Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Кузьмич Любовь Владимировна

Распространение случаев противоправного поведения среди молодёжи вызывает тревогу и требует решительных профилактических мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне конкретного учебного заведения. Курение, чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков, половая распущенность, асоциальное поведение, суицид – проблемы, характерные для молодёжной среды и требующие особого внимания.

Любое негативное явление, как болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем бороться с уже произошедшим. Актуальность профилактической работы не вызывает сомнений. Одним из методов профилактической работы служит правовое просвещение, целью которого является повышение уровня правовой культуры воспитанников.

Настоящая методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у воспитанников знания основ правовой культуры, Кодексов об уголовной и административной ответственности РФ, возможность повышения социальной активности, воспитания уважения к закону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие.26.46 КБ
Файл Презентация к уроку.406.3 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое занятие:

«Уголовная  и административная  ответственность несовершеннолетних»

 

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с уголовным и административным правом РФ.
  2. Воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.
  3. Коррекция познавательной деятельности через суждение- умозаключение.
  4. Сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

Орг.момент:

Настроить детей на внимательное прослушивание рассказа, т.к. в дальнейшем знания потребуются для рассмотрения практических задач и ситуаций.

Ход занятия: «Презентация»

Слайд 1

         В ходе сегодняшнего занятия я познакомлю вас с уголовной и административной ответственностью несовершеннолетних, опираясь на современное законодательство.

Слайд 2

А. Вольтер писал: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». «В законах – спасение!» «Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!» Известен исторический факт.
Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что в данный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.
Представьте себе две команды, решившие поиграть в футбол. И у каждой – свои правила игры. Одна играет – овальным мячом, другая – только круглым. Одна допускает силовые приемы, другая – исключает простое соприкосновение игроков. Что получится из этой игры? Непрерывные разборки и потасовки. Футбол требует существования данных и твердых «правил игры». Так и в обществе, должны быть единые правила, законы.
Вы согласны со мной?

Слайд  3
 Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Слайд 4

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав .

Слайд  5

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в отдельной статье. Почему несовершеннолетние привлекаются к головной ответственности за все преступления с 16-летнего  возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида.

Слайд 6

     Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

 Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

 Преступление – это грубое нарушение закона (общественно опасное деяние). Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

    - Как вы считаете с какого возраста человек считается совершеннолетним? (с 18 лет)

С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему? (с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет)

Кто признается несовершеннолетним в уголовном праве?

(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.

При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.                                      

 Слайд 7

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

убийство (ст. 105 УК РФ),

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),

похищение человека (ст. 126 УК РФ),

изнасилование (ст. 131 УК РФ),

кража(ст.158УКРФ),

грабёж (ст. 161 УК РФ),

разбой (ст. 162 УК РФ),

вымогательство (ст. 163 УК РФ),

неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),

умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),

терроризм (ст. 205 УК РФ),

захват заложника (ст. 206 УК РФ),

заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ),

хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),

вандализм (ст.214 УК РФ),

хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),

хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Слайд 8

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

 

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.    

Слайд 9

  Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) арест;

Е) лишение свободы на определённый срок.

    Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

    Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.

     Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

     Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев.

    Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Закрепление основных понятий: 

Ситуации:

Шестеро 15-летних подростков в районе Тверской улицы встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело. - Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесутд.к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?

(Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители или их заменяющие заплатят штраф.)

 Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это проступок или преступление.

 Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это правонарушение или проступок

 Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Что это проступок или правонарушение.

 Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. Что это преступление или проступок.

 Психотренинг «Я уважаю твое право...»
Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу, справа в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой(ым) и не буду тебя обижать» и т. д.

Практическое задание
— А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.

Ситуации

1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)
2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)
3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)
4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)
5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)
6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)

Варианты заданий: (по группам)

1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)

2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (проступок)

3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.(преступление)

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. (правонарушение)

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (проступок)

6) Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)

Итог занятия.

Педагог. Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

Дети. Да. \ Нет.

Педагог. Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

Педагог. Что такое правонарушение?

Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

Педагог. Дайте определение преступлению.

Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Вывод.

 За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы.  Когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.

Молодцы, ребята! Все  отлично справились с заданиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТУПОК ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Екатерина Великая ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» Выполнила: социальный педагог Кузьмич Любовь Владимировна

Слайд 2

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Слайд 3

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Слайд 4

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Слайд 5

ПРОСТУПОК Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга. Марк Туллий Цицерон

Слайд 6

ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

Слайд 7

ПРЕСТУПЛЕНИЕ За преступлением следует наказание. Гораций

Слайд 8

КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Слайд 9

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Слайд 10

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

Слайд 11

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему. Вольтер

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних

Социально-педагогическое сопровождение  обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  в Отделе участковых уполномоченных ...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...