Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».
статья на тему
В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы: интерактивная, проектно-исследовательская, игровая, информационная технологии.
В итоге школьный музей является эффективным средством реализации требований ФГОС и серьезным подспорьем в воспитании подрастающего поколения.
Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические приемы и педагогические технологии в деятельности школьного музея МКОУ «Олинская СОШ».
Автор: Кочергина В.И.,
учитель истории высшей категории, руководитель школьного музея
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах учебно-исследовательской и общественной деятельности. Для реализации этих образовательных целей существует ряд современных педагогических методов, форм и технологий.
В последнее время в деятельности школьного музея актуальными стали интерактивные формы работы.
Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др. [1].
Однако одной из особенностей школьного музея является то, что он уже является интерактивным по своей природе. Посетители музея – учащиеся, учителя, родители, являются активными участниками создания музейной среды. Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, и являются не только зрителями, но и участниками процесса. Учащиеся чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты.
Интерактивная технология направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии в том, что человек усваивает только то, что делает сам. Во многих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем школьном музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, то есть быть соавтором экспозиции. Детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Дети при этом не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Они могут попробовать выпутать рыбку из сети, перенести чугуны на ухватах, «погладить» белье рубелем и каталкой, полистать старые учебники, помахать казачьей плеткой и т.д.
Музейное правило взрослых «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!». При этом следует четко обозначить границы игры: что можно, а чего нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуры – важная задача школьного музея.
Здесь проявляется психологический феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта. Кроме этого формируется интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору: входить в состав актива или совета музея, быть просто посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.
Проектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения.
Одним из первых исследовательских проектов было изучение истории Петровского маяка, расположенного на территории Лиманского района в с. Вышка. Результатом стала поездка на маяк и статья о нем в газете «Лиманский вестник».
Совместными усилиями педагогов и учащихся закончена работа над социально-патриотическим проектом по установлению мемориальных плит, посвященных выпускникам школы, погибших в «горячих точках»: Сорвакову Андрею и Глотовой Ирине. Андрей погиб в самом начале второй чеченской войны во время обстрела военной колонны боевиками. Ирина, будучи военным врачом-анестезиологом, погибла во время проведения операции в военном госпитале г. Моздока летом 2003 года, когда госпиталь был взорван террористом. В это мероприятие были вовлечены учащиеся, педагоги, родители и общественность села и района[2]. Несомненно, это мероприятие оставило неизгладимый след в душах всех участников и гостей этого мероприятия.
В нашей школе в рамках реализации ФГОС стало традицией защита школьных проектов в конце учебного года среди учащихся 5-8-х классов. Одним из источников информации для данного вида исследовательской работы становятся материалы школьного музея (статьи из газет, исследовательские работы, рукописные воспоминания, фотографии, военные письма и т.д.).
Игровые технологии используются при проведении викторин, историко-спортивных состязаний, конкурсов, во время музейных занятий. При подготовке литературно-музыкальных композиций используется также и театрализация. При этом в качестве наглядности активно используются одежда и предметы быта военного времени и далекого прошлого села: шинели, плащ-палатки, кители, сапоги, пилотки, каски и другое. [3]
По мнению известного музееведа Юхневича М.Ю.: «На базе школьных музеев часто работают творческие мастерские, клубы по интересам, кружки»[4].
На базе школьного музея Олинской школы действует кружок казачьей культуры «Веретенце». Ребята изучают историю и фольклор астраханского казачества, которые являются неотъемлемой частью культурного прошлого нашей малой родины: песни, танцы, игры, обряды, традиции…
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России часто осуществляется через совместные мероприятия с работниками культуры нашего села: масленица, традиции астраханских казаков.... при проведении сельских и районных национальных праздников всегда используются экспонаты музея [5]. Материалы для подобных занятий берутся из фондов музея.
Информационные технологии также занимают важное место. Результатом проектной и исследовательской деятельности наряду с бумажными носителями становится мультимедийная презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии и позволяет создать информационное пространство музея. В музее подготовлены презентации по различным темам краеведческого музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе. Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе уже готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов). Для сбора материалов по теме используются возможности сети Интернет.
Видеофильм, презентация материала, позволяет более наглядно и интересно проводить встречи, уроки и внеклассные мероприятия на базе музея. При использовании программ PowerPoint или Publisher выступления учащихся становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами помогает школьнику повысить самооценку.
В итоге школьный музей является эффективным средством реализации требований ФГОС и серьезным подспорьем в воспитании подрастающего поколения.
Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам стали традиционными. Традиционными в музее стали также интегрированные уроки ИЗО и истории «Наш край в годы войны», «Локальные конфликты 20 века», «Краше нету Родины моей» и т.д. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.
Материалы используют студенты и ученики для подготовки к урокам истории, географии, литературы, краеведения. Имеющиеся материалы также используют работники сельского Дома культуры, библиотек для подготовки мероприятий, посвященных Дням воинской славы, истории села и т.д. [6].
Ярким примером тесного сотрудничества между школьным музеем и отделом культуры Лиманского района может служить мероприятие районного масштаба под названием «Профессиональная трибуна» на тему "Библиотека, как центр приобщения населения Олинского поселения к истории России и к малой родине", проведенного в 2016 году на базе музея нашей школы. В мероприятии приняли участие ветераны педагогического труда, библиотекари центральной библиотеки П. Лиман и Лиманского района, коллектив клуба «Родничок» Олинского Дома Культуры, а также педагогические работники школы [7].
[1] Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/
[2] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков // Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.
[3] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков //Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.
[4] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб пособие по музейной педагогике /М-во культуры РФ. Росс, ин-т культурологии. - М.. 2001.
[5] Кочергина В.И.Формирование поликультурного сознания учащихся через деятельность школьного музея МБОУ «Олинская СОШ // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Эффективная система непрерывного педагогического образования – основа модернизации и инновационного развития системы образования». ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014. http://www.astripk.ru/content_aipkp/novosti/15.05.2015_sbornik.pdf
[6] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков // Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.
[7] Сайт МКОУ “Олинская СОШ» – Режим доступа: https:// 30olya.edusite.ru: в разделе «Новости», статья «Профессиональная трибуна», от 3.11.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"
Технология работы с проблемными семьями включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...
Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"
В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...
Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе
в работ автор делиться опытом работы по применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе...
Методические приемы и педагогические технологии, связанные с формированием у учащихся критического мышления
Обобщение опыта...
Повышения качества обучения учащихся через использование перспективных методов, приемов и педагогических технологий.
Обобщение опыта работы....
Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."
В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....
Методы и приемы современных педагогических технологий
Презентация...