"Возрождение" программа деятельности подросткового клуба по месту жительства
рабочая программа на тему
В программе представлены организационные, содержательные основы деятельности по воспитанию, развитию, социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба по месту жительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_vozrozhdenie.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
подростковый клуб по месту жительства
«Романтика»
Программа рассмотрена на заседании ПМК протокол № ________ от «_____» ________2012 г. | «Утверждаю» Директор МАОУДОД «ЦДТ» ____________ Тарасова Н.П. «_____» __________2012г. |
Программа принята на педагогическом совете Приказ № _____ от «_____» ________ 2012 г. Протокол № _____ от «_____» _________2012 г. |
«ВОЗРОЖДЕНИЕ»
программа деятельности
подросткового клуба по месту жительства
на 2012-2015 г.г.
г. Нижневартовск, 2012 г.
Информационная карта программы
Полное название программы | «Возрождение». Программа деятельности подросткового клуба по месту жительства «Романтика» на 2012-2015г.г. |
Автор – разработчик программы | Письменная И.В. |
Руководитель программы | Тарасова Наталия Петровна, директор муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества». |
Вид программы | Модифицированная, комплексная. |
Направленность программы | Духовно-нравственная и эстетическая |
Уровень освоения программы | Начальное общее |
Форма обучения | Групповая, индивидуальная, коллективная. |
Срок реализации программы | 3 года (2012-2015 г.г.) |
Целевые группы | Дети и подростки от 6 до 18 лет. |
Цель программы | Развитие и укрепление в микрорайоне единого воспитательного и образовательного пространства способствующего успешной социализации детей и подростков, их самореализации в различных видах деятельности посредством включения их в совместную деятельность. |
Краткое содержание программы | В программе представлены организационные, содержательные основы деятельности по воспитанию, развитию, социализации детей и подростков в условиях подросткового клуба по месту жительства. |
Ожидаемые результаты | в непосредственной близости от места проживания детей созданы комфортные, безопасные условия для интересного времяпрепровождения, развивающего досуга, реализации творческого и лидерского потенциала в выбранном виде деятельности. К деятельности в подростковом клубе привлечены неорганизованные дети и подростки микрорайона, что способствовало снижению риска асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Сформирован положительный образ подросткового клуба по месту жительства среди детей, родителей, общественности микрорайона и города; способствующий социально-нравственному оздоровлению микросреды, укреплению внутрисемейных связей, связей между поколениями; наличие творческого продукта (концерты, театральные постановки, сценарии, рисунки, плакаты, поделки, фото и видеолетопись и др.) наличие законов, традиций, наличие методической продукции из опыта работы педагогов; дипломы, грамоты, благодарности. |
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы 1
Пояснительная записка 3
Концептуальные основы 4
Цели, задачи, средства, предполагаемые результаты 5
Критерии оценки 6
Содержание деятельности 7-11
Механизм реализации программы 12-14
Механизм взаимодействия 15
Условия реализации программы 16
Кадровое обеспечение 17
Литературы 18
Пояснительная записка
Организация работы по месту жительства граждан, департаментом по молодёжной политике Министерства образования Российской Федерации определена в качестве одного из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Молодёжь России 2011-2015г.г.». Социальный заказ на организацию занятости детей и подростков в свободное от учёбы время в условиях подростковых клубов по месту жительства города Нижневартовска определяют прежде всего - муниципальные органы образования и молодёжной политики.
В последнее время, в молодёжной среде сложился ряд социальных проблем: потеря нравственных ориентиров, рост агрессивных проявлений в обществе, снижение воспитательного потенциала семьи, нестабильность социально-экономического положения, что влечёт за собой снижение физической и психической дееспособности молодых людей, рост правонарушений, алкоголизм и т.д. Но с другой стороны, в молодёжной среде наблюдается стремление к самореализации, проявлению социальных инициатив и самоиндентификации.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире, природе и в мире людей. Для того чтобы решить образовавшиеся социальные проблемы и приобщить детей к глубинному традиционному наследию, разработана программа «Возрождение», которая ориентирована на детей, подростков и молодёжь от 6 до 18 лет посещающих подростковый клуб по месту жительства «Романтика».
Актуальность программы: мы живём в многонациональном регионе и поэтому решение таких вопросов особенно актуально. Для того, чтобы решить образовавшиеся социальные проблемы и создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей, обеспечить их приобщение к семейным ценностям, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям, направляя воспитательно-образовательный процесс на воспитание детей в духе любви к Родине и формирование у них идентичности гражданина России, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие творческих способностей и формирование основ их социально ответственного поведения в обществе и семье, разработана программа «Возрождение».
Идея программы: организация и развитие нравственного уклада клубной жизни, включающего воспитательную, образовательную, социально значимую деятельность детей и молодёжи, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности клуба, семьи и других объектов общественной жизни. Развивать на базе подростково-молодёжного клуба по месту жительства «Романтика» благоприятную среду для занятости и отдыха детей, в которой они смогут реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности в процессе организации совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Духовно-нравственная работа приобретает все большую актуальность в свете решения задач по развитию и воспитанию детей и подростков.
Программа духовно-нравственного и эстетического воспитания «Возрождение» направлена на организацию и развитие нравственного уклада клубной жизни, включающего воспитательную, образовательную, социально значимую деятельность воспитанников, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности клуба, семьи и других объектов общественной жизни.
Развивать на базе подросткового клуба по месту жительства «Романтика» благоприятную среду для занятости и отдыха детей, в которой они смогут реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности в процессе организации совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Программа модифицирована, изучен опыт работы педагога Штейнберг Е.Б. ( Педагог и подростки. Трудности и радости совместного бытия. – М.: 2002 г.)
- Концептуальные основы деятельности
подросткового клуба по месту жительства
Программа «Возрождение» направлена на развитие компетентностей у детей и подростков: саморазвитию, самоопределению и адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, а также на формирование его активной жизненной позиции как гражданина своей страны. Достигнуть положительного результата от реализации программы «Возрождение» позволяет организация работы подросткового клуба в соответствии с принципами:
- Принцип территориальности и доступности: работа со всеми категориями детей и молодёжи в возрасте от 6 до 18 лет по месту жительства, с их семьёй, друзьями;
- Принцип гуманизма: воспитательный процесс строится на уважении к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему, доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности, авторитете педагога;
- Принцип индивидуализации и дифференциации: развитие ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, имеющегося социально-жизненного опыта, учётом интересов личности, группы, коллектива;
- Принцип демократизации: работа осуществляется органом детского соуправления под руководством педагога, что в свою очередь способствует развитию активности и инициатив у детей и подростков;
- Принцип адресности: деятельность направлена прежде всего на детей и подростков из социально незащищённых слоёв населения, что поможет им самоидентифицироваться, самоопределиться, самореализоваться.
Специфичность деятельности подросткового клуба проявляется в:
- Разновозрастном составе детского коллектива;
- Обеспечение доступности каждому испытать свои силы, возможность увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- В возможности выравнивания воспитательного воздействия на детей, которые были обделены вниманием в семье, школу, неформальных объединениях.
II. Цель, задачи, средства, предполагаемые результаты
Дети и п
Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
• успешная социализация детей и подростков;
• динамика развития личностных качеств воспитанников;
• личностные культурные достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• наличие творческого продукта (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, и др.);
• позитивные отзывы, благодарности от жителей микрорайонов, сотрудников социальных учреждений, представителей общественности;
• публикации, теле и радио репортажи в средствах массовой информации;
• наличие фото, видеоматериалов, летописей;
• наличие законов, традиций,
• наличие методической продукции из опыта работы педагогов;
• удовлетворённость детей, родителей, представителей общественности организацией работы подросткового клуба;
• востребованность работы подросткового клуба на рынке социальных, воспитательных и образовательных услуг.
Перспективы развития программы
- Расширение воспитательного и образовательного пространства за счет реализации эффективных форм, технологий организации досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства;
- Развитие массового клубного движения;
- Привлеченные к работе клуба неорганизованные дети и подростки микрорайона станут активными участниками деятельности подросткового клуба по месту жительства;
- Привлечение к деятельности клуба большого количества родителей, представителей общественности будет способствовать эффективной работе подросткового клуба;
- Обобщение и распространение лучшего опыта работы в условиях подросткового клуба по месту жительства через выступление на методических советах, выпуск методической продукции;
- Востребованность работы подросткового клуба по месту жительства в последующие годы.
Система поощрения в подростковом клубе «Романтика» по программе «Возрожение»
По традиции, после каждого мероприятия, соревнования, КТД и т.д., проводится совместный анализ деятельности, подводится итог, делаются выводы, идет обмен мнениями между детьми, взрослыми, выявляются лидеры.
За активное участие в жизнедеятельности клуба дети и подростки получают жетоны. По количеству жетонов выявляются воспитанники: «лидер недели», «лидер месяца», и помещается его имя, фамилия на «Доску почета».
Кроме того, дополнительными формами поощрения могут быть:
- присвоение звания «Надежда Романтики»;
- информация, статья в СМИ;
- «Благодарственное письмо родителям» и т.д.
III. Содержание деятельности клуба по годам
Основные направления деятельности подросткового клуба по месту жительства:
- культурно-досуговое направление: приобщение детей и подростков к занятиям по различным видам творчества, занятия в кружках по интересам, проведение конкурсных включение детей и подростков в работу соуправления клуба, подготовка и проведение игр, мероприятий, совместное планирование; взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями города;
- физкультурно-спортивное направление: пропаганда здорового образа жизни; проведение спортивных игр, соревнований (шашки, шахматы, настольный теннис, футбол, пионербол, снайпер, лапта, подвижные игры, народные игры), походы и выезды на природу;
- гражданско-патриотическое направление: позволит включить детей и подростков в организацию и проведение гражданско-патриотических и общественно-полезных мероприятий, которые будут способствовать формированию у детей патриотических чувств, отношений, позволит расширить кругозор детей и подростков в области культуры, истории государства и родного края, традиций своего народа и народов населяющих наше государство;
- работа с родителями: коллективная и индивидуальная работа; «Круглый стол», вечера, капустники, «Телефон доверия», родительские собрания, раздаточный материал, вовлечение в организацию и проведение мероприятий; работа в этом направлении поможет обрести в лице родителей единомышленников и помощников в воспитательной работе.
Воспитание в условиях подросткового клуба нацелено, прежде всего, на поддержку детских инициатив, создание условий для проявления лидерских качеств детей и подростков, способствующих их позитивной социализации.
Основным видом деятельности в воспитательном процессе по программе «Возрождение» является коллективно-творческая деятельность:
Совместное планирование, подготовка, проведение, анализ различных мероприятий, дел (познавательных, интеллектуальных, спортивных, досуговых, социально-значимых, трудовых и т.д.)
I год реализации программы
Цель: способствовать усвоению детьми и подростками основных нравственных понятий и патриотических ценностей: любовь к своей Родине, уважение к её историческому прошлому, долг, честь, терпимость в общении с людьми иного социального статуса, уважение к людям старшего поколения.
Задачи:
• включить детей в организацию и проведение гражданско-патриотических, общественно-полезных мероприятий, участие в которых будет способствовать формированию у них нравственных качеств и патриотических чувств, новых знаний, отношений, активной гражданской позиции;
• сформировать и углубить знания детей об истории государства Российского, его героическом прошлом, истории и традициях России;
• помочь осознать детям необходимость беречь память о погибших в годы ВОВ;
Ключевые дела:
• творческие вечера: ко Дню Матери, «Рождественские встречи», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Светлое Христово Воскресенье», «День Победы» и т.д., вовлечение
родителей в совместную деятельность; акция «Кто ближний мой?» (выпуск и распространение листок нравственного содержания в микрорайоне);
• поздравление ветеранов ВОВ, труда, престарелых людей с календарными праздниками;
• акция «Уют»;
• познавательные, интеллектуальные игры, спортивные игры и мероприятия, участие в межклубных, городских мероприятиях и соревнованиях
• операция «Десант» (большая уборка на территории двора) и др.;
Предполагаемый результат: дети получили новые знания и навыки, проявили инициативу и провели мероприятия нравственной и патриотической направленности, проявляют уважение к сверстникам и взрослым, испытали чувство взрослости, удовлетворение от выполненного дела; формируются понятие об общечеловеческих духовно-нравственных ценностях и гражданско-патриотические чувства.
II год реализации программы
Цель: создать и развивать условия для формирования и развития у детей позитивных нравственных качеств путем приобщения их к общенациональным ценностям, культурному наследию своей Родины через возрождения народных традиций, включение детей в общение с людьми старшего поколения.
Задачи:
• расширять кругозор детей в области истории, культуры, традиций народов России, сформировать мотив к дальнейшей познавательной деятельности;
• возрождать народные традиции через организацию и проведение народных, дворовых игр, праздников и др.;
• возрождать связь поколений через организацию поисковой работы и проведение совместных творческих и общественно-полезных дел.
Ключевые дела:
• народные игры;
• народные и тематические праздники, вовлечение родителей в совместную деятельность;
• фестиваль народных игр;
• спартакиада по народным видам спорта;
• КТД;
• творческие вечера;
• познавательные, интеллектуальные, спортивные игры;
• экскурсии, выставки.
Предполагаемый результат: дети получили новую информацию, знания об истории, культуре, обычаях своего народа. Они проявляют уважительное отношение к сверстникам, людям старшего поколения, у них сформирован мотив к дальнейшему изучению истории, культуры и традиций своего народа; формируется чувство долга и ответственности за себя и ближнего.
III год реализации программы
Цель: создать и развивать условия для формирования у воспитанников ценности гражданственности(осознание себя как члена общества, народа, представителя страны), ответственного отношения к личностным выборам и вопросам личной и общественной безопасности, умения противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды социума, практических навыков и умений адекватного поведения в экстремальных ситуациях, укреплять связь между поколениями.
Задачи:
• расширять, углублять знания по культуре, истории страны и формировать навыки детей в области здорового образа жизни, как устойчивой формы поведения; способствовать формированию уважительного уважения к родителям, старшим;
• включать детей в практическую деятельность по пропаганде здорового образа жизни через организацию и проведение художественных, общественных, туристско-спортивных коллективно-творческих дел, профилактических мероприятий;
• формировать бережное отношение к природе, посредством вовлечения воспитанников в совместную трудовую деятельность.
Ключевые дела:
• интеллектуальные и познавательные игры и конкурсы;
• концерты для жителей микрорайона, творческие вечера, конкурсы, викторины и др.;
• туристско-спортивная полоса препятствий «Экстрим-шоу»; походы;
• акция «Разумное поколение - разумный выбор»;
• вовлечение родителей в совместную деятельность;
• трудовые акции, совместные дела, «встречи с интересными людьми ».
Предполагаемый результат: дети углубили и закрепили новые знания по культуре и традициям своей страны; в семье хорошие отношения; идет успешная социализация воспитанников; получены и закреплены знания о ЗОЖ, владеют навыками безопасного поведения в экстремальных ситуациях, среди детей сформирован приоритет здорового образа жизни.
Средством реализации каждого тематического года является методика коллективно-творческого воспитания, предполагающая работу органов соуправления по включению всех членов коллектива в организацию и проведение коллективно-творческих дел, реализацию детских социальных проектов.
Деятельность подросткового клуба организуется на основе соуправления - равноправного участия детей и взрослых в управлении деятельностью через работу органов соуправления.
Задачи органов соуправления - вместе с педагогами, родителями формировать морально-этический климат в детском коллективе, стимулировать детей к социальному творчеству, сделать жизнь содержательной, интересной, социально значимой для каждого члена клуба, стимулировать их к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. С этой целью разрабатываются права, обязанности членов коллектива, меры их поощрения и порицания. Составляются правила, законы, регулирующие отношения в коллективе, создаются и сохраняются традиции.
Характеристика соуправления:
• самостоятельность детей в проявлении инициативы, принятии решений;
• самореализация собственных интересов, интересов коллектива;
• организация деятельности на основе коллективного планирования, самостоятельности, самоанализа, самооценки, самокритики, самоустановки, сделанной воспитанниками по отношению к своей деятельности или коллективу;
• подведение итогов сделанного и принятие решений на будущее;
• участие детей в управлении собственными делами (организация дежурства, создание и укрепление материально-технической базы, благотворительная деятельность, благоустройство двора и др.).
Деятельность органов соуправления сроится на принципах:
• открытости и доступности - органы соуправления открыты и доступны для всех членов клуба;
• добровольности и творчества - командам предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
• равенства и сотрудничества - в коллективе все члены: и выборочные и рядовые занимают равное положение, команды строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнёрства;
• непрерывности и перспективности - органы соуправления действует в течение учебного года.
Образовательная деятельность в кружках по интересам
В течение учебного года в подростковом клубе работают педагоги дополнительного образования в кружках по интересам художественно-эстетической направленности, которые осуществляется образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам «Синтезатор», «Гитара», «Народное творчество», «Декоративная роспись». Творческий продукт детей используется при организации и проведении мероприятий (художественное оформление, концертные и творческие номера, театрализованные постановки, выставки рисунков, поделок, плакатов и т.д.)
Социально-педагогические методики и технологии работы с детьми и подростками в условиях подросткового клуба
В подростковом возрасте процесс общения является ведущим в развитии личности ребенка, в связи с этим педагогическое сопровождение направлено на коммуникативное ориентирование детей и подростков в мире личностных, межличностных, групповых, коллективных, социальных отношений и проблем, а также на формирование основ здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения. Данная работа проводится педагогами с использованием эффективных форм: ролевые, деловые игры, развивающие занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков детей, организация работы по пропаганде ЗОЖ, консультации для родителей и др.
В работе подросткового клуба применяются личностно-ориентированные социально-педагогические технологии, предполагающие развитие у детей умений конструктивного общения и социального взаимодействия, такие как:
• технология формирования клубного коллектива;
• технология общения;
• технология игровой деятельности;
Основополагающими являются технологии коллективной творческой деятельности назначение которой заключается в создании условий для формирования и развития активной гражданской позиции воспитанников путем включения их в организацию и проведение КТД, мероприятий нравственной направленности, направленных на создание атмосферы радости и понимания, своей значимости и причастности к культуре своей страны, сотворчества в коллективе клуба, улучшение общественной жизни ближайшего микросоциума.
Задачи технологий коллективной творческой деятельности:
• способствовать формированию у воспитанников интерес к истории и культуре своей страны;
• способствовать формированию у детей положительное отношение к труду;
• способствовать формированию навыков общепринятого поведения в обществе;
• способствовать формированию и развитию навыков коллективной работы и управления коллективом,
• разрабатывать и реализовывать социально-значимые дела.
Применение социально-педагогических технологий требует от педагогов соблюдения следующих позиций:
• «педагог по сотрудничеству» (педагог - не подавляет, а сотрудничает, является старшим другом, действует вместе с детьми, но на шаг впереди);
• «педагогика от подростка» (прежде чем преступить к взаимодействию с ребёнком, педагог спрашивает, что он хочет, и только после этого выстраивает его «путь»);
• «возможности выбора» (педагог предлагает ряд интересных для ребёнка дел, а он сам выберет, чем ему заняться, показывает ребёнку «чёрное» и «белое», он сам выберет каким ему быть);
• «зона свободного общения» (педагог создает для ребёнка среду, в которой ему интересно общаться, где он может свободно проявлять и воплощать свои инициативы в коллективных творческих делах, совместных проектах, акциях и
др.);
• «ситуация успеха, понимания и радости» (педагог создает ребёнку благоприятные условия для собственных открытий и самореализации, помнит, что любое дело должно быть ребёнку в радость, находит способы похвалить, понять и отблагодарить его за творческий труд и только тогда он захочет снова прийти и заняться другим интересным для него делом);
• «мы вместе независимо от возраста» (педагог включает в совместную деятельность всех кто рядом: детей, педагогов, родителей, представителей социума микрорайона, делая их жизнь интереснее «мы живём ради себя и для других» (педагог организует жизнь детей так, чтобы каждый осознавал свою значимость для коллектива, социума микрорайона, города, проявлял заботу и оказывал посильную помощь нуждающимся в ней);
• «развивай, поручая» (педагог поручает ребёнку дело, которое принесёт ему новый опыт, помогает, но не делает того, что ребенку под силу);
• «делай вместе с детьми» (педагог вместе с детьми определяет цели, содержание деятельности, планирует, организует и проводит различные мероприятия, после каждого дела подводит итоги, намечает перспективы).
Механизм реализации программы
Нименование этапа, задачи | Формы, средства реализации | Предполагаемые результаты | |
I. этап – прогностический ( май 2012) | |||
составить план работы; - разработать программу деятельности клуба. | - планирование;
коллективное планирование | - разработана программа деятельности клуба “Романтика”. «Возрождение» | |
II этап – основной (2012- март 2015) | |||
обмен опытом | -работа кружков;
организация межклубных мероприятий. |
фото и видеолетопись, информация в СМИ, рисунки, плакаты, поделки, стихи, концертные номера, благодарность родителей, жителей микрорайона. | |
Культурно-досуговая деятельность | |||
- организовать досуговую деятельность, которая способствует у ребят развитию знаний, умений и навыков. | -образовательные программы кружков: “Народное творчество”, “Декоративная роспись”, «Гитара» , “Синтезатор”; -интеллектуальные игры и мероприятия, конкурсы, праздники, творческие вечера, литературные гостиные, тематические вечера, КТД, диспуты, читательские конференции, викторины, турниры. | -У ребят сформированы специальные знания, умения, навыки; -сформированы понятия об общечеловеческих ценностях, досуг заполнен плодотворной деятельностью; -ребята чувствуют себя свободно, уверенно, с интересом участвуют во всех мероприятиях. | |
Физкультурно-спортивная деятельность | |||
Общефизическая подготовка детей и подростков; Навыки здорового образа жизн | -спартакиады, туристские слеты, дни здоровья, спортивные праздники, праздники микрорайона, походы, выезды на природу, беседы по ОБЖ, инструктажи, товарищеские встречи по различным видам спорта, физкультминутки, игры на местности, подвижные и спортивные игры, участие в городских спортивных мероприятиях. |
налажены пути взаимодействия с городскими спортивными учреждениями | |
Гражданско-патриотическая деятельность | |||
- воспитание у детей и подростков патриотических чувств, взглядов, убеждений, уважение к культуре и традициям России, уважение к народам населяющим территорию нашего государства. |
шефство над престарелыми и ветеранами. | сформирован интерес к истории своей Родины; -сформированы нравственные и гражданско-патриотические чувства; - помощь пожилым людям;
оформлен уголок истории нашего города. | |
Работа с родителями | |||
Наладить взаимодейтсвие с родителями и вовлечь их в совместную деятельность Наладить взаимодейтсвие с родителями и вовлечь их в совместную деятельность | Родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, совместная деятельность; круглый стол, “Телефон доверия”, раздаточный материал, посещение семьи, обмен опытом, дни открытых дверей, диагностика удовлетворенности родителей деятельностью клуба и т.д. | Взаимопонимание в семье, в лице родителей обретены единомышленники и помощники по воспитательной работе; Работает родительский актив, проводятся совместные мероприятия; улучшились взаимоотношения в семьях. | |
III этап – итоговый (апрель- май 2015) | |||
выявить динамику личностных качеств детей и подростков, динамику специальных способностей. |
отслеживание фото и видеоматериала. |
увеличится количество привлеченных к деятельности подросткового клуба детей и подростков. |
Организация межклубного взаимодействия
Межклубное взаимодействие организуется с целью расширения сферы общения детей, установления дружеских связей, привлечения внимания общественности к деятельности клуба. Деятельность подросткового клуба по месту жительства сопряжена с некоторыми затруднениями, связанными с решением организационных вопросов )по организации и проведению мероприятий, концертов для жителей микрорайона, общественно-полезных дел, экскурсий, городских мероприятий, соревнований и т.д.). Для решения этих затруднений работа в подростковом клубе строится на основе взаимодействия, соуправления, т.е. равноправного участия детей и взрослых.
Задачи органов соуправления – формировать благоприятный моральный климат в детском коллективе, сделать жизнь интересной, содержательной и социально-значимой для каждого ребёнка. Создать условия для самоопределения, саморазвития и самоидентификации, развития коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств и активной жизненной позиции.
Механизм взаимодействия
Чтобы программа реализовывалась более эффективно, требуется привлечение к совместной деятельности специалистов различных организаций города и микрорайона.
Социум микрорайона Социум города
VI. Условия реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовой и методологической основой программы «Возрождение» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России.
Организация работы по месту жительства граждан, департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации определена в качестве одного из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Молодежь России (2003- 2005г.г.)». Социальный заказ на организацию занятости детей и подростков в свободное от учебы время в условиях клубов по месту жительства города Нижневартовска определяют, прежде всего, муниципальные органы образования и молодежной политики.
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях ребенка».
- Закон РФ «Об общественных объединениях и организациях».
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков».
- Инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи, Госкомспорта России «О работе подростково-молодежных клубов по месту жительства граждан.
- Типовые положения «Об учреждении дополнительного образования детей».
- Примерное положение о подростковом (молодежном) клубе по месту жительства (приложение к постановлению Главы администрации города «О реорганизации детских комнат по месту жительства в подростковые (молодежные) клубы по месту жительства»).
- СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.1251-03.
- Устав МОУДОД «Центра детского творчества», зарегистрированный постановлением Главы администрации г.Нижневартовска.
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников МОУДОД «ЦДТ».
- Программа деятельности подросткового клуба по месту жительства «Романтика» на 2012-2015 гг.
- Положение о подростковом клубе по месту жительства «Романтика».
- Устав подросткового клуба по месту жительства «Романтика».
- Должностные инструкции.
- Положение о Совете актива подросткового клуба по месту жительства «Романтика».
- Положение о родительском совете подросткового клуба по месту жительства «Романтика».
- Должностные инструкции по охране труда, пожарной безопасности.
Организационные условия
В структуру клуба входят постоянно действующие творческие объединения (кружки):
- для учащихся школьного возраста организуются кружки по интересам «Народное творчество», «Синтезатор», «Декоративная роспись», «Гитара».
Предполагается работа временных коллективов при организации и проведении разнообразных дел в клубе (актерские группы, спортивные команды и т.д.).
Руководят всей деятельностью клуба педагоги-организаторы, согласно должностным инструкциям.
На общем собрании избирается совет подросткового клуба (актив). Его основной задачей является организация культурно-досуговых, профилактических, спортивных мероприятий и социально-значимых дел.
Организация образовательной деятельности в клубе требует особого внимания. Запись в кружки (секции) осуществляется на основании заявления родителей и медицинской справки о состоянии здоровья ребенка. Время и наполняемость учебных групп регулируется в соответствии с образовательными программами, с СанПиН 2.4.4.2599-10 (от 19.04. 2010 г. №27).
Деятельность в детских объединениях по интересам (кружках) осуществляется педагогами дополнительного образования.
Работа клуба по основным направлениям деятельности строится в соответствии с программой клуба «Романтика», планом работы на год.
Кадровое обеспечение
Заведующая отделом по работе с клубами по месту жительства – 1 штатная единица.
Педагоги-организаторы – 2 штатных единицы.
Педагоги дополнительного образования – 4 штатных единицы.
Техничка – 1 штатная единица.
Привлеченные специалисты.
Мотивационные условия
∙ ребенок принимает участие в деятельности клуба добровольно, без
принуждения со стороны взрослых;
- ребенку предоставляется право выбора направлений деятельности и возможность проявить себя в зависимости от его интересов и потребностей;
- использование современных форм работы;
- участие в городских спортивно-массовых, культурно-досуговых мероприятиях, возможность участия в городских и окружных конкурсах, фестивалях, слетах;
- применение системы поощрения: право быть избранным в органы самоуправления клуба, грамоты, дипломы, призы, благодарственные письма и т.д.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. – 1997 г.
- Арсенина Е.Н. внеклассные мероприятия в 5-7 классах. – Волгоград: Учитель, 2005.-175 с.
- Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Мн.: Новое знание, 2001.-315 с.
- Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. М.: Айрис-пресс, 2003.-176 с. – (Методика).
- Бим-Бад Б.М. Изучение людей как воспитателей и воспитуемых: Вестник Университета Российской Академии образования. – М.: №3, 2002 г.
- Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.: Физкультура и спорт, 1989 г.
- Блудная Л.И. и др. Энциклопедия зимних праздников. Спб.: «Респект», 1995, - 464 с.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988 г.
- Воспитание и развитие личности в социуме. Педагогические технологии. Комплексно-целевая программа. – Нижний Новгород: Арабеск, 2000 г.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/Под ред. И.С. Артюховой. – М.; ВАКО, 2005.-272 – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшия школа. 5-11 классы. + Новые собрания. М.; ВАКО, 2005.-256. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Дьячкова Г.Т. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2005.-103 с.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания. М.; ВАКО, 2005.-256. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. Артюховой И.С. - М.; ВАКО, 2005.-304. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1998.-144 с.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал. – М.: 1999 г., №2,№4,№6.
- Левина С.А. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.-68 с.
- Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания. 8-9 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. - Волгоград: Учитель, 2005.-121 с.
- Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. – Ханты-Мансийск, 1999 г.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений (2-е изд.)/Серия «Библиотека школьника».-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-352 с.
- Рожков М.И Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб. Метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-160 с.
- Хрипкова А.Г, Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. – М.: Просвещение, 1984 г.
- Школьные вечера. Сборник Сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи, литературные гостиные, праздники). 5-11 классы / авт.-сост. В.К. Чеботаева и т.д.-Волгоград: Учитель,2005.-180 с.
- Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки. Трудности и радости совместного бытия. – М.: 2002 г.
Литература для воспитанников
- Библиотечный фонд классической литературы.
- Н.М. Карамзин История государства Российского. Книга первая.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс». 1995. -512 с.
- Н.М. Карамзин История государства Российского. Книга вторая.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс». 1995. -512 с.
- Н.М. Карамзин История государства Российского. Книга третья.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс». 1995. -512 с.
- Н.М. Карамзин История государства Российского. Книга четвертая.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс». 1995. -512 с.
- В.О.Ключевский. Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. Ст. и примеч. В.А.Александрова.- М.: Правда, 1991.-624 с.
- Б.В.Личман. История России. Екатеринбург, Центр гуманитарных исследований «Ника-92».
- С.М, Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М.: Издательство «Правда» 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».
Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк», объединение «Творчеств...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Миссия МОУ ДОД ЦДОдД «Юность» как открытой социально-педагогической системы с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Доклад для публикации в материалах научно-практической конференции «Качество образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей: проблемы, поиски, находки.» материал доклада...
Патриотическое воспитание в подростковом клубе по месту жительства
Не будет Гражданин достойныйК Отчизне холоден душой.Ему нет горше укоризны.Иди в огонь за честь Отчизны,За убежденье, за любовь. Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражда...
МБОУ ДОД Центр дополнительного образования "Юность" - открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация подготовлена авторским коллективом: заместитель директора по УВР Савельева И.А., заместитель директора по УВР Балдина И.В., педагог-организатор Бут И.С....
Музей спортивных достижений подросткового клуба по месту жительства " Факел"
Подростковый клуб по месту жительства " Факел" существует более 40 лет. Одно из основных направлений работы клуба - спортивное. В клубе создан музей спортивных достижений его воспитанников. Клуб...
Социализация детей и подростков в деятельности подростковых клубов по месту жительства.
Работа подростковых клубов по месту жительства призвана помочь детям адаптироваться и найти свое место в жизни. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общ...