Упражнения для педагогов по профилактике суицида среди подростков
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Работа межведомственного взаимодействия и учреждений системы профилактики по предотвращению суицидальных попыток несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений.
Работа с чувствами на снижение эмоционального напряжения.
(упражнения для педагогов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_pedagogov_po_profilaktike_suitsida_sredi_podrostkov.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа межведомственного взаимодействия и учреждений системы профилактики по предотвращению суицидальных попыток несовершеннолетних, безнадзорности и правонарушений.
Работа с чувствами на снижение эмоционального напряжения.
(упражнения для педагогов)
педагог- психолог: Морокова О.В.
2022 год.
Цель: обучить педагогов работе с детьми склонными к суициду, способствовать снятию эмоционального напряжения.
Задачи: - распознавать собственные эмоции и чувства;
- развивать способы невербального выражения эмоций и чувств;
- развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
Оборудование:
1. Веревка диаметром от 2 до 4 мм и длиной не менее 7 метров.
2. Белое полотно (размер в зависимости от участников)
3.Видеоматериал «Притча о двух лягушках»
4. Видеоролик «Манифест матери Терезы»
Структура выступления:
Вводные слова по теме педагогического совета.
1. Упражнение «Опускающийся потолок»
2. Проигрывание ситуаций.
3. Манифест матери Терезы
4. Рефлексия «Самое важное сегодня...»
Педагог- психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, мы с Вами поработаем с сложными чувствами, а именно с чувствами, которые испытывают подростки с предсуицидальным поведением или уже совершившими попытки суицида. Мы выполним упражнения , которые помогут нам понять и прочувствовать подростков с данной проблемой, помогут выбрать наиболее эффективные методы и пути работы с данной категорией детей.
1. Упражнение « Опускающийся потолок»
Педагог-психолог: Данное упражнение позволяет погрузиться в те эмоции (хотя бы частично), которые испытывает ребенок, когда попадает в состояние пресуицидального синдрома. После выполнения мы обсудим вопросы выхода из подобных ситуаций.
Для этого упражнения нужна веревка, чтобы сделать на полу прямоугольник 2х1,5 метра и тревожная музыка.
Инструкция: Нам нужны 3 добровольца для выполнения упражнения .Сейчас каждый из вас должен будет побывать в одной очень необычной комнате. Стенами этой комнаты будут служить границы этой веревки. Дверь будет вот здесь (покажите, где будет дверь). Вам нужно будет будет сыграть как можно лучше никого не стесняясь, каждый играет за себя. «Вы входите в комнату через дверь, в комнате нет никаких вещей, вы спокойны и находитесь в умиротворенном состоянии. Ничего не предвещает беду. Но вдруг через какое-то время вы неожиданно обнаруживаете, что потолок в этой комнате начинает медленно опускаться. Вы направляетесь к выходу, но обнаруживаете, что дверь закрыта. Вы в панике! Вы знаете, что потолок опустится до конца».
Постарайтесь отразить все эмоции, которые бы вы ощутили в данной ситуации. Показывая свою пантомиму, будьте как можно более эмоциональны. Постарайтесь войти в эту ситуацию, почувствовать ее.
Звуков быть не должно. Только музыка, которую я поставлю.
Комментарий (участникам не говорится!) Во время этого упражнения ребята могут реагировать очень эмоционально и даже плакать. Это нормальная реакция. Можете поддержать их, подойдя к ним.
Анализ упражнения:
Педагог-психолог:
- Удалось ли вам погрузиться в эту ситуацию?
- Почувствовать реально те чувства, которые человек испытывает в подобной ситуации?
- Что вы чувствуете сейчас, после упражнения?
- Чья игра вам понравилась больше всего?
- Оказавшись в кризисной ситуации, что нужно было сделать, чтобы найти выход из нее?
На примере этого упражнения можно выделить несколько поведенческих стратегий:
1) ждать, пока кризис накроет тебя окончательно, и не совершать при этом никаких действий (лечь и ждать пока потолок опустится);
2) сопротивляться обстоятельствам, которые сильнее нас (стараться остановить потолок, сопротивляться тому, что он опускается);
3) искать помощи (стучаться в дверь - авось откроется? - кричать и звать на помощь);
4) бороться изо всех сил и найти единственный выход (биться в дверь, сломать ее в итоге и выйти на свободу - выжить!)
Смотрите, в такой ситуации кажется, что нет спасения, но если его искать и бороться, выход найдется.
Предлагаю в подтверждение вышесказанного просмотреть притчу «О двух лягушках, попавших в кувшин молока. (ссылка для просмотра https://www.youtube.com/watch?v=I2bFTZ5T3ow)
2. Проигрывание ситуаций.
Педагог-психолог: Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Порой близкое окружение подростка склонного к суициду не имеет представления о том, так нужно вести диалог с ребенком. Взрослым , особенно значимым взрослым , необходимо помнить , что с ребенком нужно постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на позитивное будущее, вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего». Сейчас, я предлагаю нам наглядно продемонстрировать разные модели поведения взрослых и посмотреть как это выглядит со стороны. Для выполнения упражнения необходимо 3 педагога. Педагоги по очереди проигрывают 6 типичных словесных признаков в поведении подростка склонного к суициду)
1 педагог (проговаривает речь подростка склонного к суициду) Если вы слышите | 2 педагог (проговаривает речь любящего родителя) Обязательно скажите | 3 педагог (проговаривает речь не понимающего родителя Запрещено говорить |
1.«Ненавижу всех...» | 1.«Сынок, я чувствую, что что-то происходит, тебя что-то тревожит. Давай поговорим об этом.» | 1. «Когда я был в твоем возрасте, разве я так разговаривал…да ты просто несешь чушь!» "Уйди с глаз долой, подумай над своим поведение!!!". |
2.«Все безнадежно и бессмысленно» | 2.«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» | 2. «Ничего, ничего у всех есть такие проблемы как у тебя? Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
3.«Всем было бы лучше без меня!» | 3.«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом.» | 3.«Не говори глупостей. Что еще выдумываешь? Лучше займись чем-нибудь полезным! |
4.«Вы не понимаете меня!» | 4.«Я тебя очень люблю! Расскажи мне, что чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять.» | 4.«Да, конечно, где уж мне тебя понять!» |
5.«Я совершил ужасный поступок» | 5.«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай подумаем, как можно все исправить» | 5.Выкладывай немедленно, что сделал!....И что ты теперь хочешь? Чтоб тебя пожалели?» Значит будешь в следующий раз думать !» |
6.«У меня никогда ничего не получается и не получится» | 6.«Сынок, дай я тебя обниму! Ты просто сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Кажется я знаю как тебе помочь!» | 6.«Не получается - значит, не старался! Что сказать: « Сам виноват!» |
Педагог-психолог: Теперь давайте обсудим услышанное .
Вопросы для обсуждения:
- Что Вы чувствовали?
- Понравилось ли то, что Вы говорили?
- Что бы Вы хотели пожелать друг другу?
- Мнение аудитории : Как выглядели ситуации со стороны? Дайте оценку услышанному.
Педагог-психолог:Вывод как часто, мы не слышим и не стараемся понять наших детей и друг друга. А это может привести к печальным последствиям. Поэтому ребенок должен знать, что взрослые всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам подростка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.
3. Просмотр видеоматериала «Манифест матери Терезы»
Педагог-психолог: У каждого человека есть проблемы. Свое горе, несбыточные мечты. И когда жизнь кажется совсем черной, полезно перечитать строки когда-то написала мать Тереза. Мать Тереза это - основательница женской благотворительной организации, занимающейся служением бедным и больным.
Предлагаю просмотру Видео «Манифест матери Терезы»
4. Рефлексия «Самое важное сегодня…»
Педагог-психолог: И в завершении нашего педагогического совета, уважаемые педагоги, я хотела бы ,чтобы сейчас каждый из Вас по очереди закончил предложение «Жизнь - это…»
Педагог-психолог: Я буду считать, что сегодняшнее мероприятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Потерять можно только жизнь, все остальное можно найти и изменить!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицида среди подростков.
В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....
профилактика суицида среди подростков
В последнее время в России участились случаи суицидального поведения среди подростков. Поэтому назрела необходимость проведения профилактических мероприятий среди школы и социума. В качестве одн...
Профилактика суицида среди подростков. Советы родителям и педагогам.
С каждым годом растет количество подростков, заканчивающих жизнь самоубийством. Кто виноват в подростковом суициде? Школа? Как распознать признаки надвигающейся трагедии? Как её предотвратить? Об этом...
"Профилактика суицида среди подростков"
Материалы для родительского собрания по профилактике детского суицида.(Презентация, статьи по данной теме, сопровождение презентации)...
Родительское собрание "Профилактика суицида среди подростков"
Информация для семинаров с педагогами и родителями...
Статья на тему "Профилактика суицидов среди подростков"
Переходный возраст – это самый сложный этап становления взрослой личности. Именно поэтому среди этой возрастной категории крайне высок процент совершения суицидов. Причины самоубийства подростко...