Профориентационное занятие "Рабочие профессии"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие по профориентации
«Рабочие профессии».
Цель:
Расширить кругозор подростков о рабочих профессиях, которые можно получить после обучения в С(К)ОУ VIII вида.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления подростков о рабочих профессиях.
- Учить ориентироваться в мире рабочих профессий.
Развивающие:
- Содействовать развитию коммуникативной культуры подростков.
- Развивать высшие психические функции (мышление, воображение, анализ).
Воспитывающие:
- Формировать потребность в трудовой деятельности, интерес к людям рабочих профессий.
Материально – техническое и информационное обеспечение занятия:
- Выставка рисунков: «Рабочие профессии»;
- фонограммы песен;
- проектор;
- слайд-презентации;
- листы бумаги формата А4, цветные карандаши;
- деревянные кубики.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Слово педагога.
- Сегодня мы проведём коррекционно-развивающее занятие по профориентации «Рабочие профессии».
- Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить?
(Ответы детей).
- Речь на занятии пойдет о рабочих профессиях. Кто может сказать: что такое профессия?
(Предполагаемые ответы детей: дело, работа, которой занимается человек.)
(СЛАЙД 2)
- Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования.
Слово педагога.
- А что такое рабочие профессии?
(Ответы детей).
(СЛАЙД 3)
- Рабочие профессии - это профессии рабочих, основным отличием которых является применение ручного или физического труда. Рабочие профессии не требуют определенной квалификации.
К рабочим профессиям относятся штукатуры, маляры, столяры, плотники, слесари, а так же подсобные рабочие, грузчики, и т.д.
2. Основная часть:
Слово педагога.
- На данный момент главным для вас является учеба. Не далек тот час, когда вы получите документ об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Но уже сегодня вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом работники школы, ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
Слово педагога.
- Какие профессии вы знаете?
(Ответы детей).
Слово педагога.
- Сегодня ребята 7, 8 и 9 классов расскажут о некоторых рабочих профессиях, которые можно получить после окончания нашего учреждения.
- Отгадайте загадку, о какой профессии мы сейчас будем говорить:
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)
- Правильно! Борцов Кирилл расскажет о профессии штукатур-маляр.
(СЛАЙД 4-7)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессиональным качествам |
Штукатур- маляр | приготовление красящих составов, окрашивание поверхностей, оклеивание их обоями, другими облицовочными материалами, выравнивание поверхности, приготовление растворов из сухих смесей, оштукатуривание поверхностей. | назначение строительных материалов и механизмов, применяемых в малярных и штукатурных работах, технологию проведения отделочных работ, основы строительного дела, требования к качеству малярных и штукатурных работ, производственную эстетику. | дальтонизм; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; болезни легких, кожи, суставов; аллергические заболевания; болезни, сопровождающиеся потерей сознания. | художественный вкус; память на цветовые оттенки; высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность; аккуратность; быстрая реакция; правильная координация движений. |
Слово педагога.
- Мы с вами выяснили, что штукатур-маляр должен иметь хороший художественный вкус, память на цветовые оттенки. У вас на столах лежат листы с изображением комнаты и цветные карандаши. Стены в комнатах начали белить и оклеивать обоями. Ваша задача, продолжить работу штукатура-маляра. Разукрасьте и заштрихуйте стены по образцу.
(СЛАЙД 8)
Слово педагога.
- Ребята, а что должно быть обязательно в доме?
(Предполагаемые ответы детей: труба, дверь, лестница, окно)
Слово педагога.
- Отгадаем следующую загадку:
Из кирпича я строю дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.
(Каменщик)
- Правильно! Бикмаев Вадим расскажет о профессии каменщик.
(СЛАЙД 9-12)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессиональным качествам |
Каменщик | выполняет работы по кладке стен зданий, каменные конструкции из штучного камня, плит, блоков, сборных бетонных и железобетонных элементов и деталей, собирает, устанавливает, монтирует строительные конструкции. | основные свойства стеновых материалов и растворов, простые системы кладки и перевязки швов, приемы кладки, способы растирания раствора, раскладки кирпича, правила чтения строительных чертежей и составления эскизов, требований к качеству кирпичной кладки и сборных ЖБК, монтируемых в каменных зданиях. | заболевания органов дыхания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; хронические заболевания суставов; кожные и аллергические заболевания; боязнь высоты. | физическое здоровье; выносливость; хорошие зрение и слух; правильный глазомер; хорошая память; внимательность; аккуратность; хорошая координация движений. |
Слово педагога.
- Сейчас каждый из вас выступит в роли каменщика. У вас на столе лежат кубики и карточка с изображением здания. Ваша задача – построить из кубиков здание, которое изображено на карточке.
(СЛАЙД 13)
Слово педагога.
- Сейчас мы с вами отдохнём и проведём физминутку:
(СЛАЙД 14)
Мы в профессии играли (ходьба на месте) -
В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой – держат руль) -
Быстро едем - просто класс! (бег вокруг себя с «рулём» в руках)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (имитация движений кладки кирпичей)
Раз - кирпич и два, и три (поднимаем руки вверх) –
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Слово педагога.
- Молодцы! Отгадаем следующую загадку:
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
- Молодцы! Черепанов Николай расскажет о профессии столяр-плотник.
(СЛАЙД 15-18)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессиональным качествам |
Столяр-плотник | выполняет плотничные и столярные работы по устройству сооружений, каркасов стен, устройству производит ремонт крыш, раскрой и обработку пиломатериалов, изготовление оконных переплетов, дверных блоков, встроенной мебели, их установку. | виды и свойства материалов, применяемых в плотничных работах и для изготовления столярно-строительных изделий и встроенной мебели, основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций, приемы и способы обработки древесины на деревообрабатывающих станках механизированным и обыкновенным инструментом, правила ТБ. | снижение остроты зрения; болезни, сопровождающиеся потерей сознания; ревматические заболевания конечностей; болезни кожи. | развитый глазомер; развитое пространственное воображение; быстрая реакция; правильная координация движений; аккуратность; внимательность; уравновешенность; художественный вкус. |
Слово педагога.
- Мы с вами выяснили, что столяр-плотник должен иметь хороший глазомер,
развитое пространственное воображение, поэтому посмотрите на слайд и выполните задание.
(СЛАЙД 19)
Слово педагога.
- Отгадаем следующую загадку:
Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей -
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
(Швея)
- Молодцы! Уланова Света расскажет о профессии швея.
(СЛАЙД 20-23)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессиональным качествам |
швея | занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам. | приемы и способы выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов, назначение и пошивочные свойства применяемых материалов, виды и устройство машин, приспособлений, инструментов. | заболевания органов зрения; аллергические заболевания; нарушение координации движения рук. | аккуратность; усидчивость; терпеливость; умелость рук; хорошее зрение. |
Слово педагога.
- Посмотрите на слайд и решите логическую задачу.
(СЛАЙД 24)
Слово педагога.
- Во время проведения физминутки сидите на своих местах и следите глазами за движениями насекомых.
(СЛАЙД 25-31)
Слово педагога.
- Отгадаем следующую загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
- Савдиеров Иван расскажет о профессии повар.
(СЛАЙД 32-35)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Медицинские противопоказания | Требования к профессиональным качествам |
повар | прием сырья и его переработка, хранение, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд и их раздача. | основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции. | инфекционные заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; болезни, связанные с потерей сознания; варикоз вен. | образная память; эстетический вкус; аккуратность; подвижность кистей рук, пальцев; физическая выносливость. |
Слово педагога.
- Посмотрите на слайд и помогите повару посчитать.
(СЛАЙД 36)
Слово педагога.
- Отгадаем следующую загадку:
Все отделение на Вас,
Но Вы справляетесь умело.
Все, в чем нуждается больной,
Вы выполняете мгновенно.
Помочь больному что-то сделать -
Подушку взбить, воды подать.
Поверьте это все не мелочь -
Везде и всюду успевать.
- Иванякова Екатерина расскажет о профессии: младший медицинский персонал - санитар.
(СЛАЙД 37-40)
Профессия | Содержание деятельности | Должен знать | Требования к профессиональным качествам | Обязанности |
Младший медицинский персонал (санитар) | осуществляет уход за больными, поддерживает чистоту, порядок и оздоровительный режим в лечебном учреждении. | Санитарно-гигиенические нормы и правила по уходу за больными, приемы оказания первой медицинской помощи. | коммуникативные способности; исполнительность; аккуратность; внимание; физическая выносливость; терпеливость. | влажная уборка помещений; оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными; санитарно-гигиеническая обработка больных; сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры; транспортировка больных. |
Слово педагога.
- Спасибо!
- Заключительная часть:
Слово педагога.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Ответы ребят)
- Чем занимаются штукатуры-маляры? – столяры-плотники? – швеи, портные? – повара?
(Ответы ребят)
- В итоге мне бы хотелось, чтобы вы определились с выбором профессии заранее и учитывали при этом свои способности, возможности, состояние здоровья и интересы.
- Большое спасибо всем участникам, зрителям и гостям за работу! А наше занятие мне бы хотелось закончить стихотворением:
(СЛАЙД 41)
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
(СЛАЙД 42)
Методический материал:
- «Дефектология» №5, 2006., «Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида».
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М., 2006.
- Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.– М.: Творческий Центр, 2006.
- Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
Профориентационная игра «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка по профориентации для учащихся 5- 6 классов. Сценарий проведения интеллектуального марафона....
Методическая разработка проведения районного тура городской профориентационной игры «Профессии от А до Я» для учащихся 6 - 7 классов
Аннотация.«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчеств».Максим Горький.Профессиональное самоопределение – одна из важнейших ...
Обзорно-аналитическая статья по итогам профориентационной игры «Профессии от А до Я» в 2017/2018 учебном году
laquo;Истинное сокровище для людей - умение трудиться» Эзоп. В 2015/16 учебном году наш район впервые принял участие в городской профориентационной игре «Профессии от А до...
Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, ...
Методическая разработка сценария Профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон)
Методическая разработка сценария профориентационной игры «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, ...
Профориентационное занятие "Профессии в кино"
Данное мероприятие представляет собой описание подготовки и проведения занятия, направленного на профессиональное самоопределение среди несовершеннолетних. В сценарии рассматриваются особенности профе...