Программа работы со студентами асоциального поведения
учебно-методический материал на тему

Иванова Светлана Владимировна

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися ассоциального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмблема КНТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

ОП-06.02

Система  менеджмента качества образовательного учреждения

Программа коррекционно-развивающей работы со студентами асоциального поведения

        

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КНТ

им. Б.И. Корнилова

_____________ Е.Ю.Кузнецова

«___»_______________20 15г.

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

СО СТУДЕНТАМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Должность

Фамилия И.О. / Подпись

Дата

Согласовал

Зам. директора по УВР

Социальный педагог

Цалый Н.В.

Иванова С.В.

Разработал

Педагог -психолог

Тарина Ю.А.

Основная идея программы

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния, приобщение к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими студентами  стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как  на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, так и мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Пояснительная записка

  1. Актуальность и концептуальные идеи программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» студента и  восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей, инспектора ПДН, учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой студентов является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого студента индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

2. Проблемы  

  1. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
  2. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
  3. Сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
  4. Защиты прав и интересов студентов из числа опекаемых и детей-сирот, оказания комплексной помощи.

   

 3. Цель программы

1. Профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение асоциального поведения среди студентов, относящихся к числу детей «группы риска»

2.  Адаптация студентов, состоящих на учете, в социуме.

4. Задачи программы

  1. Изучить причины асоциального поведения и определить способы его коррекции.
  2. Научить студентов осознавать последствия асоциального поведения.
  3. Сформировать у «трудных» студентов мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.
  4. Развить у студентов стремление к здоровому образу жизни
  5. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
  6. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  7.  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
  8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт асоциального поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

5. Отличительные особенности программы

1. Тесное взаимодействие с семьёй.

          2  Тесное взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних.

            3. Создание у студента ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

          4.Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни.

          5. Помощь в поиске дополнительных увлечений, определении в кружки дополнительного образования.

6. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы со студентами с отклоняющимся поведением 15-20 лет.

7. Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45-60 минут

8. Ожидаемые результаты

          1.  Выявление основных причин появления девиаций у студентов.

           2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

           3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

           4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

           5. Повышение обученности  и развитие мотивации у студентов этой группы.

                  6. Рост заинтересованности родителей в работе с «трудными» студентами.

7.  Снижение числа студентов, состоящих на учете.          

  1. Этапы программы:

1 этап. Выявление студентов, склонных к асоциальному у поведению.

Раннее выявление студентов, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права включает следующие психодиагностические исследования:

  • Изучение уровня тревожности;
  • Изучение страхов и опасений методом «незаконченных предложений» Сакса-Леви.
  • Оценка уровня учебной мотивации;
  • Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;
  • Определение акцентуаций характера К.Леонгарда;
  • Диагностика склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»

Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинкветному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.

2 этап.  Постановка  на внутритехникумовский учет по решению Совета по  профилактике.

После того, как у обучающегося выявлена склонность к асоциальному поведению – на начало учебного года либо в течение года или же после того, как выявлен факт противоправных деяний, педагог-психолог проводит комплексное изучение личности обучающегося.

3 этап. Изучение личности обучающихся.

Подбирается пакет диагностических методик. Диагностический инструментарий должен отвечать следующим требованиям: быть информативным, экономичным в использовании, подбираться с учетом возрастных особенностей испытуемых.

4 этап.  Выдвижение гипотезы о причинах проблемы.

Чтобы сформулировать ту или иную гипотезу о причинах трудновоспитуемости студента, собранную информацию (результаты диагностических исследований, наблюдения, беседы с родителями, педагогами, самим студентом) желательно занести в информационную карту педагога-психолога, социального педагога .

5 этап.  Выработка стратегии сопровождения студента и составление плана индивидуальной профилактической работы. 

План индивидуальной профилактической работы строится с учетом диагностики личности обучающегося, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов, разрабатывается в техникуме для каждого студента, состоящего на учете в ПДН, на внутритехникумовском учете.

Перед началом индивидуально-профилактической работы специалисты СПП вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы с которыми надо работать.

6 этап. Анализ эффективности проведенной работы

Система работы педагога-психолога

со студентами, склонными к асоциальному поведению

выявление подростков, склонных к асоциальному поведению

        

постановка на учет по решению Совета по профилактике

изучение личности подростка,  внутрисемейных взаимоотношений

выдвижение гипотезы о причинах проблемы

выработка стратегии сопровождения студента

анализ эффективности проведенной работы

10. Содержание.

Содержательный компонент

Форма деятельности

Участники взаимодействия

1. Правовое просвещение студентов, педагогов, родителей

Неделя правовых знаний; оформление стендов, книжных выставок, выставки рисунков на правовую тематику «Твой друг – закон!»; участие в акциях на правовую тематику; проведение классных часов «Подросток и закон», дискуссий, диспутов, родительских собраний с привлечением сотрудников полиции и др.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы, инспекторы ПДН

2. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни

Участие в акциях по профилактике вредных зависимостей; лекции, беседы, круглые столы по пропаганде здорового образа жизни с привлечением медицинских работников, консультирование педагогов по формированию здорового образа жизни, проведение Недели здоровья и др.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы, медицинские работники, преподаватели физкультуры

3. Предупреждение фактов асоциального поведения

Наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ, с целью выявления обучающихся, склонных к асоциальному поведению, заседания Совета по профилактике, индивидуальная и групповая работа с обучающимися по выявленным проблемам

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы

4.Психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов по проблемам профилактической деятельности, формированию безопасного и ответственного поведения

Проведение круглых столов, часов общения с психологом,  семинаров, дискуссий,  пед.советов и др.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-организаторы

5. Взаимодействие с правоохранительными, медицинскими учреждениями и другими социальными институтами.

Планирование совместной деятельности с заинтересованными ведомствами

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог

План индивидуальной профилактической работы осуществляется в 4 этапа:

  1. Диагностический (начальный)

Цель: выяснение причины осложненного поведения студента.  Психолого-педагогическое диагностирование.

  1. Переориентированный (промежуточный)

Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения студента.

  1. Закрепляющий (заключительный)

Цель: формирование положительного стереотипа поведения студента и предупреждение изменения направленности личности.

  1. Анализ и контроль

Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений.

Система взаимодействия с такими студентами предусматривает следующие направления деятельности:

  • Включение в социально-значимую деятельность;
  • Изменение положения студентов в группе, отношения к нимпреподавателей, внедрение технологии позитивного восприятия студента;
  • Помощь в формировании жизненных планов;
  • Стимулирование учебы и даже небольших успехов;
  • Воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства;
  • Нормализация межличностных отношений.

Литература:

Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.

Бандура А., Уолтрес Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).

Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.

Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.

3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.

Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.

Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.

Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.

Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – с. 148.

Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – КН. 2: Психология образования. – с. 608.

Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - с.115.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. – с. 215.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2000. – с. 96

Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000г) // Официальные документы в образовании, 2001, N9 29. – с. 30-35.

Степанов В.Г Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. 336.

Степанова О.В. Жестокое обращение с детыми в семье: причины и пути его предотвращения // Личность. Культура. Общество. 2000. т. 2, спец. выпуск. - с. 261-264.

Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педаг. общ-во России, 2003. – с. 128.

Торохтин В.С. Основы Психолого- педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – М., 2000. – с. 340.

Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психологи – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с. 928. (Серия «Библиотека психолога»).

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО Изд. Питер. 1999. – с. 35. Серия «Мастера психологии»

Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2002. – с. 30-36.

Приложение 1

Информационная карта социального педагога

Студент:  _________________________________________________

Родители:

Мать –__________________________________________________________________________________

Отец – __________________________________________________________________________________

Родители проживают вместе/разведены

Общие сведения о семье: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия проживания и воспитания:_________________________________

Обеспечение контроля за учебой и поведением __________________________________________________________________

Имеют ли место факты пренебрежения родителями родительскими обязанностями______

____________________________________________________________________________________

Факты нарушения дисциплины ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятость во внеурочное время ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие неблагоприятных условий в семье ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера неформального общения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Информационная карта педагога-психолога

Дата:

Ф.И.О

ЦЕЛИ:

  1. Изучить личность студента
  2. Выявить причины осложненного поведения студента

Направления диагностики

Факторы, влияющие положительно на становление личности студента

Факторы, влияющие отрицательно на становление личности студента

1. Особенности личности, привлекательные и отталкивающие черты характера

2. Содержание и характер деятельности

3. Содержание и характер общения подростка

4. Условия семейного воспитания

Выводы о причинах трудновоспитуемости: 

Приложение 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НА  СТУДЕНТА

_______________________________________________

Общие сведения:

ФИО

Дата рождения:

В результате психологического исследования личности подростка было выявлено следующее: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные черты характера: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные черты характера: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка _________________________________________________________________________

Тревожность________________________________________________________________________

Агрессивность_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Особенности общения_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хорошо развиты следующие функции: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера его профессиональных интересов _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                

 Приложение 4

Утверждено

на заседании Совета по профилактике

____________________________

План индивидуальной профилактической работы

со студентом __________________________________________________

Описание проблемы______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники консилиума

Содержание и формы работы

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Результаты, выводы

Социальный педагог

Работа со студентом:

- осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью студена;

- контроль за внеурочной занятостью, в каникулярный период;

- ИК «О вредных и опасных привычках»;

- Практикум «Не говори «да» если хочешь сказать «нет»;

- ГрЗ «Прежде, чем сделать - подумай»;

- ИБ «Мое свободное время»;

- ИБ «Твои положительные и отрицательные качества личности»;

- ИБ «Я и закон».

Работа с родителями:

- Привлечение к мероприятиям родительского всеобуча;

- ИБ «Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей»;

- ИБ «Почему так трудно с подростками»;

- ИБ «Родительско-юношеские конфликты – что за ними стоит и как их решить».

Педагог-психолог

Работа со студентом:

1. ИК по результатам психодиагностического исследования личности;

2. ИЗ «Какой Я? Я и другие», направленное на формирование стремления к самопознанию и самовоспитанию;

3. ИЗ «Мои чувства и эмоции», направленное на осознание проявления эмоций (особенно чувства тревоги); принятие  собственной тревожности;

4. ИЗ «Хорошие и плохие привычки», направленное на обучение умению анализировать свое поведение;

5. ИЗ «Ценностные ориентации», направленное на формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;

6. Тренинг целеполагания «Ты сможешь, ты добьешься», направленный на осознание целей

7.ИЗ «Мой профессиональный выбор»

Работа с родителями:

1. ИК по результатам диагностики;

2. ИК «Психовозрастные особенности»;

3. ИК «Мы и здоровье наших детей»;

4. ИК «Способности и профессиональные интересы моего ребенка.

Работа с педагогами:

1. ИК «Психовозрастные особенности»;

2.  ИК «Профилактическая работа аддиктивного поведения подростков»

Классный руководитель

- Знакомство с Уставом техникума – раздел «Пропуски и опоздания»;

- Классный час – пропаганда ЗОЖ «Нет группы риска – рискуют все!»;

- Индивидуальная беседа об опозданиях на занятия и поведении на уроках;

- Классный час по профориентации «Сто дорог – одна твоя»;

- Привлечение студента к участию в Неделе здоровья;

- Круглый стол «Человеческие ценности»;

- Классный час-беседа «Виды юридической ответственности несовершеннолетних»;

- Подготовка сообщения о нормативно-правовой базе в контексте антиалкогольного законодательства»;

- Профилактический классный час «Ответственность за употребление алкоголя».

Зам. директора по учебно-воспитательной  работе

Контроль и координация деятельности заинтересованных лиц по реализации индивидуальной профилактической программы со студентами

- наблюдение за посещением учебных занятий, поведением студента в техникуме, на улице, в общественных местах;

- принятие мер по организации досуга во внеурочное и каникулярное время;

- оказание помощи родителям в коррекции отклоняющегося поведения, формирование правовой культуры.

Инспектор ПДН

Индивидуальные беседы:

- «Правовые аспекты в контексте антиалкогольного законодательства»;

- «Ответственность за противоправное поведение»;

- «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»;

- «Виды ответственности» и др.

С содержанием ознакомлены и согласны:

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________

Версия: 1

Дата печати 31.08.15

Без подписи документ действителен 72 часа с момента распечатки.

КЭ:

стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха» 2015-2017 учебный год

ПРОГРАММАработы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»2015-2017 учебный год...

Рабочая программа работы с детьми асоциального поведения

Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений ...

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Трудный подросток – ступени роста к успеху»

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий урове...

Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения

Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей стра...

«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».

Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».11.01.2019 г.Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков...