Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения
рабочая программа на тему

Никулина Елена Александровна

Данная программа направлена на формировнаие у подростков знаний, умений и навыков , спосбствующих преодолению трудностей социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 390

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Рекомендовано к использованию»

Протокол педсовета №

от «___» ______2015

«Утверждаю»

Директор________ Л.В.Иванова

Приказ от______№______

Рабочая программа

«Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»

(обучающиеся 11-12 лет)

Составитель  

Социальный педагог Никулина Е.А.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка.

Актуальность программы определяется необходимостью формирования умения ориентироваться в достаточно сложных жизненных обстоятельствах, социального опыта, который помог бы ребенку быстрее адаптироваться в обществе, грамотно исполнять свои обязанности и использовать свои законные права.

Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованными в самопознании, самореализации, осуществлении самостоятельного выбора. При этом они не обладают необходимым социальным опытом и могут оказаться беспомощными даже в довольно простых, с точки зрения социально адаптированного человека, житейских обстоятельствах, не говоря уже о трудных жизненных ситуациях.

Новизна программы определяется интегративным подходом к решению вопросов обучения и воспитания при участии всех специалистов образовательного учреждения, включая специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов), учителей, медицинских работников и т.д.

Программа реализуется в условиях общеобразовательной школы.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Теоретической основой программы является представление об основных характеристиках социально-компетентного человека. Он в состоянии:

  • принимать решения относительно самого себя и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
  • представлять, как следует достигать собственной цели наиболее эффективным социально приемлемым способом;
  • правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
  • анализировать область, определяемую различными социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в свое поведение;
  • представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
  • эффективно преодолевать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
  • отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Обладая достаточным уровнем социальной компетентности, человек способен продуктивно адаптироваться во внешнем и социальном мире, обогатить свой внутренний мир.

Цель программы: актуализация, формирование и развитие у подростков знаний, умений и навыков, способствующих преодолению трудностей социальной адаптации.

Задачи программы:

1. Формировать представления об особенностях собственной личности и об адекватных способах решения проблем жизни в социуме.

2. Формировать потребность самосовершенствования на основе усвоения общекультурных ценностей.

3. Актуализировать потребность в сохранении физического и психического здоровья.

4. Обеспечить формирование навыков продуктивного общения в различных жизненных ситуациях (в том числе конфликтных).

Практическая значимостьпрограммы определяется тем, что занятия,
предусмотренные программой, являются социальным практикумом для ее
адресатов, дают возможность получить знания, умения и навыки,
представляющие практическую ценность для жизни в социуме.

Технология программыпредусматривает сочетание эвристических бесед, дискуссий с активными формами обучения. включающими элементы тренинга, арттерапии и артпедагогики, игры.

Категория обучающихся: подростки в возрасте 11 — 12 лет.

Режим занятий:1 раз в неделю, 2 часа (2 урока по 45 минут, перерыв—

10 минут).

Ожидаемые результаты: формирование навыков адаптироваться в новой социальной среде и принимать правильные решения различных жизненных ситуациях.

Определение результативности программы:

  • наблюдение;
  • собеседование по итогам выполнения творческих заданий;
  • анкетирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, коллажей и т.д.)

Учебно-тематический план

№ темы, занятия

Наименование темы

Количество часов

Всего

Из них

лекционных

практических

Введение

Что такое социальная компетентность? Зачем мне это надо?

1

1

Тема 1

Личности и ее жизненный путь

2

1

1

Занятие1

Личности и защитные механизмы. Развитие личности Работа над собой.

1

1

Занятие 2

Работа над собой. Зачем нужно знать себя. Я и мои товарищи. Я и мое имя.

1

1 (дискуссия, игра)

Тема 2

Человек и его здоровье

2

1

1

Занятие 1

Что такое здоровье? Здоровое питание, кое-что об осанке, коже и зубах.

2

1

1 (тематическое рисование)

Тема 3

Человек в городе

1

1

Занятие 1

Как уберечь себя и свой дом от преступников? Безопасное поведение в толпе на массовых зрелищных мероприятия.

1

1

Тема 4

Работы и отдых

2

1

1

Занятие 1

Отдых-это смена деятельности. Человек и компьютер.

1

1

Где отдохнуть в Санкт-Петербурге?

1

1 (игра на знание СПб)

ИТОГО

8 часов

Содержание программы

Введение


Что такое социальная компетентность? Зачем мне этонадо?

Групповая диагностика индивидуально-психологических особенностей.
Опросники и тесты: тест Люшера, тест Айзенка, анкета школьной мотивации,  рисунок «Несуществующее животное».

Тема 1

Личность и ее жизненный путь

Личность и защитные механизмы. Развитие личности. Работа над собой.
Зачем нужно знать себя? Я и мои товарищи. Я и мое имя.

Опросники и тесты: «Мой класс», «Контакт», «12 человечков».
Упражнения: «Нарисуй своё имя», «Кто я? Какой я?»

Тема 2

Человек и его здоровье

Что такое здоровье? Здоровое питание. Кое-что об осанке, коже, зубах.

Упражнения: тематическое рисование «Здоровый и больной человек»,
коллаж «Полезный завтрак (обед)».

                  Тема 3

Человек в городе

Как уберечь себя и свой дом от преступников?

Безопасное поведение в толпе на массовых зрелищных мероприятиях.

Тема 4

Работа и отдых

Отдых — это смена деятельности. Человек и компьютер. Где отдохнуть в Санкт-Петербурге?

Упражнения: коллаж «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга», игра «Петербургское лото».

Список литературы

  1. Асадуллина М. Н. Роль семьи в воспитании ребенка // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95.
  2. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии – 2009. - № 1. – С. 37-39.
  3. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999. – 198 с.
  4. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование – 1997. - № 1. – С. 76-81.
  5. Боярова Н.А., Особенности подросткового возраста http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/03/12/material-dlya-roditelskogo-lektoriya-po-teme
  6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.– М.: Издательский центр «Владос», 2005. – 343 с.
  7. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  9. Горовая М. С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Материалы IV международной научной конференции. – Пермь, 2013. - С. 34-36.
  10. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина, 1980 - 272 с.
  11. Евсеева Н.А. Экскурсионная деятельность как средство формирования этнорегиональной идентичности учащихся // Социально-педагогическая деятельность гражданско-патриотической направленности: сущность, содержание, технологии: Материалы городской научно-практической конференции / Под.общ.ред. Е.Н.Барышникова, С.В. Барышниковой, С.А.Косабуцкой. – СПб.: Издательство Культ-информ-пресс, 2015 – С.144-147.
  12. Еременко Н.И. Деятельность социального педагогов образовательном учреждении.– Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007. – 112 с.
  13. Желонкина В.С. Роль семьи в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы семейной педагогики – 2012.- № 1.
  14. Кашлякова Г., Акулинина Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Технология и практика – 2010. - № 2. – С.44-47.
  15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2001.-160 с.
  16. Косабуцкая С.А. Причины правонарушений учащихся образовательных учреждений и пути их преодоления. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 106 с.
  17. Леонова И.В. Девиантное поведение виктимых детей, его причины и особенности // Знание. Понимание. Умение. – 2008.- №3. – С. 210-214.
  18. Макаренко А.С. Социология / Под ред. А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 359 с
  19. Маленкова Л.И. Педагоги, Родители, Дети. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 303 с.
  20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
  21. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  22. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 456 с.
  23. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  24. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введениевдолжность.- СПб.: Издательство «Каро», 2000. – 269 с.
  25. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 148 с.
  26. Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 107 с.
  27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьвеа И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
  28. Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении: материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012. – С. 193-196.
  29. Родители – в ответе за воспитание детей: Методическое пособие. / под обш. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2002. – 43 с.
  30. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Владос», 2001. – 240 с.
  31. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия: монография / под ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2010. – 94 с.
  32. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ.ред. О.А.Щекиной.- СПб.: СПб АППО, 2013. – 90 с.
  33. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 410 с.
  34. Фролов С. С. Общая социология: учебник.– М.: Проспект, 2011.- 384 с.
  35. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 272 с.
  36. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 292 с.
  37. Целуйко В.М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. – № 3. – С.30-43.
  38. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
  39. Шептенко П.А, Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  40. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005. - 336с.
  41. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
  42. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Материалы городской научно-практической конференции. – СПб., 2012 – С.193-195.
  43. Щекина О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. Научно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2006. – 172 с.
  44. Якушева С.Д., Буревич Т.В. Роль семьи в воспитании подростка // материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. – С.60-71
  45. Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С.86-91.
  46.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
  47. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. – С.23-32.
  48. Селевко Г.Т. Энциклопедия педагогических технологий .Т. 1. – М.: Народное образование. – 556 c.

Приложение № 1

Анкета  "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г.Лускановой

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

 

  1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20-24 балла  - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе?

-не очень
-нравится
-не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывают по-разному
-нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

-да
-не очень
-нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.


№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамикушкольной мотивации. Снижение уровня  мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Приложение № 2

Опросник “Мой класс”

Цель:измерение степени удовлетворенности школьной жизнью, степени конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом), степени сплоченности класса (по субъективной оценке).

Материал:бланк для ответов

Форма проведения: индивидуально или фронтально

Процедура проведения:

Раздаются бланки для ответов, и дается устная инструкция. Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.

Инструкция:“Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово “Да”, если вы согласны с этим утверждением, и слово “Нет”, если не согласны с этим утверждением".

Обработка результатов:

Шкалы степени удовлетворенности школьной жизнью, степени конфликтности в классе, степени сплоченности класса состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. Табл. 1)

Таблица № 1

параметр

Пункт шкалы, номер

удовлетворенность школьной жизнью

1, 4, 7, 10, 13

конфликтность

2, 5, 8, 11, 14

сплоченность

3, 6, 9, 12, 15

Некоторые из пунктов опросника являются "обратными". Балльные веса для "прямых" ответов подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке:

На бланке отмечено: "Да" На бланке отмечено: "Нет"

Вес для подсчета: 3 Вес для подсчета: 1

Для "обратных" пунктов шкал веса считаются в обратном порядке:

На бланке отмечено: "Да" На бланке отмечено: "Нет"

Вес для подсчета: 1 Вес для подсчета: 3

Такими "обратными" пунктами являются:

По шкале удовлетворенности школьной жизнью: 4, 10

По шкале сплоченности: 6

По шкале конфликтности в классе подобных пунктов нет.

По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.

Вычисляется оценка по каждому параметру. Для этого оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Для получения обобщенной характеристики по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Бланк

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня

Обведи

кружочком

свой ответ

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе

Да Нет

  1. Дети в классе всегда дерутся друг с другом

Да Нет

  1. В нашем классе каждый ученик – мой друг

Да Нет

  1. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы

Да Нет

  1. Некоторые ученики в нашем классе являются середнячками

Да Нет

  1. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу

Да Нет

  1. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу

Да Нет

  1. Многие дети в нашем классе любят драться

Да Нет

  1. Все ученики не любят свой класс

Да Нет

  1. Некоторые ученики не любят свой класс

Да Нет

  1. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем

Да Нет

  1. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу

Да Нет

  1. Наш класс веселый

Да Нет

  1. Дети в нашем классе много ссорятся

Да Нет

  1. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья

Да Нет

Интерпретация результатов:

После обработки делается вывод о степени выраженности каждого из параметров, проводится сравнительный анализ по каждому ученику и классу в целом.

Приложение № 3

Тест «Контакт»

 Оцените в баллах от 0 до 4 следующие высказывания:

  1. Я легко сближаюсь с людьми.
  2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
  3. Я разговорчивый человек.
  4. Я непренужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
  5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
  6. Когда мне нужно что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.
  7. Мне удается оживить скучную компанию.
  8. Я говорю быстро.
  9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Посчитайте общее количество баллов.

Результаты тестирования.

1-12 баллов. Обращенный в себя, с трудом вступает в контакты с людьми. Ориентирован в основном на собственные чувства. Сдержан. Застенчив. Общению с людьми предпочитает книги. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок.

13-24 балла. Характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственности за свои поступки.

25-36 баллов. Словоохотливый, общительный оптимист, любит задавать каверзные вопросы, предпочитает острые шутки. Общение с кем бы то ни было не вызывает проблемы. Многое получается легко и непренужденно. Но не менее легко относится он к собственным обязательствам, его трудно назвать хозяином своего слова. Может быть не сдержан, потому что не считает контролировать эмоции и чувства.

Приложение 4

Тест «12 человечков»

Из трех фигур (круг, квадрат, треугольник) изобразите 12 человечков. Количество фигур не ограничено. Необходимо, чтобы человечки были разные.

Посчитайте, каких фигур больше.

Результаты тестирования.

Квадрат – ассоциируется с обстоятельностью, настойчивостью, твердостью, иногда с упрямством.

Треугольник – связывают с целеустремленностью, порывистостью, способностью увлечься идеей.

Круг – означает чувствительность, эмоциональность, способность воспринимать проблемы другого человека, иногда склонность к тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»

ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...

Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....

Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО

Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО...