Семья и школа. По пути сотрудничества.
статья на тему

Серебрякова Ольга Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья и школа. По пути сотрудничества»

Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли педагогам и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и школой всей тяжестью ложатся на ребенка. А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей, помочь осознать важность единых требований семьи и школы? Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка.

• необходимо создать в стенах образовательного учреждения привлекательные условия для совместной деятельности детей и их родителей;

• в этих условиях родители могут “подсмотреть” и опробовать опыт взаимодействия детей и взрослых других семей;

• проблемы своего ребенка видятся родителями изнутри, возникает желание сотрудничать со специалистами с целью их решения.

В работе с родителями можно использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к школе, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Постоянные контакты сотрудников школы с родителями являются действенной формой помощи в воспитании детей. Как сделать, чтобы эти контакты не были формальными и не ограничивались малосодержательными, кратковременными беседами? Как добиться, чтобы родители уважительно и с доверием относились к советам педагогов, и как влиять на повышение уровня педагогической культуры родителей? Какие формы лучше использовать в работе с ними?

Хорошие результаты дают такие формы общения с родителями, как:

 - родительские собрания

- информационные стенды

- памятки для родителей (по воспитанию и обучению детей, тесты, анкеты)

- индивидуальные консультации для родителей

- родительская конференция

- устные журналы

- родительский комитет

- «Клуб родителей»

- стречи за круглым столом

- домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.

- организация выставок (тематика разнообразная).

- совместные досуги

- открытые занятия для родителей

- дни открытых дверей

- праздники

Успех всей деятельности педагога во многом зависит от того, какие отношения сложатся у него с родителями, насколько они его поддерживают.

Любая форма работы с родителями предполагает общение с ними, и от того, насколько педагог подготовлен, зависит и успех. Второе условие — это мотивация родителей. Она возникает, если качество предоставляемых услуг, материально-бытовые условия учреждения, профессионализм педагогического состава, устраивает родителей. Наличие инновационных программ, особенно таких, где родители включаются в образовательный процесс, видят результат работы с детьми и могут проявить самостоятельную инициативу, также создают условия для мотивации родителей. Формирование мотива успеха - это принятие и правильная оценка родителями результатов деятельности ребенка.

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Опираясь на эмоцию интереса родителей, педагог тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Родители и педагоги являют собой одно целое, объединенное интересами детей.

Важно осознание родителями и педагогами единых целей, принципов и методов воспитания. Ребенок нуждается в одинаковом педагогическом подходе и в школе, и дома. Чтобы воспитание было успешным, воспитатели и родители не должны «тянуть» ребенка в разные стороны. Они должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии.

Понимая, что “воспитание - не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка”, мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, вернисажи, и т. п.

Совместные досуги: практикуем мы и вечера досуга, которые проводим в виде конкурсов, игр, викторин, спортивного праздника с привлечением родителей. Мы проводили викторину по сказкам А. С. Пушкина, спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья». Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить. Радостно видеть сияющие лица детей и родителей, которые сами становятся как дети. Да и сами родительские встречи – это что-то особенное.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

Хорошо зарекомендовала себя и такая форма, как дни открытых дверей. Родители посещают открытые занятия в школе. После таких просмотров у многих родителей возникают вопросы о том, как учить детей дома выразительно читать стихи, пересказывать литературные произведения и т. д. В дни открытых дверей родители могут наблюдать за поведением детей на занятиях. Это один из действенных педагогических приемов в работе с семьей.

Еще одним методом работы педагогов с родителями стали праздники в школе. Они направлены на то, чтобы мамы, папы, дедушки и бабушки стали едиными участниками праздника – своеобразного тренинга, на котором можно увидеть воспитательные проблемы изнутри и решать их. Общение детей и родителей в условиях праздника позволяет вывести на новый уровень взаимодействия с семьей. Мы открыли для себя, что праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что именно “родители являются первыми педагогами”. Участвуя в праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

У нас часто проводятся праздники с участием родителей — такие мероприятия, как фольклорный праздник «Посиделки», «В гостях у осени», где родители принимали непосредственное участие в подготовке праздников: изготавливали атрибуты и декорации, шили костюмы для детей.

Успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий. Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей. Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями могут стать домашние визиты. Педагог, психолог, назначив время, могут прийти (с согласия родителей) к ребенку домой. Данная форма широко используется в школах. Однако при использовании этой формы необходимо учитывать правила, без выполнения которых могут возникнуть неприятные ситуации. Прежде всего, о данной форме работы необходимо сообщить родителям на собрании. Причем надо отметить, что подобный визит является не "карательной" мерой, а привычным и для родителей, и для педагогов приемом взаимодействия. Получив согласие родителей, педагог назначает время начала визита и обязательно - время окончания. Продолжительность встречи устанавливается совместно с родителями, оговариваются условия визита, педагог должен сообщить цель своего прихода. Например, помощь ребенку в период адаптации. При вашем визите обязательно должен присутствовать и ребенок, иначе ваш приход может быть расценен как жалоба родителям на его поведение или учебу. Начиная разговор, обязательно похвалите ребенка за что-либо: за прилежание, за активность, за знания. Каждого ребенка есть за что похвалить. Находясь дома у ребенка, постарайтесь побольше слушать членов семьи, будьте активным слушателем. Это даст возможность получить от всех членов семьи новую информацию о ребенке, которая поможет в дальнейшем сделать ваше взаимодействие с ним более эффективным.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

“Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, — писал Ф. Ларошфуко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"

Программа взаимодействия семьи и школы "От сотрудничества - к успеху"...

Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.

Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса....

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".

Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...