Технологии работы с семьями обучающихся
учебно-методический материал на тему
Социальный педагог в работе с семьями обучающихся использует социальные технологии, - это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии работы социального педагога с семьями обучающихся | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
муниципального образования «Город Майкоп»
МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова»
Педагогические чтения
Секция «Воспитание»
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Холодная Татьяна Николаевна Социальный педагог МБОУ «СОШ №23 им. А.П. Антонова» |
Майкоп — 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни. Необходимо отметить, что на становление личности ребенка оказывают большое влияние: характер отношений внутри семьи, и ее нравственно-психологический климат. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с людьми, а в будущем перекладывать эти же формы взаимоотношений на своих детей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Никто, кроме самых близких для ребенка в семье людей, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание — это удел школы. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Социальные технологии - это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели. Структура технологий работы социального педагога с семьей состоит из трех уровней: профилактического, диагностического, реабилитационного.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Станица Ханская была основана 1 мая 1862 года. И вскоре была открыта церковно-приходская школа. После революции в 1923 году по решению ревкома на месте церковно-приходской школы (тогда уже сгоревшей) строится новое здание (угол ул. Ленина и Школьной), и открывается новая средняя школа с 7-летним сроком обучения. В соответствии с решением X съезда партии (1930г.), было принято постановление об обязательном всеобщем начальном обучении. Число учеников резко возросло. Занятия в школе проводились в две смены. В 1934 году все дети получали начальное образование. Желающие могли учиться 7 и 10 лет. Средней школы в ст. Ханской не было до 1938 года. С 1 сентября 1938 года Ханская начальная школа становится средней школой №13. С переходом нашей школы на 8-летнее, а затем и на среднее всеобщее обучение число учеников росло, приближаясь к 1000 человек. Здание же было рассчитано на 500 человек. Поэтому занятия проводились в 2 смены. Встал вопрос о строительстве нового здания школы. В 1966 г. началось строительство школы на 960 мест. 29 декабря 1977 г. состоялось торжественное вручение символического ключа школы директору Александру Павловичу Антонову. Новая школа была рассчитана на 1176 учащихся.
В настоящее время в школе обучается 956 детей. В школе открыто 49 классов-комплектов: 20 классов начальной школы и 29 классов средней и старшей школы.
К особенностям нашей школы можно отнести то, что 50% учащихся — из малообеспеченных семей, 25% учащихся — из многодетных семей, 24% учащихся воспитываются в неполных семьях. Эти факторы зачастую отрицательно влияют на воспитание, обучение, а иногда и содержание детей. В многодетных семьях иногда прослеживается ситуация, когда старшие дети вынуждены заниматься младшими в ущерб учебе и себе. В малообеспеченных и неполных семьях не все родители успевают или хотят уделять должное внимание всем своим детям. Констатируя наличие у ребенка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.
Стараясь учитывать данные особенности, в работе с родителями мы используем индивидуальные и групповые формы взаимодействия, в которых социальный педагог выступает в трех основных качествах: консультанта по вопросам воспитания, защитника прав ребенка, посредника между семьей и другими социальными институтами.
На профилактическом уровне работы с семьей социальным педагогом принимается комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семье. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения. Социальный педагог должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям.
На диагностическом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога:
При добровольном обращении клиентов – оценка ситуации, в случае необходимости организация консультации психолога;
При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Этапы диагностики включают сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение жилищно-бытовых условий проживания семьи.
Реабилитационный уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация- это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий: консультации (беседы, убеждения, нахождение компромисса), групповая реабилитация (беседа между двумя и более участвующими сторонами, лекторий, собрание и др.), участие родителей с заседаниях Совета профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся школы. Одна из технологий социального педагога – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности.
Я хочу рассказать о некоторых мероприятиях, проведенных в школе:
В январе 2013 года состоялась акция «Дари добро детям», которая стала одной из лучших традиций школы. В акции с удовольствием приняли участие все ученики школы, их родители и учителя, были собраны средства для оказания помощи Детскому дому г. Майкопа. Родителями были закуплены подарки детям из Детского дома. Очень много желающих из числа учащихся лично приехать к воспитанникам Детского дома. Из числа старшеклассников были отобраны на конкурсной основе самые активные и достойные ученики. Они подготовили маленькую развлекательную программу, которую провели совместно с воспитанниками Детского дома. Это были: утренняя разминка с элементами шейпинга под специально подобранные отрывки из песен, развивающие и познавательные игры, вручение каждому ребенку подарка. Ученики нашей школы и их родители с удовольствием общались с воспитанниками Детского дома, дарили им тепло и улыбки. Администрация школы и я, как социальный педагог считаем, что такие традиции формируют у школьников правильное представление о семейных ценностях, что поможет им в формировании дальнейшей взрослой жизни. Такие акции способствуют формированию навыков сотрудничества, самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Проведенное мероприятие было освещено в блоке новостей Майкопского телевидения 15.02.2013г.
Ежегодно в нашей школе проводится концерт, посвященный Дню матери. Учащиеся каждого класса готовят тематические песни, танцы, сценки, стихи. Приглашают на концерт своих мам и бабушек. Родители и дети с удовольствием принимают участие в этом празднике. Некоторые дети дарят в ходе мероприятия своим мамам и бабушкам заранее подготовленные своими руками подарки. На празднике всегда царит атмосфера добра и тепла, участники покидают его с прекрасным настроением, а мамы и бабушки — со слезами на глазах. Такое мероприятие способствует сближению родителей с детьми, налаживанию между ними более тесного контакта. А с точки зрения новых технологий — развитию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Ежегодно наша школа участвует в муниципальной целевой программе «Жизнь — пространство возможности для всех» на 2009-2013 годы в целях предоставления возможности для получения заработка учащимся, которым это необходимо; расширения возможности для развития трудовых навыков учащихся, их эффективной социализации и профессиональной адаптации в условиях современной бизнес-среды, профилактики детской безнадзорности и правонарушений. В трудовых бригадах с удовольствием принимают участие учащиеся из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся, с письменного согласия родителей, занимаются реставрацией книг в библиотеке, приведением в порядок мест захоронения ветеранов ВОВ и памятников погибшим защитникам Отечества. В обязанности члена трудовой бригады входит выполнение работы качественно и добросовестно, бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение дисциплины во время рабочего дня. Все это несомненно формирует ответственное поведение учащихся, ограждает их от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Эта деятельность является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает обучающимся чувство защищенности в будущем. Здесь они не просто адаптируются к жизни, к социальной среде, а являются творцами своей жизни, преобразуя и самореализуя себя. Несомненно, результаты деятельности участников трудовых бригад всегда налицо, что помогает повысить уровень самооценки детей и их родителей, помогает сплочению семьи, почувствовать ребенку себя значимым членом семьи и нужным. Трудовая деятельность ребенка помогает ему переосмыслить важность получения профессионального образования. Работа социального педагога в этом направлении помогает научить детей взаимодействовать друг с другом, формирует навыки самоорганизации и саморегуляции. Ученики и их родители благодарны за предоставленную им возможность участвовать в такой программе.
Ежегодно, в период летних каникул, во исполнение постановления Главы МО «Город Майкоп» №661 от 14.09.2010г. «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)», в рамках реализации Долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)» учащимся школы предоставляется возможность принять участие в туристско-экскурсионных мероприятиях, предусмотренных Подпрограммой «Многопрофильный передвижной летний лагерь». Кроме того, все желающие учащиеся и их семьи могут получить квалифицированную помощь в организации каникулярного отдыха детей в оздоровительных лагерях Республики Адыгея. На осенних каникулах 2012-2013 учебного года 80 учащихся, а на зимних - 15 из малообеспеченных, многодетных, неполных семей получили оздоровление в лагере «Горный». Администрацией лагеря разработана духовно-нравственная программа «Родное Отечество», направленная на развитие духовности, патриотизма и туризма. Организовано пяти разовое питание, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам. На протяжении всего пребывания детей знакомили с историей Майкопского района и Республики Адыгея. Ежедневно проводились спортивные и развлекательные мероприятия, прогулки, походы, экскурсии, конкурсы песен, танцев, спортивные эстафеты и многое другое. Также, на зимних каникулах 2012-2013 учебного года 4 учащихся из неполных, малообеспеченных семей получили оздоровление в лагере «Лань», 15 учащихся — в санатории «Кавказ». Таким образом, специалистами школы оказывается координационная помощь нуждающимся семьям в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, что способствует профилактике безнадзорности и правонарушений детей, формированию устойчивой тенденции к здоровому образу жизни, возможности детям из малообеспеченных семей расширить кругозор, побывать в интересных местах нашей республики.
Также, учащиеся совместно с родителями участвуют в спортивном конкурсе «Мама, папа, я — спортивная семья!», акции «Дари добро детям» с выездом в детский дом г. Майкопа, Дне знаний, Новогодней сказки, выставке декоративно-прикладного творчества, выставке-продажа кулинарных изделий ко Дню станицы и других мероприятиях.
К сожалению, моя работа с семьями, как социального педагога школы не всегда так безоблачна и приятна. В 2012-2013 учебном году в школе были поставлены на профилактический учет как семьи «группы риска» - 9 семей учащихся. Радует то, что по сравнению с 2011-2012 учебным годом, нет неблагополучных семей. С семьями «группы риска» ведется серьезная кропотливая работа. Такие учащиеся и их семьи требуют ежедневного внимания от многих специалистов школы.
Специалистами школы ведется контроль за исполнением родителями (либо законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и охране здоровья детей. Нередко специалисты школы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей. Я, как социальный педагог школы, немедленно провожу обследование условий проживания и воспитания ребенка. При подтверждении факта неисполнения родителями обязанностей в отношении своих несовершеннолетних детей, немедленно направляю информацию в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Майкоп» о несовершеннолетнем, находящемся в опасных условиях жизни. В результате таких действий за 2011-2012 учебный год двое несовершеннолетних, а в текущем учебном году - 1 ребенок, были изъяты из опасных условий жизни. В дальнейшем один ребенок был отдан под опеку в приемную семью, другой – под опеку родственнице, которая до сих пор создает благополучные условия проживания и воспитания ребенку, что контролируется специалистами нашей школы, третий – направлен в ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Также в текущем учебном году был выявлен ребенок, проживающий в неполной семье, где мать в связи с заболеванием временно не смогла исполнять обязанности по содержанию, воспитанию и обучению сына. Ученик стал систематически пропускать занятия в школе, мать не могла на него положительно повлиять. Мною была оказана координационная помощь семье, в результате которой ребенок временно был помещен в ГКУ РА «Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков» до изменения ситуации в семье. В настоящее время ребенок проживает совместно с матерью. Со слов матери, изменились к лучшему отношения в семье, ребенок многое переосмыслил. Занятия в школе ученик не пропускает, участвует в работе в трудовой бригаде школы, посещает спортивную секцию «Рукопашный бой».
В 2012-2013 учебном году в нашей школе были выявлены два случая жестокого обращения с детьми. В первом случае отец необоснованно жестоко физически наказал ребенка. Во втором – это уже было сексуальное насилие над ребенком. Мною немедленно была направлена информация в Отдел МВД России по г.Майкопу, проведены индивидуальные беседы как с родителями, так и с детьми. На классных часах, родительских собраниях проведены беседы о правах детей, об ответственности за жестокое обращение с детьми. Родителям выданы памятки о действиях в случае подозрения жестокого обращения с детьми. Дети и родители ознакомлены с номерами телефонов доверия, на которые могут позвонить и получить помощь, либо консультацию. В результате проведенных мероприятий дети и их родители частично ознакомлены с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. С детьми, пострадавшими от жестокого обращения проводится реабилитация. Я, как социальный педагог, контролирую условия проживания и воспитания детей в семье, помогаю родителям в организации каникулярного отдыха детей, периодически провожу с детьми и их родителями индивидуальные беседы и консультации. В целях профилактики жестокого обращения с детьми родителям на собраниях были выданы памятки по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.
В результате налаженной профилактической работы специалистов школы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» некоторые семьи сняты с внутришкольного учета и учета в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Есть семьи, где налажено семейное благополучие, родители уделяют достаточно внимания своим детям, исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Некоторые родители ограничены в своих правах по отношению детей.
В текущем году исполняется 100 лет со дня основания нашей средней общеобразовательной школы. Специалистами школы накоплен огромный опыт работы обучающимися и их семьями, который систематически пополняется новыми технологиями. Мы рады делиться своим опытом с коллегами!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимость и важность работы социального педагога школы с семьями обучающихся очевидна. Основной целью деятельности социального педагога школы должно быть создание условий для гармоничного развития личности, ее успешной самореализации и устранения негативных влияний на школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23 им. А.П. Антонова».- Режим доступа: www.adygesch23apa@mail.ru.
2. Постановление Главы МО «Город Майкоп» №661 от 14.09.2010г. «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)», в рамках реализации Долгосрочной целевой Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2011-2014гг)».- Режим доступа: www.koam.ru.
3. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 27 ноября 2008г. № 73-рс/200 «О муниципальной целевой программе «Жизнь — пространство, возможности для всех» на 2009-2013 годы (с изменениями от 19 ноября 2009г).- Режим доступа: www.koam.ru.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».- Режим доступа: www.koam.ru.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».- Режим доступа: www.koam.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу: если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы с семьей
Технология работы с семьей...
Семейная творческая мастерская как одна из форм работы с семьями обучающихся
АннотацияВ данном методическом материале представлена одна из форм работы с семьями обучающихся в школе – семейная творческая мастерская. Такая форма работы способствует созданию условий д...
Индивидуальная работа с семьями обучающихся
Рекомендации по работе с семьями обучающихся...
Статья "Формы работы с семьей обучающихся с расстройством аутического спектра"
Статья раскрывает пути решения трудностей семьи,воспитывающей ребенка аутиста посредстом ABA, TEACH технологий...
План работы с семьями обучающихся
Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей....
Инновационные формы работы с семьями обучающихся с нарушениями слуха в условиях образовательной организации
В данной статье говорится о формах работы с семьями, имеющих детей с нарушениями слуха, в условиях образовательной организации, Описываются основные направления организации совместной работы школы и р...
Работа с семьями обучающихся в 2021-2022 учебном году
Сопровождение семьи как института воспитания в 2021-2022 учебном году...