РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.
проект на тему

Светлана Валерьевна Колядина

С.Т.Шацкий - известный педагог-новатор начала ХХ века. Первым в мире использовал проектный методв педагогике, организатор первых в России детских клубов и детских воспитательных учреждений новаторского типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО, г. Химки, гимназия №16 социальный педагог Колядина С.В.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.

Подготовила Колядина С.В.,

социальный педагог,

номинация «Педагогические идеи»

Химки

2016

Введение.

Не так давно, в 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.

Как это было…

Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого  началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.  

С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором  А. У. 3еленко организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты».  Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и  пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого,  «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. [1 с 14].

C:\Users\Samsung-PC\Desktop\img3.jpg

C:\Users\Samsung-PC\Desktop\4555-1377609983.jpg

C:\Users\Samsung-PC\Desktop\image002.jpg

Страницы истории:
1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».

Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии.  Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В  «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.

Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т. Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки,  соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни».[3 с 13]

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

«Дайте детям детство», - такова была его главная цель.  Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание, т.е. ребята делами все сами. Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

        С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения  к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Страницы истории:

1919 — После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 — Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 — Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 — С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 — Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 — Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е — Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.

1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.

«Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.

С.Т.Шацкий

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы в МБОУ Гимназии № 16 г.Химки является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В стенах нашей школы  создан и стремительно развивается Совет Гимназии, председателем которого является ученица 11а класса Алиева Валерия; заместителем председателя назначена Острикова Варвара (10а класс).  Заседания школьного Совета проходят еженедельно. Целями и задачами развития школьного самоуправления стали развитие лидерских качеств и ребят, формирование у них активной жизненной позиции, гражданского и национального самосознания, умений самостоятельно принимать решения, касающиеся школьной жизни. Так во время заседания школьного Совета обучающихся была выбрана инициативная группа, в результате деятельности которой появился Кодекс чести гимназистов (см. ниже).

Совет Гимназии активно обсуждает такие злободневные вопросы, как введение единой школьной формы на территории гимназии.

Еще один проект, который стал очень интересен для ребят – создание школьной газеты. Главным редактором стал ученик 9в класса Симонян Самвэл. В настоящее время проходит конкурс названий газеты. Среди желающих активистов, заинтересованных в подготовке номеров газеты – 14 человек из 6б класса и 5 человек из 9в класса. Это особенно радует, так как эти ребята ранее не проявляли особую общественную активность.

                КОДЕКС ЧЕСТИ ГИМНАЗИСТОВC:\Users\User\Desktop\логотип.png

1.Всегда приходи на помощь своему другу.

2. Следуй правилу: «Класс – твоя вторая семья».

3. Уважай своих учителей.

4. Ответственно относись к выполнению своих домашних заданий.

5. Здраво оценивай свои возможности.

6. Помни и уважай свою историю.

7. Веди здоровый образ жизни.

8. Думай о завтрашнем дне, просчитывай свои действия на несколько шагов вперед.

9. Сохраняй верность поставленным целям.

10. Соблюдай чистоту в школе, всегда убирай свое рабочее место.

11. Умей принимать критику.

12. Умей радоваться за других, не завидуй своему товарищу.

13. Соблюдай требования к внешнему виду и школьной форме.

14. Цени то, что имеешь.

Авторы проекта:

Алиева Валерия, 11а; Острикова Варвара, 10а; Семенова Елена, 9в;

Виноградов Владислав, 9б; Алиев Фарид, 9б; Магдий Артем, 9б;

Коротков Иван, 11а; Маслеников Максим, 11а; Шумилова Дарья, 9а

Ранее методика воспитания детей  носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять  дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого  являлась гуманной.

 «Посильный для детей физический труд, - считал Шацкий, - это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Эстетическое воспитание в гимназии

Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство.

Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…

С.Т.Шацкий

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества»[3 с 35-36]. Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах,  невозможно и продуктивно работать с детьми»[3 с 267].

Кружковая деятельность в гимназии

Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий

Внедрение современных педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс гимназии.

Первые клубы для детей в России.

С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.

Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение сегодня имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы.  По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Дискуссионный клуб для подростков «Луч света».

Почти два года в гимназии существует клуб для подростков.  Основная цель его создания – социализация обучающихся, их личностный рост.

Задачи:  помочь ребятам освоить навыки бесконфликтного общения; научить их ставить перед собой цели и достигать их; познакомить с основами конфликтологии; знать пути преодоления стрессовых ситуаций. Члены клуба неукоснительно соблюдают его правила:

1. Правило поднятой руки.

2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).

6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

7. Не навязывать свое мнение.

8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

9. Избегать поучений.

10. Сдерживать эмоции.

11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

Клубный формат очень интересен детям, они чувствуют себя комфортно, особенно им нравится система безоценочности, чего нет на обычных уроках. Каждый раз я повторяю, что у них есть право на ошибку и любой их ответ является правильным. В дальнейшем было бы перспективно создать клуб для пап, целью которого станет укрепление семейных связей, вовлечение отцов (законных представителей) в школьную жизнь их детей.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся в МБОУ Гимназия № 16 сегодня.

Воспитательная работа в нашей гимназии систематически и целенаправленно планируется с учетом реалий поликультурного и многонационального пространства нашего образовательного учреждения. В гимназии обучаются более 800 ребят более 16-ти национальностей.

В гимназии создана и успешно функционирует социально-психологическая служба сопровождения семьи. Социальные педагоги и школьные психологи, безусловно, принимают во внимание национальную идентичность детей. Постоянно проводятся исследования, которые направлены на выявление уровня толерантности в межнациональном общении детей. Так в 2014 учебном году были проведены социально-психологические исследования среди подростков 8-11 классов. Среди охваченной аудитории  30% показали очень высокий уровень толерантности, 41 % - высокий уровень; 29% подростков показали низкий уровень толерантности. Очень низкого уровня толерантности не выявлено.

Отсюда вывод: отделу по воспитательной работе  гимназии совместно со службой социально-психологического сопровождения семьи необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие этики межнационального общения. Это позволит в дальнейшем свести к минимуму количество конфликтных ситуаций на национальной почве.

Национальная идентичность ребенка – реальность, с которой необходимо считаться не меньше, чем с его психофизиологией, знать и учитывать ее в работе.

Поскольку в работе социального педагога большое значение имеют индивидуальные беседы с учеником, групповые тренинги, работа с родителями, то конечный результат будет во многом зависеть от того, как специалист сможет расположить к себе подростка, сформировать его доверие к себе и группе. И здесь огромную роль играет знание национальных особенностей ученика, интерес социального педагога к культурным  и национальным особенностям и, конечно, уважительное отношение к ним. Говоря о полиэтнических классах, где школьники принадлежат к различным национальностям и, соответственно, к различным культурам, необходимо отметить некоторую типичность черт социального и национально-психологического облика представителей некоторых общностей, знание которых оказывает огромное влияние на выстраивание доверительных отношений с консультируемыми подростками, их родителями и учителями.

Например, грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства. Терпимость, такт и сотрудничество в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерны для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость.

Армянская семья отличается крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения, огромным уважением к традициям. В отличие от других народов Кавказа и Средней Азии, большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать. Огромен авторитет также и у бабушки. Умение относиться с уважением к другим людям высоко ценится в Армении. Они почти никогда не терпят грубости, прямого принуждения, давления.

Азербайджанцы по своему характеру любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними. В конфликтных ситуациях азербайджанцы бывают эмоционально не воздержаны  и горячи, вступаются за своих земляков, даже если те не правы.

В целом народы Закавказья наделены:

  • высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
  • главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью  к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
  • подчеркнуты вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
  • хорошей физической подготовкой и относительно слабым знанием русского языка;
  •  стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах.

Национально-психологическими особенностями узбеков являются такие черты, как решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость – особенно в начальный период их пребывания в многонациональном коллективе.

В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими.

Для таджиков наиболее характерны такие качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда настороженное отношение к представителям других национальностей. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присуще подчеркнутое уважение и почтение к старшим.

В целом представители народов Средней Азии наделены:

  • практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
  • слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;
  • способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
  • высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим.

В работе с детьми необходимо корректно озвучить все положительные качества этноса, к которому принадлежит собеседник.

Например:

«Я знаю, что все мужчины с Кавказа обладают с детства большой самостоятельностью, хорошей физической подготовкой, смелостью, активностью, всегда могут договориться. Не понимаю, как же это получилось, что произошло, что ты не смог сдержать себя? Я думаю, что мы сможем решить этот конфликт, и ты попытаешься проявить себя, показать с лучшей стороны, как настоящий мужчина!»[5, с.2]

Будучи в душе просветителем и гуманистом, Шацкий одним из  первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

Актуальность педагогических идей Шацкого сегодня.

В программе развития гимназии на период 2014-2016 гг. «Инновационное образовательное пространство для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса» определена задача формирования инновационного образовательного пространства для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса  определена как приоритетная. Ее выполнение напрямую зависит от:

  • степени включенности во все сферы образовательной деятельности представителей социального окружения образовательного учреждения;
  •  демократизации всего уклада школьной жизни, открытости, готовности к сотрудничеству;
  • деятельностного подхода в обучении и воспитании, осуществляемого через реальный опыт и социальную практику;
  • партнёрства гимназии и социума, использования ресурсов гимназии для развития социума и ресурсов социума для развития образования;
  •  добровольного выбора учащимися социально значимой деятельности, отражающей личные взгляды и позиции как результат привлечения гимназистов к активному участию в жизни социума.

Заключение.

В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.

Список литературы.

  1. Ефимова, И.Л.  «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.
  2. Фомина, Л.П.  «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.
  3. С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах,  изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.
  4. А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во

ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.

  1. Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы», № 1 (29), 2014.-42с.
  2. Т.Н.Лабуз, «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся старшей школы. Практический материал», Школа № 1190, 2016.-с.2.

С. В. Колядина  «Реализация педагогических идей С.Т. Шацкого

в полиэтнической школе сегодня»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

Проблемы преподавания курса обществознания в полиэтнических школах Севера

Статья о проблемах преподавания обществознания в полиэтнических школах Севера....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Станислав Теофилович Шацкий известен миру педагогической общественности как автор социальной педагогики и создатель социальгых проектов. Педагогическое наследие этого великого человека требует бережно...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.И.ПИРОГОВА И К.Д. УШИНСКОГО ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА БЛИЗКОМ МАТЕРИАЛЕ

Воплощение идей Н.И. Пирогова и К. Д. Ушинского в практике образовательного туризма в духе гуманистических традиций воспитания и обучения на разных уровнях (история - краеведение -туризм)....

Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство эмоций" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей для работников дошкольного образования в 2018 году)

Развить умения детей чувствовать настроение и эмоции через упражнения для мимики и жестов, восприятие музыки, движения. Формировать артистические способности....

Сборник "Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)"

Преемственность педагогических идей В.А. Сухомлинского в контексте реализации требований ФГОС УО (ИН)....