Профориентационное занятие "Рабочие профессии"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс) на тему

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_professii.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по профориентации

«Рабочие профессии».

Цель:

Расширить кругозор подростков о рабочих профессиях, которые можно получить после обучения в С(К)ОУ VIII вида.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления подростков о рабочих профессиях.
  • Учить ориентироваться в мире рабочих профессий.

Развивающие:

  • Содействовать развитию коммуникативной культуры подростков.
  • Развивать высшие психические функции (мышление, воображение, анализ).

Воспитывающие:

  • Формировать потребность в трудовой деятельности, интерес к людям рабочих профессий.

Материально – техническое и информационное обеспечение занятия:

  • Выставка рисунков: «Рабочие профессии»;
  • фонограммы песен;
  • проектор;
  • слайд-презентации;
  • листы бумаги формата А4, цветные карандаши;
  • деревянные кубики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Слово педагога.

- Сегодня мы проведём коррекционно-развивающее занятие по профориентации «Рабочие профессии».

- Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить?

(Ответы детей).

- Речь на занятии пойдет о рабочих профессиях. Кто может сказать: что такое профессия?

(Предполагаемые ответы детей: дело, работа, которой занимается человек.)

(СЛАЙД 2)

- Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования.

Слово педагога.

- А что такое рабочие профессии?

(Ответы детей).

(СЛАЙД 3)

- Рабочие профессии - это профессии рабочих, основным отличием которых является применение ручного или физического труда. Рабочие профессии не требуют определенной квалификации.

К рабочим профессиям относятся штукатуры, маляры, столяры, плотники, слесари, а так же подсобные рабочие, грузчики, и т.д.

2. Основная часть:

Слово педагога.

      - На данный момент главным для вас является учеба. Не далек тот час, когда вы получите документ об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Но уже сегодня вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом работники школы, ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

Слово педагога.

- Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей).                    

Слово педагога.

    - Сегодня ребята 7, 8 и 9 классов расскажут о некоторых рабочих профессиях, которые можно получить после окончания нашего учреждения.  

        - Отгадайте загадку, о какой профессии мы сейчас будем говорить:

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр)

- Правильно! Борцов Кирилл расскажет о профессии штукатур-маляр.

(СЛАЙД 4-7)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

Штукатур- маляр

приготовление красящих составов, окрашивание поверхностей, оклеивание их обоями, другими облицовочными материалами, выравнивание поверхности, приготовление растворов из сухих смесей, оштукатуривание поверхностей.

назначение строительных материалов и механизмов, применяемых в малярных и штукатурных работах, технологию проведения отделочных работ, основы строительного дела, требования к качеству малярных и штукатурных работ, производственную эстетику.

дальтонизм;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

болезни легких, кожи, суставов;

аллергические заболевания;

болезни, сопровождающиеся потерей сознания.

художественный вкус;

память на цветовые оттенки;

высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность;

аккуратность;

быстрая реакция;

правильная координация движений.

Слово педагога.

        - Мы с вами выяснили, что штукатур-маляр должен иметь хороший художественный вкус, память на цветовые оттенки. У вас на столах лежат листы с изображением комнаты и цветные карандаши. Стены в комнатах начали белить и оклеивать обоями. Ваша задача, продолжить работу штукатура-маляра. Разукрасьте и заштрихуйте стены по образцу.

(СЛАЙД 8)

Слово педагога.

- Ребята, а что должно быть обязательно в доме?

(Предполагаемые ответы детей: труба, дверь, лестница, окно)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Из кирпича я строю дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.

(Каменщик)

- Правильно! Бикмаев Вадим расскажет о профессии каменщик.

(СЛАЙД 9-12)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

Каменщик

выполняет работы по кладке стен зданий, каменные конструкции из штучного камня, плит, блоков, сборных бетонных и железобетонных элементов и деталей, собирает, устанавливает, монтирует строительные конструкции.

основные свойства стеновых материалов и растворов, простые системы кладки и перевязки швов, приемы кладки, способы растирания раствора, раскладки кирпича, правила чтения строительных чертежей и составления эскизов, требований к качеству кирпичной кладки и сборных ЖБК, монтируемых в каменных зданиях.

заболевания органов дыхания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

хронические заболевания суставов;

кожные и аллергические заболевания;

боязнь высоты.

физическое здоровье;

выносливость;

хорошие зрение и слух;

правильный глазомер;

хорошая память;

внимательность;

аккуратность;

хорошая координация движений.

Слово педагога.

- Сейчас каждый из вас выступит в роли каменщика. У вас на столе лежат кубики и карточка с изображением здания. Ваша задача – построить из кубиков здание, которое изображено на карточке.  

(СЛАЙД 13)

Слово педагога.

- Сейчас мы с вами отдохнём и проведём физминутку:

(СЛАЙД 14)

Мы в профессии играли (ходьба на месте) -

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой – держат руль) -

Быстро едем - просто класс! (бег вокруг себя с «рулём» в руках)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (имитация движений кладки кирпичей)

Раз - кирпич и два, и три (поднимаем руки вверх) –

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Слово педагога.

        - Молодцы! Отгадаем следующую загадку:

Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает...
(столяр)

- Молодцы! Черепанов Николай расскажет о профессии столяр-плотник.

(СЛАЙД 15-18)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

 Столяр-плотник

выполняет плотничные и столярные работы по устройству сооружений, каркасов стен, устройству производит ремонт крыш, раскрой и обработку пиломатериалов, изготовление оконных переплетов, дверных блоков, встроенной мебели, их установку.

виды и свойства материалов, применяемых в плотничных работах и для изготовления столярно-строительных изделий и встроенной мебели, основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций, приемы и способы обработки древесины на деревообрабатывающих станках механизированным и обыкновенным инструментом, правила ТБ.

снижение остроты зрения;

болезни, сопровождающиеся потерей сознания;

ревматические заболевания конечностей;

болезни кожи.

развитый глазомер;

развитое пространственное воображение;

быстрая реакция;

правильная координация движений;

аккуратность;

внимательность;

уравновешенность;

художественный вкус.

Слово педагога.

- Мы с вами выяснили, что столяр-плотник должен иметь хороший глазомер,

развитое пространственное воображение, поэтому посмотрите на слайд и выполните задание.

(СЛАЙД 19)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей -
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
(Швея)

- Молодцы! Уланова Света расскажет о профессии швея.

(СЛАЙД 20-23)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

швея

занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам.

приемы и способы выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов, назначение и пошивочные свойства применяемых материалов, виды и устройство машин, приспособлений, инструментов.

заболевания органов зрения;

аллергические заболевания;

нарушение координации движения рук.

аккуратность;

усидчивость;

терпеливость;

умелость рук;

хорошее зрение.

Слово педагога.

- Посмотрите на слайд и решите логическую задачу.

(СЛАЙД 24)

Слово педагога.

- Во время проведения физминутки сидите на своих местах и следите глазами за движениями насекомых.

(СЛАЙД 25-31)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Скажи, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?

(Повар)

- Савдиеров Иван расскажет о профессии повар.

(СЛАЙД 32-35)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

повар

прием сырья и его переработка, хранение, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд и их раздача.

основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции.

инфекционные заболевания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

болезни, связанные с потерей сознания;

варикоз вен.

образная память;

эстетический вкус;

аккуратность;

подвижность кистей рук, пальцев;

физическая выносливость.

Слово педагога.

- Посмотрите на слайд и помогите повару посчитать.

(СЛАЙД 36)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Все отделение на Вас,
Но Вы справляетесь умело.
Все, в чем нуждается больной,
Вы выполняете мгновенно.

Помочь больному что-то сделать -
Подушку взбить, воды подать.
Поверьте это все не мелочь -
Везде и всюду успевать.

- Иванякова Екатерина расскажет о профессии: младший медицинский персонал - санитар.

(СЛАЙД 37-40)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Требования к профессиональным качествам

Обязанности

Младший медицинский персонал (санитар)

осуществляет уход за больными, поддерживает чистоту, порядок и оздоровительный режим в лечебном учреждении.

Санитарно-гигиенические нормы и правила по уходу за больными, приемы оказания первой медицинской помощи.

коммуникативные способности; исполнительность; аккуратность; внимание; физическая выносливость; терпеливость.

влажная уборка помещений;

оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными; санитарно-гигиеническая обработка больных;

сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры; транспортировка больных.

Слово педагога.

- Спасибо!

  1.         Заключительная часть:

Слово педагога.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Ответы ребят)

- Чем занимаются штукатуры-маляры? – столяры-плотники? – швеи, портные? – повара?

(Ответы ребят)

- В итоге мне бы хотелось, чтобы вы определились с выбором профессии заранее и учитывали при этом свои способности, возможности, состояние здоровья и интересы.

- Большое спасибо всем участникам, зрителям и гостям за работу! А наше занятие мне бы хотелось закончить стихотворением:

(СЛАЙД 41)

     Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,

                                          И актуальны, и важны.
                                              И ты скорее подрастай,
                                              Профессией овладевай.
                                              Старайся в деле первым быть
                                              И людям пользу приносить.

(СЛАЙД 42)


Методический материал:

  1. «Дефектология» №5, 2006., «Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида».
  2. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М., 2006.
  3. Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.– М.: Творческий Центр, 2006.
  5. Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

Профориентационная игра «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка по профориентации для учащихся 5- 6 классов. Сценарий проведения интеллектуального марафона....

Методическая разработка проведения районного тура городской профориентационной игры «Профессии от А до Я» для учащихся 6 - 7 классов

Аннотация.«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчеств».Максим Горький.Профессиональное самоопределение – одна из важнейших ...

Обзорно-аналитическая статья по итогам профориентационной игры «Профессии от А до Я» в 2017/2018 учебном году

laquo;Истинное сокровище для людей - умение трудиться» Эзоп. В 2015/16 учебном  году наш район впервые принял участие в городской профориентационной игре «Профессии от А до...

Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в  комплексе, ...

Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)

Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в  комплексе, ...

Профориентационное занятие "Профессии в кино"

Данное мероприятие представляет собой описание подготовки и проведения занятия, направленного на профессиональное самоопределение среди несовершеннолетних. В сценарии рассматриваются особенности профе...