицу».

Ведущий :   Ребята,  перед   вами   лежат   карточки,   вам  необходимо   установить  соответствие и собрать пословицы о Родине.

Одна у человека мать,                                     (одна у него и Родина;)

Где родился,                                                      ( там и пригодился;)

Родная сторона – мать,                                       ( чужая – мачеха;)

Всякому мила                                                          ( своя сторона;)

Ведущий: Наша Родина красива и прекрасна. А как называется наша Родина? (Приднестровская Молдавская Республика) ). Наша  экскурсия продолжается, и мы приближаемся к следующей станции. Как и все государства в мире, ПМР имеет свои государственные символы.

Ведущий: Ребята, вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны? Мы делаем следующую остановку.

Вторая станция «Символы».

Справка: Слово «символ»  в   переводе   означает   знак,   пароль,   сигнал.  

Ведущий: Какие   символы Приднестровской Республики вы знаете? (Флаг, герб, гимн) Государственный флаг означает единство страны.

Задание: «Нарисуй флаг». Ведущий предлагает самостоятельно нарисовать флаг ПМР, затем обменяться рисунками со своим соседом по парте и проверить правильность выполнения рисунков по слайду. (правильность выполнения проверяют по образцу поделки «Флаг ПМР») Ведущий предлагает ребятам выполнить макет флага ПМР по предложенному образцу.

Ведущий: Ребята, а кто знает, что обозначают цвета флага ПМР? (Красный цвет в флаге Республики означает СМЕЛОСТЬ и ВЕЛИКОДУШИЕ, а зеленый – СВОБОДУ и МИР).

C:\Users\Svetlana\Desktop\1405596778_flag.jpg

Ведущий: А что представляет собой герб ПМР?

Задание: «Найди герб ПМР». (из предложенных картинок)

Из ряда гербов найдите Государственный герб ПМР.

Ведущий:Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Герб сочетает знаково- символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что собственно важно – его нужно уметь грамотно прочесть. ( слово ученикам)

Ученик 1: Герб Приднестровья базируется на гербе Молдавской ССР. Утверждён 2 сентября 1991 года Верховным Советом ПМССР.

Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история.

Герб представляет собой изображение скрещенных серпа и молота, символизирующих единство рабочих и крестьян, в лучах солнца, восходящего над Днестром, обрамлённых по окружности гирляндой из колосьев и початков кукурузы, фруктов, виноградных гроздей и лоз, листьев, перевитых красной лентой с надписями на перевязи на трёх языках:

на правой стороне — «Приднестровская  Молдавская  Республика»;

на левой стороне — «Придністровська  Молдавська  Республіка»;

на средней части — «Република  Молдовеняскэ  Нистрянэ».

C:\Users\Svetlana\Desktop\dns-a.gif

Ученик 2: В верхней части между сходящимися концами гирлянды изображена пятиконечная красная звезда с золотистыми гранями. Изображения серпа и молота, солнца и его лучей золотистого цвета, колосья тёмно-оранжевые, початки кукурузы светло-оранжевые, а её листья тёмно-жёлтые. Фрукты оранжевого цвета с розовым отливом, средняя гроздь винограда синего, а боковые — янтарного цвета. Стилизованная лента Днестра голубого цвета с белой волнистой линией в середине по всей длине. Рисующий контур элементов — коричневый.

Ученик 3: Изображение Государственного герба Приднестровской Молдавской Республики помещается:

- на резиденции Президента Приднестровской Молдавской Республики, зданиях в которых размещаются Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, Правительство Приднестровской Молдавской Республики, министерства и ведомства Приднестровской Молдавской Республики, Конституционный, Верховный суды и др.

C:\Users\Svetlana\Desktop\1381820484_vstr_koch.jpg

Ведущий: Ребята, вы знаете, как выглядят Государственный герб и флаг Приднестровской Молдавской Республики и, я уверена, что каждый из вас знает слова гимна нашей Республики.

Ученик 1: У     каждого      государства      есть      свой      гимн.      

Гимн      –    это торжественная     песня     или     мелодия, посвященная     Родине.     Это     символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Ученик 2: Гимн исполняется в особенных случаях: во времяподъѐма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

Ученик 3: При исполнении гимна люди любой страны встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Чей гимн звучит.  

Ведущий: Ребята, звучит гимн ПМР, прошу всех встать.

(Звучит гимн Приднестровской Молдавской Республики).)

Ведущий: Мы приближаемся к следующей станции «Законы» и попадаем в

пункт, который называется «Конституция».

Станция «Законы» 

Ведущий: Давным - давно, тысячи лет назад на земле появились люди, одновременно с  ними появились главные вопросы:

•Что люди могут делать и чего не могут?;

• Что они обязаны делать и чего не обязаны?;

•На что они имеют право и на что не имеют?;

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.   Очень   долго   решались   эти   вопросы.   Когда   их   решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху.

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, что такое - законы?

 Ученик1: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ведущий: А знаете ли вы, какой закон является главным в нашей стране? (Конституция) 

Ведущий: Что означает слово конституция?

Справка: Свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция. (демонстрация брошюрки «Конституция ПМР»)

Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.

        

Ведущий: 24 декабря наша Республика будет отмечать 20 - летие Конституции ПМР. Конституция была принята всенародным голосованием на референдуме 24декабря 1995года, за нее проголосовало 82% избирателей 24 считается Днём Конституции ПМР. 

Ученик 1: Президент ПМР -Евгений Васильевич Шевчук. C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Евгений_Шевчук.jpg

Ведущий: Какие функции выполняет президент Республики?

Ученик 2: Президент является главой государства и главой исполнительной власти Приднестровья. Он избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выборы проводятся в один тур — выигравшим считается тот кандидат, за которого было отдано простое большинство голосов. Президент возглавляет исполнительную власть. Он самостоятельно формирует Кабинет Министров, определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Он также назначает глав государственных администраций городов и районов. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами, и в установленном законом порядке принимает меры по охране суверенитета Республики и отражению агрессии против неё.

Как глава государства, Президент осуществляет помилование, решает вопросы гражданства, вручает государственные награды, представляет Приднестровье в международных отношениях, а также обращается с посланиями к народу и Верховному Совету. Президент также издает указы и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции и законам.

Ведущий: Итак, что же записано в Конституции? В Конституции записаны наши права, такие как: право на жизнь, право на бесплатное образование, на бесплатную медицинскую помощь. На свободу слова, на неприкосновенность жилья, имущества и собственную неприкосновенность. А что же такое право? Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила отражены в основном законе и охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.

Игра «Да!». «Нет!».

Ведущий: Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – вы говорите: «Да!». Если это противоречит закону - вы говорите: «Нет!».

-Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

-Да!

-Можно ли человека обращать в рабство?

-Нет!

-Можно ли к человеку относиться жестоко?

-Нет!

-Защищен ли человек законом?

-Да!

-Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

-Да!

-Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

-Нет!

-Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

-Да!

-Может ли человек владеть имуществом?

-Да!

-Можно ли запретить свободный выбор труда?

-Нет!

-Защищает ли закон материнство и младенчество?

-Да!

Ведущий: Кроме прав у граждан Приднестровья есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, уважать права других.

Сценка.

(Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.)

Мама: «Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку

нельзя! Музыка действует всем на нервы!»

Сын: «Мама, ты же все равно в 10 часов не спишь».

Ведущий: Каким правом пользуется сын? (Правом на отдых и досуг)

Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей? (Он ущемляет их

права)

Ведущий: Ребята, а какие права есть у вас, как у школьников?

(Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право

на занятия в кружках и спортивных секциях)

Ученик1: читает стихотворение «Моё право»

Жизнь - мое главное право,

Жизнь подарила мне мама.

Нет в мире лучшего чуда,

Что человеком я буду

Ведь в жизни имею я право

Свободною быть и трудиться,

Страною своею гордиться,

Играть и учиться.

На коврике мягком валяться,

Плескаться, резвиться, смеяться

И жизнью своей наслаждаться.

Но право других ущемлять:

Музыку громко включать,

Вандалами быть,

И по трассе вразвалку ходить,

Над маленькими издеваться,

Со всеми на улицах драться,

В общественном месте браниться

И в сумках чужих копошиться,

На людей показывать пальцем

И быть совершенным нахальцем

Никто не имеет право,

А только лишь аморалы,

У которых просто нет нравов

Так будьте же, люди, добрее,

Гуманнее, чище, мудрее.

Не станем вовек забывать,

Что нужно права уважать.

Игра «Знатоки права».

Учитель: Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности. Задание: Распределите в два столбика права и обязанности школьника:>  ---    Бесплатное образование;

>   Активность в приобретении знаний;

>   Уважать мнение всех учителей и учащихся;

>   Удобное рабочее место;

>   Посещать школу в предназначенное для этого время;

>   Защита личной собственности;

>   Не пропускать занятия без уважительной причины;

>   Вести себя корректно на переменах и уроках;

>   Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности.

Ведущий: Все дети, независимо от происхождения, должны иметь равные права.

Ведущий: Заканчивая экскурсию, я хочу предложить вам сыграть еще в одну игру: «Разгадай жителей страны».

 

Игра: «Разгадай всех жителей».

■     Стиконутция (конституция);

■     Накоз (закон);

■     Брег (герб);

■     Минг (гимн);

■     Фалг (флаг);

■     Вопра (право).

Ведущий: На этом экскурсия закончена.

Блицопрос:

Что такое Конституция?

Когда была принята Конституция ПМР?

Какие государственные символы приднестровской Молдавской Республики вы знаете?

Где записаны права и обязанности граждан ПМР?

Рефлексия занятия:

 Какова значимость нашего мероприятия?

 

Заключительное слово ведущего: Спасибо вам за хорошую работу. Надеюсь, что вы будете применять свои знания и в жизни, ведь только тогда наша страна станет правовым государством, а общество свободным и гражданским, когда мы все будем знать и соблюдать Основной закон нашего государства -Конституцию.

В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права, знает Основной закон. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы –Приднестровцы, пользуйтесь правами, которые даёт Конституция ПМР.

Домашнее задание:

Я предлагаю вам дома с родителями составить «Конституцию моей семьи» о правах и обязанностях членов семьи.

Использованная литература:

1. Конституция ПМР. –1995 г. .

2.Конституция ПМР: Научно-практический комментарий.  Википедия

3. Интернетресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Наше государство".

Образование нашего  государства. Класс эксплуататоров и эксплуатируемых. Возникновение классов. Отмена крепостного права. Образование капиталистического государства. Класс рабочих. Первое государ...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н. Торопова М.М.

Сценарий классного часа  «История моей школы» - ко дню рождения  школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н., Торопова М.М.- воспитатели)...

Сценарий классного часа на тему «Символы Российского государства».

Основная цель этого классного часа – это изучение государственной символики Российского государства.Цели классного часа1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, ее символике как отражени...

Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение...