Программа работы со студентами асоциального поведения
учебно-методический материал на тему
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися ассоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы со студентами асоциального поведения | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова» | |
ОП-06.02 | Система менеджмента качества образовательного учреждения |
Программа коррекционно-развивающей работы со студентами асоциального поведения |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ КНТ
им. Б.И. Корнилова
_____________ Е.Ю.Кузнецова
«___»_______________20 15г.
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
СО СТУДЕНТАМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Должность | Фамилия И.О. / Подпись | Дата | |
Согласовал | Зам. директора по УВР Социальный педагог | Цалый Н.В. Иванова С.В. | |
Разработал | Педагог -психолог | Тарина Ю.А. |
Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния, приобщение к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими студентами стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, так и мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Пояснительная записка
- Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» студента и восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей, инспектора ПДН, учреждений дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой студентов является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого студента индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
2. Проблемы
- Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
- Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
- Сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
- Защиты прав и интересов студентов из числа опекаемых и детей-сирот, оказания комплексной помощи.
3. Цель программы
1. Профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение асоциального поведения среди студентов, относящихся к числу детей «группы риска»
2. Адаптация студентов, состоящих на учете, в социуме.
4. Задачи программы
- Изучить причины асоциального поведения и определить способы его коррекции.
- Научить студентов осознавать последствия асоциального поведения.
- Сформировать у «трудных» студентов мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.
- Развить у студентов стремление к здоровому образу жизни
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт асоциального поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
5. Отличительные особенности программы
1. Тесное взаимодействие с семьёй.
2 Тесное взаимодействие с инспекцией по делам несовершеннолетних.
3. Создание у студента ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
4.Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни.
5. Помощь в поиске дополнительных увлечений, определении в кружки дополнительного образования.
6. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы со студентами с отклоняющимся поведением 15-20 лет.
7. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45-60 минут
8. Ожидаемые результаты
1. Выявление основных причин появления девиаций у студентов.
2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5. Повышение обученности и развитие мотивации у студентов этой группы.
6. Рост заинтересованности родителей в работе с «трудными» студентами.
7. Снижение числа студентов, состоящих на учете.
- Этапы программы:
1 этап. Выявление студентов, склонных к асоциальному у поведению.
Раннее выявление студентов, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права включает следующие психодиагностические исследования:
- Изучение уровня тревожности;
- Изучение страхов и опасений методом «незаконченных предложений» Сакса-Леви.
- Оценка уровня учебной мотивации;
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан;
- Определение акцентуаций характера К.Леонгарда;
- Диагностика склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»
Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинкветному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
2 этап. Постановка на внутритехникумовский учет по решению Совета по профилактике.
После того, как у обучающегося выявлена склонность к асоциальному поведению – на начало учебного года либо в течение года или же после того, как выявлен факт противоправных деяний, педагог-психолог проводит комплексное изучение личности обучающегося.
3 этап. Изучение личности обучающихся.
Подбирается пакет диагностических методик. Диагностический инструментарий должен отвечать следующим требованиям: быть информативным, экономичным в использовании, подбираться с учетом возрастных особенностей испытуемых.
4 этап. Выдвижение гипотезы о причинах проблемы.
Чтобы сформулировать ту или иную гипотезу о причинах трудновоспитуемости студента, собранную информацию (результаты диагностических исследований, наблюдения, беседы с родителями, педагогами, самим студентом) желательно занести в информационную карту педагога-психолога, социального педагога .
5 этап. Выработка стратегии сопровождения студента и составление плана индивидуальной профилактической работы.
План индивидуальной профилактической работы строится с учетом диагностики личности обучающегося, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов, разрабатывается в техникуме для каждого студента, состоящего на учете в ПДН, на внутритехникумовском учете.
Перед началом индивидуально-профилактической работы специалисты СПП вырабатывают стратегию сопровождения обучающегося, формулируют проблемы с которыми надо работать.
6 этап. Анализ эффективности проведенной работы
Система работы педагога-психолога
со студентами, склонными к асоциальному поведению
выявление подростков, склонных к асоциальному поведению |
постановка на учет по решению Совета по профилактике |
изучение личности подростка, внутрисемейных взаимоотношений |
выдвижение гипотезы о причинах проблемы |
выработка стратегии сопровождения студента |
анализ эффективности проведенной работы |
10. Содержание.
Содержательный компонент | Форма деятельности | Участники взаимодействия |
1. Правовое просвещение студентов, педагогов, родителей | Неделя правовых знаний; оформление стендов, книжных выставок, выставки рисунков на правовую тематику «Твой друг – закон!»; участие в акциях на правовую тематику; проведение классных часов «Подросток и закон», дискуссий, диспутов, родительских собраний с привлечением сотрудников полиции и др. | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы, инспекторы ПДН |
2. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни | Участие в акциях по профилактике вредных зависимостей; лекции, беседы, круглые столы по пропаганде здорового образа жизни с привлечением медицинских работников, консультирование педагогов по формированию здорового образа жизни, проведение Недели здоровья и др. | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы, медицинские работники, преподаватели физкультуры |
3. Предупреждение фактов асоциального поведения | Наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, анализ, с целью выявления обучающихся, склонных к асоциальному поведению, заседания Совета по профилактике, индивидуальная и групповая работа с обучающимися по выявленным проблемам | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагоги-организаторы |
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов по проблемам профилактической деятельности, формированию безопасного и ответственного поведения | Проведение круглых столов, часов общения с психологом, семинаров, дискуссий, пед.советов и др. | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-организаторы |
5. Взаимодействие с правоохранительными, медицинскими учреждениями и другими социальными институтами. | Планирование совместной деятельности с заинтересованными ведомствами | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог |
План индивидуальной профилактической работы осуществляется в 4 этапа:
- Диагностический (начальный)
Цель: выяснение причины осложненного поведения студента. Психолого-педагогическое диагностирование.
- Переориентированный (промежуточный)
Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения студента.
- Закрепляющий (заключительный)
Цель: формирование положительного стереотипа поведения студента и предупреждение изменения направленности личности.
- Анализ и контроль
Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений.
Система взаимодействия с такими студентами предусматривает следующие направления деятельности:
- Включение в социально-значимую деятельность;
- Изменение положения студентов в группе, отношения к нимпреподавателей, внедрение технологии позитивного восприятия студента;
- Помощь в формировании жизненных планов;
- Стимулирование учебы и даже небольших успехов;
- Воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства;
- Нормализация межличностных отношений.
Литература:
Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.
Бандура А., Уолтрес Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).
Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.
3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.
Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.
Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.
Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.
Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – с. 148.
Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – КН. 2: Психология образования. – с. 608.
Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - с.115.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. – с. 215.
Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2000. – с. 96
Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000г) // Официальные документы в образовании, 2001, N9 29. – с. 30-35.
Степанов В.Г Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. 336.
Степанова О.В. Жестокое обращение с детыми в семье: причины и пути его предотвращения // Личность. Культура. Общество. 2000. т. 2, спец. выпуск. - с. 261-264.
Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педаг. общ-во России, 2003. – с. 128.
Торохтин В.С. Основы Психолого- педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – М., 2000. – с. 340.
Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психологи – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с. 928. (Серия «Библиотека психолога»).
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО Изд. Питер. 1999. – с. 35. Серия «Мастера психологии»
Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2002. – с. 30-36.
Приложение 1
Информационная карта социального педагога
Студент: _________________________________________________
Родители:
Мать –__________________________________________________________________________________
Отец – __________________________________________________________________________________
Родители проживают вместе/разведены
Общие сведения о семье: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия проживания и воспитания:_________________________________
Обеспечение контроля за учебой и поведением __________________________________________________________________
Имеют ли место факты пренебрежения родителями родительскими обязанностями______
____________________________________________________________________________________
Факты нарушения дисциплины ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятость во внеурочное время ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие неблагоприятных условий в семье ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера неформального общения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Информационная карта педагога-психолога
Дата:
Ф.И.О
ЦЕЛИ:
- Изучить личность студента
- Выявить причины осложненного поведения студента
Направления диагностики | Факторы, влияющие положительно на становление личности студента | Факторы, влияющие отрицательно на становление личности студента |
1. Особенности личности, привлекательные и отталкивающие черты характера | ||
2. Содержание и характер деятельности | ||
3. Содержание и характер общения подростка | ||
4. Условия семейного воспитания |
Выводы о причинах трудновоспитуемости:
Приложение 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НА СТУДЕНТА
_______________________________________________
Общие сведения:
ФИО
Дата рождения:
В результате психологического исследования личности подростка было выявлено следующее: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные черты характера: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные черты характера: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка _________________________________________________________________________
Тревожность________________________________________________________________________
Агрессивность_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Особенности общения_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная деятельность: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хорошо развиты следующие функции: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера его профессиональных интересов _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Утверждено
на заседании Совета по профилактике
____________________________
План индивидуальной профилактической работы
со студентом __________________________________________________
Описание проблемы______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участники консилиума | Содержание и формы работы | Сроки проведения | Отметка о выполнении | Результаты, выводы |
Социальный педагог | Работа со студентом: - осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью студена; - контроль за внеурочной занятостью, в каникулярный период; - ИК «О вредных и опасных привычках»; - Практикум «Не говори «да» если хочешь сказать «нет»; - ГрЗ «Прежде, чем сделать - подумай»; - ИБ «Мое свободное время»; - ИБ «Твои положительные и отрицательные качества личности»; - ИБ «Я и закон». Работа с родителями: - Привлечение к мероприятиям родительского всеобуча; - ИБ «Должны ли родители нести ответственность за неправильное поведение своих детей»; - ИБ «Почему так трудно с подростками»; - ИБ «Родительско-юношеские конфликты – что за ними стоит и как их решить». | |||
Педагог-психолог | Работа со студентом: 1. ИК по результатам психодиагностического исследования личности; 2. ИЗ «Какой Я? Я и другие», направленное на формирование стремления к самопознанию и самовоспитанию; 3. ИЗ «Мои чувства и эмоции», направленное на осознание проявления эмоций (особенно чувства тревоги); принятие собственной тревожности; 4. ИЗ «Хорошие и плохие привычки», направленное на обучение умению анализировать свое поведение; 5. ИЗ «Ценностные ориентации», направленное на формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; 6. Тренинг целеполагания «Ты сможешь, ты добьешься», направленный на осознание целей 7.ИЗ «Мой профессиональный выбор» Работа с родителями: 1. ИК по результатам диагностики; 2. ИК «Психовозрастные особенности»; 3. ИК «Мы и здоровье наших детей»; 4. ИК «Способности и профессиональные интересы моего ребенка. Работа с педагогами: 1. ИК «Психовозрастные особенности»; 2. ИК «Профилактическая работа аддиктивного поведения подростков» | |||
Классный руководитель | - Знакомство с Уставом техникума – раздел «Пропуски и опоздания»; - Классный час – пропаганда ЗОЖ «Нет группы риска – рискуют все!»; - Индивидуальная беседа об опозданиях на занятия и поведении на уроках; - Классный час по профориентации «Сто дорог – одна твоя»; - Привлечение студента к участию в Неделе здоровья; - Круглый стол «Человеческие ценности»; - Классный час-беседа «Виды юридической ответственности несовершеннолетних»; - Подготовка сообщения о нормативно-правовой базе в контексте антиалкогольного законодательства»; - Профилактический классный час «Ответственность за употребление алкоголя». | |||
Зам. директора по учебно-воспитательной работе | Контроль и координация деятельности заинтересованных лиц по реализации индивидуальной профилактической программы со студентами | |||
- наблюдение за посещением учебных занятий, поведением студента в техникуме, на улице, в общественных местах; - принятие мер по организации досуга во внеурочное и каникулярное время; - оказание помощи родителям в коррекции отклоняющегося поведения, формирование правовой культуры. | ||||
Инспектор ПДН | Индивидуальные беседы: - «Правовые аспекты в контексте антиалкогольного законодательства»; - «Ответственность за противоправное поведение»; - «Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни»; - «Виды ответственности» и др. |
С содержанием ознакомлены и согласны:
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
Ф.И.О.________________________________ Подпись______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...
ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха» 2015-2017 учебный год
ПРОГРАММАработы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»2015-2017 учебный год...
Рабочая программа работы с детьми асоциального поведения
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений ...
ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Трудный подросток – ступени роста к успеху»
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий урове...
Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками асоциального поведения
Дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,это наша вина перед другими людьми, перед всей стра...
«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков».
Педсовет «Профилактика асоциального поведения детей».11.01.2019 г.Выступление воспитателя Башкайкиной Е.Н«Системный подход в работе по профилактике асоциального поведения подростков...