Занятие по профориентации школьников "Свобода и ответственность"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Один урок из цикла профориентационных занятий, построенных на основе авторской методики Г.Резапкиной. Рассчитано на учеников 8 класса общеобразовательной школы. Содержит сценарий урока, описание игр. В приложении даны дополнительные материалы: тест и цитаты для работы групп. Использована технологии: обучение в сотрудничестве, игровые технологии. Занятие направлено не только на профессиональное самоопределение школьника, но и на становление нравственного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект профориентационного занятия в классе. Тема: свобода и ответственность.

Цель: побудить задуматься над понятиями свободы и ответственности, соотнести их со своей жизнью.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с понятиями свобода и ответственность,

- развитие представлений о профессионально важных качествах

Развивающие:

- отработка навыка ведения беседы, умения формулировать свою точку зрения и доказывать ее.

Воспитательные:

- знакомство с примерами ответственного и успешного поведения

- развитие умения слушать, проявление внимательности и бережного отношения к другому человеку

- повышение уровня сплоченности коллектива

Методы: беседа, показ презентаций, тест, игра.

Ход мероприятия:

Учитель: 

Хочу начать занятие словами русского поэта середины XX века Леонида Мартынова.Он написал такие строки:

Я уяснил, что значит быть свободным.  

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете. :

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!

Человек наделен волей и свободой выбора, но не всегда умеет пользоваться этими дарами и даже не всегда понимает, что это такое.Вы на прошлом занятии писали в анкетах свое понимание этого слова. Кто-то выбрал вариант «Свобода - это отсутствие каких-либо ограничений»; кто-то «Свобода — это возможность выбора из нескольких вариантов»; а некоторые выбрали «Свобода – это ответственность за все свои действия».

Все варианты логичны, но один из них показывает более взрослого, серьезного человека.  Как вы думаете какой? Поясните свой выбор.

(Дети отвечают)

Учитель: Действительно, свобода всегда сопровождается определенной степенью ответственности. Чем больше свободы, тем больше ответственности. Соотношение этих понятий такое же как права и обязанности. Возьмем простейший пример «Мальчик очень хотел собаку, но мама поставила ему условие, что если он в течении месяца сможет вставать рано утром и выносить на улицу игрушечную собаку, то его мечта осуществится. Мальчику хватило 5 дней, чтобы отказаться от своей идеи». То есть его желаемый выбор не совпал со степенью ответственности. А теперь, осознавая это, сделайте следующее задание. У вас на столе лежат бумажные заготовки «Ладошка». Напишите, пожалуйста, в центре ладошки слова «свобода выбора», а на каждом пальце – продолжение фразы, актуальной для вас в данный момент. Например, «профессии», «друзей», «музыки», «хобби»,  «места отдыха», «одежды» и др.

(Дети выполняют задание)

Учитель : Легко ли было выполнить это задание? Смогли ли вы соотнести каждую выбранную «свободу» со степенью ответственности? Поясните, пожалуйста, свой выбор и укажите, какие обязательства накладывает на вас та «свобода», которую вы выбрали.

(Дети отвечают)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети отвечают.   (Свобода всегда кем-то или чем –то ограничена)

Учитель: Давайте подумаем, к чему может привести свобода, не ограниченная ни совестью, ни законом?

Дети отвечают. (к преступлению, к вражде, обидам, к дракам, войнам).

Учитель: А теперь мы проведем небольшой эксперимент. Мне нужны три игрока. Один будет слепым, второй поводырем, а третий журналистом. Поводырь должен провести слепого так, чтобы тот ни на что не наткнулся. После испытания журналист задает вопросы (вопросы даются заранее).

(Одному игроку завязывают глаза, второй ведет его, стараясь правильно направить. Затем игроки меняются местами).

Опрос журналиста. 

Вопросы журналиста:

-Что вы чувствовали, когда вас водили по классу?

- Что вы чувствовали, когда сами вели другого?

- Что было интереснее: вести или быть ведомым? Что – сложнее?  

Вывод журналиста: чем выше степень ответственности «ведущего», тем больше доверия со стороны «ведомого».

Учитель : «Доверие к человеку тоже рождается не случайно. Мы смотрим его поступки, манеру поведения, оцениваем его. И в какой-то момент, когда необходимо поручить какое-то особенно важное задание, выбираем именно такого безупречного человека. И это не обязательно отличник, главное, чтобы он был верным другом, не предал, не поставил свои интересы выше порученного задания.

Ребята, ответственность – это качество, необходимое в любой работе. Ответственность  так же - это способность принимать решения. Иногда очень быстро, иногда есть время для раздумья. Но в любом случае за полученный результат всегда несет ответственность тот, кто принял именно такое решение».

Обратите внимание, если есть люди ответственные, значит, есть и безответственные, которые не хотят отвечать за последствия своих поступков. Такие люди никогда не думают об окружающих и делают только то, что им хочется. Давайте подумаем, к чему приведет деятельность безответственных людей разных профессий? (водитель, врач, повар и т.д.)

Дети приводят примеры.

Учитель: Хотелось бы вам попасть к таким «специалистам»? Думаю, что нет.

Учитель: А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, который я вам раздала.

Из двух вариантов нужно выбрать тот, с которым вы согласны. И так по каждому вопросу. (Дети работают). А теперь посчитайте, сколько у вас ответов под буквой «а» и под буквой «б». Если чаще встречается «а», то вы уже готовы взять на себя ответственность за кого-то или что-то. Если происходит неудача, у вас что-то не получается, то вы не перекладываете вину на других, а ищите. На вас можно положиться. Если чаще встречается «б», то еще нужно над собой поработать.

Дети отвечают на вопросы теста.

Учитель: А сейчас давайте разомнемся. Представьте себе, что каждый из вас атом, вы хаотично двигаетесь в разных направлениях, но как только я хлопну в ладоши, вы должны будете собраться в молекулы по столько атомов, сколько я скажу. Итак, начали.

Игра .(Дети двигаются по классу, собираясь по 2 атома, по 4 , по 8 так, что в конце концов образуют две группы. Именно в составе этих групп они рассаживаются по местам).

Учитель: А теперь, ребята, задание группам, на которые вы разделились. Обсудите в команде и поясните, что значит ваша цитата. (Учитель раздает цитаты. Одной группе – одна цитата).

Работа в группах. Учитель: Итак, подводя итог можно сказать, что в первом случае речь идет о желании оправдать себя. Так ты становишься зависимым от обстоятельств, но если ты смело соглашаешься, что вина лежит только на тебе, то приобретаешь возможность в будущем избежать этого, изменяя себя к лучшему. А это – истинно человеческое качество.

Во втором случае, цитата из книги характеризует слабого и безответственного человека, да еще и трусливого, который вместо того, чтобы решить свою проблему перекладывает ее на чужие плечи. Но самое гадкое, что, судя по цитате, он сам эту проблему и придумывает или берет непосильную задачу, подводя  другого человека.

Учитель: Поговорим теперь о степени ответственности в бизнесе. За что отвечает бизнесмен – человек, у которого есть свое дело?

Дети отвечают. (За свое дело, за семью, за партнеров, за тех людей, которых он принял на работу, за их семьи и т.п.)

Вывод: чем больше фронт работы, тем больше круг обязанностей и ответственности

Учитель: Теперь скажите, должна ли присутствовать нравственная составляющая в бизнесе?

Дети высказывают мнение.

Учитель: давайте разделимся на группы по принципу согласия-несогласия с присутствием нравственной составляющей в бизнесе. Каждая группа должна придумать 5 аргументов в защиту своей точки зрения. Те, кто не определился с выбором, становятся экспертами. Но не больше 3 человек. Побеждает та команда, аргументы которой более убедительны и которая докажет экспертам свою точку зрения.

Работа в группах.

Учитель определяет победителя, благодарит детей за работу и делает вывод: «Таким образом, мы делаем вывод, что желание свободы – естественное желание каждого. Но любая свобода ограничена правилами, законом и свободой другого человека. Человека, который умеет пользоваться своей свободой так, что при этом он конструктивно строит свою жизнь, изменяет мир к лучшему и не ущемляет при этом прав других людей,  прогнозирует последствия своих поступков, называют ответственным и успешным. На следующем занятии мы рассмотрим примеры таких людей. Подготовьте, пожалуйста, короткие сообщения о меценатах России, т.е. об успешных, богатых людях-предпринимателях, которые жертвовали немалые деньги на развитие науки, искусства и культуры родной страны. Это - Морозовы, Бахрушины, Третьяковы, Бугровы и др.

В результате проведения данного занятия по профориентации достигнуты следующие результаты:

Обучающие:

Ребята прояснили для себя понятия свободы и личной ответственности, которые им будут необходимы в жизни и в выборе будущей профессии. Домашнее задание так же выполняет обучающую задачу – дети узнают о меценатах России, а затем делятся этой информацией с другими.

Развивающие:

Отработан навык ведения беседы. Ребята научились вести диалог, дискуссию, учитывая установленные правила: «Когда говорит один – все слушают», «Каждый имеет право на свою точку зрения», «Доказывай свою точку зрения, используя реальные примеры», «Говорить коротко и по существу, чтобы дать возможность высказаться каждому», «Если ты не согласен с собеседником, критикуй не его, а предмет спора».

Воспитательные:

Повысился уровень сплоченности классного коллектива в результате совместной деятельности, проводимых игр и дискуссий. Этот факт зафиксирован через наблюдение за коллективом во внеурочное время. Ребята стали более открытыми, дружелюбными и раскованными по отношению друг к другу. Ребята научились слушать собеседника, проявлять уважение даже в процессе спора.

Основные диагностические методы, используемые в процессе классных часов – тестирование, наблюдение, беседа.

Используемая литература.

  1. Резапкина Г.В. «Беседы о самоопределении». Источник http://metodkabi.net.ru/index.php?id=ur_sopr#ur
  2. Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М.:УЦ Перспектива, 2011. – 128 с.
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001. – 256 с
  4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер 2007. – 160 с.

Приложение.

Тест.

1а. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения.

1б. Неудачное стечение обстоятельств часто мешает добиться успеха.

2а. Мои отметки  зависят от моего отношения к предмету, способностей и знаний.  

2б. Мои отметки больше зависят от настроения учителя, чем от моих усилий.

3б. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого.

3б. Бесполезно стараться завоевать симпатию других людей.

4а. То, что люди считают удачей или везением, на самом деле результат упорного труда.

4б. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека.

5а. Большинство неудач в моей жизни происходит от моего неумения, незнания или лени.

5б. В моих неудачах чаще всего были виноваты другие.

Цитаты для обсуждения в группах.

Цитата 1 « Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком — я подчиняю себя злому року; если я приписываю их измене — я подчиняю себя измене; но когда я принимаю всю ответственность на себя я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. » Антуан де Сент-Экзюпери.

Цитата 2 Он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи.
Джером Джером


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации "Мир профессий"

Цели и задачи занятияЦели:        -   развивать умение работать самостоятельно и в группе-   развивать умение планировать и оценивать свою деятельностьЗад...

Занятия по профориентации

Данный матриал способствует коррекция сферы профессионального самоопределения обучающихся...

Занятие по профориентации по теме: «В мире профессий»

Профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга. Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: -создать позитивную эмоциональную уст...

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

открытое занятие по профориентации

открытое занятие по профориентации 9 класс коррекционной школы VIII вида...

Цикл коррекционных занятий для подростков с ОВЗ "Ответственность за себя и своё здоровье"

Данный цикл коррекционных занятий "Ответственность за себя и своё здоровье" предназначен для обучающихся подросткового возраста с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...