Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
статья на тему
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_sotsialnogo_pedagoga_s_klassnymi_rukovoditelyami.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Осецкая Наталия Яковлевна,
социальный педагог,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 37"
Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
Разделы: Социальная педагогика
Обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом – это человек, обучающийся в социальной среде.
Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе классные руководители в начале каждого учебного года для работы в классе составляют социальный паспорт класса и список об чающихся по категориям для составления социального паспорта школы (Приложение 1), в котором отражают количество детей из многодетных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, матерей-одиночек, находящихся под опекой, детей из семей родителей-инвалидов, детей и семей «группы риска», детей и семей, стоящих на учете в ОДН, нарушителей дисциплины, детей-лидеров+, детей-лидеров-. Затем составляю сводную таблицу по категориям по школе, дошкольным отделениям, а затем по комплексу. Справку по социальному составу и социальный паспорт по комплексу для дальнейшей работы. (Приложение2)
Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на обучающегося и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
- оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка;
- своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:
- организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
- выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
- своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
- оказание социальной помощи и поддержки обучающихся;
- пропаганда и обеспечение здорового образа жизни среди детей и подростков;
- развитие демократических основ жизни детских коллективов;
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
- взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом: выявляются, заносятся в банк данных в «группу риска», после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений, с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем
Приложение1
Список учащихся класса по категориям на начало 201_-201_ учебного года:
№ | Категории | Всего: | Ф.И.О.классного руководителя: | Класс: « » Всего учащихся: |
1. | Многодетные | |||
2. | Дети-сироты | |||
3. | Потеря корм. | |||
4. | Дети-инвалиды | |||
5. | Матери-одиночки | |||
6. | Дети под опекой | |||
7. | Семья в разводе | |||
8. | Лишены род.прав | |||
9. | Родители-инв. | |||
10. | Родители-пенс. | |||
11. | Родители-студ. | |||
12. | Постр. от ст. бед | |||
13. | Беженцы | |||
14. | Ликвидаторы | |||
15. | Военнослужащие | |||
16. | По регистрации | |||
17. | Безработные | |||
18. | Низкий доход | |||
19. | Повтор обучение | |||
20. | Дети-гр. риска | |||
21. | Дети, учет ВШК | |||
22. | Дети, учет ИДН | |||
23. | Семьи-гр. риска | |||
24. | Семьи, учет ВШК | |||
25. | Семьи,учет ИДН | |||
26. | Наруш. дисц. | |||
27. | Лидеры + | |||
28. | Лидеры - | |||
Подпись кл.руководителя________________число_________________ |
Приложение 2
Справка по социальному составу учащихся ГБОУ Школы № 37
№ | Наименование | всего | 1а | ||||||||||||||||
Кол-во уч-ся | |||||||||||||||||||
1. | Многодетные | ||||||||||||||||||
2. | Дети-сироты | ||||||||||||||||||
3. | Потеря кормильца | ||||||||||||||||||
4. | Дети-инвалиды | ||||||||||||||||||
5 | Матери-одиночки | ||||||||||||||||||
6. | Дети под опекой | ||||||||||||||||||
7. | Семья в разводе | ||||||||||||||||||
8. | Лишены род прав | ||||||||||||||||||
9. | Родители-инвалиды | ||||||||||||||||||
10. | Родители-пенсионеры | ||||||||||||||||||
11. | Родители-студенты | ||||||||||||||||||
12 | Постр.от стих. бед-ий | ||||||||||||||||||
13. | Беженцы | ||||||||||||||||||
14. | Ликвидаторы | ||||||||||||||||||
15. | Военнослужащие | ||||||||||||||||||
16. | По регистрации | ||||||||||||||||||
17. | Безработные | ||||||||||||||||||
18. | Низкий доход | ||||||||||||||||||
19. | Повторное обучение | ||||||||||||||||||
20. | Дети группы риска | ||||||||||||||||||
21. | Дети, учет ВШК | ||||||||||||||||||
22. | Дети, учет ИДН | ||||||||||||||||||
23. | Семьи группы риска | ||||||||||||||||||
24. | Семьи, учет ВШК | ||||||||||||||||||
25. | Семьи, учет ИДН | ||||||||||||||||||
26. | Наруш. дисциплины | ||||||||||||||||||
27. | Лидеры + | ||||||||||||||||||
28. | Лидеры - |
Социальный педагог _______________________
Сводная справка по социальному составу воспитанников и обучающихся ГБОУ Школы № 37
№ | Наименование | всего | Дошкольное отделение | Школа | ||
Кол-во уч-ся | ||||||
1. | Многодетные | |||||
2. | Дети-сироты | |||||
3. | Потеря кормильца | |||||
4. | Дети-инвалиды | |||||
5 | Матери-одиночки | |||||
6. | Дети под опекой | |||||
7. | Семья в разводе | |||||
8. | Лишены род прав | |||||
9. | Родители-инвалиды | |||||
10. | Родители-пенсионеры | |||||
11. | Родители-студенты | |||||
12 | Постр.от стих. бед-ий | |||||
13. | Беженцы | |||||
14. | Ликвидаторы | |||||
15. | Военнослужащие | |||||
16. | По регистрации | |||||
17. | Безработные | |||||
18. | Низкий доход | |||||
19. | Повторное обучение | |||||
20. | Дети «группы риска» | |||||
21. | Дети, учет ВШК | |||||
22. | Дети, учет ИДН | |||||
23. | Семьи группы риска | |||||
24. | Семьи, учет ВШК | |||||
25. | Семьи, учет ИДН | |||||
26. | Наруш. дисциплины | |||||
27. | Лидеры + | |||||
28. | Лидеры - |
Социальный педагог_______________
Справка по социальному составу учащихся
ГБОУ Школы № 37 в 2015-2016 уч. году
В августе 2015 года всем классным руководителям и воспитателям в дошкольном отделении были розданы пустые бланки по социальному составу классов и групп. В течение двух недель всеми классными руководителями была проведена работа по проведению социального статуса обучающихся каждого класса и всех групп в дошкольном отделении.
В результате анализа собранных сведений был составлен социальный паспорт ГБОУ Школы № 37, где выявлено общее количество учащихся – человек, из них:
обучающихся и воспитанников из многодетных семей:
№ | Фамилия, имя | Класс |
Дошкольное отделение № 1 (адрес) | ||
Дошкольное отделение № 1(адрес) | ||
Дошкольное отделение № 2 (адрес) | ||
Школьное отделение | ||
Со всеми многодетными семьями была проведена информационная работа по сбору документов на оформление этих детей на бесплатное питание. Из приведенного списка все обучающиеся и воспитанники оформлены на бесплатное питание. При составлении списков на бесплатное питание были учтены дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дети, потерявшие кормильца, дети, чьи матери-одиночки, а также с низким доходом.
Дети-сироты обучающийся
№ | Фамилия, имя | Класс |
Дети, находящиеся под опекой – обучающихся и воспитанников
№ | Фамилия, имя | Класс |
Дети-инвалиды – обучающихся
№ | Фамилия, имя | Класс |
Дети, потерявшие кормильца – обучающийся
№ | Фамилия, имя | Класс |
Дети, чьи матери-одиночки – обучающийся и воспитанников
№ | Фамилия, имя | Класс |
Количество детей, чьи родители находятся в разводе, составляет % от общего количества обучающихся и воспитанников ГБОУ Школы № 37.
Дети, проживающие в семьях с низким доходом – обучающийся
№ | Фамилия, имя | Класс |
При составлении этого списка не учитывались обучающийся, относящиеся к категориям: многодетные, матери-одиночки, потеря кормильца, дети –инвалиды, родители-инвалиды.
При составлении списков было выявлены обучающиеся, чьи родители-инвалиды обучающийся и воспитанников
№ | Фамилия, имя | Класс |
Обучающиеся, чьи родители-пенсионеры обучающихся
№ | Фамилия, имя | Класс |
Обучающиеся, чьи родители лишены родительских прав – обучающийся
№ | Фамилия, имя | Класс |
Обучающиеся, состоящие на учете в ИДН –
№ | Фамилия, имя | Класс |
, состоящие на учете ВШК –
№ | Фамилия, имя | Класс |
Обучающиеся «группы риска» -
№ | Фамилия, имя | Класс |
Семьи состоящие на учете в ОДН –
Семьи, состоящие на учете ВШК –
Семьи «группы риска» -
№ | Фамилия, имя | Класс |
Несмотря на небольшое количество учащихся, стоящих на учете ВШК, список из детей «группы риска» состоит из обучающихся
В семьях, относящихся к «группе риска» , будут проведены акты обследования.
Дети, относящиеся к данным категориям, будут взяты под особый контроль со стороны классных руководителей, социального педагога и психолога.
Социальный педагог_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...
Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.
Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога обусловлено, прежде всего тем, что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...
Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"
В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации исходя из многолетнего опы...
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя
формы и методы взаимодействия...
Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»
Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...