Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей
консультация ( класс) на тему

Памятка для педагогов по выявлению  риска суицида среди дерей и подростков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

 

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! 

Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

 

         Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»

 

  «Все безнадежно и бессмысленно»        

 

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  

 

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

 

«Всем было бы лучше без меня!»           

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           

 

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

 

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»    

 

«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

 

«У меня никогда ничего не получается» 

 

«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    

 

«Не получается - значит, не старался!»

 

 Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  •  будьте терпеливы;
  •  не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  •  не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  •  не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
  •  делайте все от вас зависящее.
  •  И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.

  Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  •  Ранние попытки к суициду;
  •  Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  •  Суициды в семье или в окружении друзей;
  •  Алкоголизм;
  •  Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  •  Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  •  Хронические или смертельные болезни;
  •  Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  •  Семейные проблемы,
  •  Психические заболевания, а именно:
  •  Депрессия;
  •  Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  •  Маниакально-депрессивный психоз;
  •  Шизофрения. 

 Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Признаки депрессии у детей

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман - негативная самооценка
  • Чувство «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Педагог – психолог С.А. Петраченкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.

Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения .  Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...

План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков

План раскрывает комплекс мероприятий по профилактике суицидального поведения в подростковой среде....

Программа профилактики суицида среди детей и подростков

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"

На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...

Памятка для родителей по профилактике суицида среди подростков

В данной памятке можно увидеть информацию для родителей с рекомендациями профилактике суицида среди подростков...

Упражнения для педагогов по профилактике суицида среди подростков

Работа межведомственного взаимодействия и учреждений системы профилактики по предотвращению суицидальных попыток несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений.Работа с чувствами на снижение эмоц...