программа сопровождения детей начальных классов с ОВЗ
методическая разработка на тему

Соколова Елена Алексеевна

программа сопровождения детей с ОВЗ проблема школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_rabote.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Соколова Елена Алексеевна

(МБОУ СОШ № 4, Лобня, Московская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа сопровождения детей начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2014 год

Введение.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность - комплексный  подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования осуществляется в реализации различных видов деятельности по сопровождению обучения детей с ОВЗ:

  • диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся;
  • определение индивидуального образовательного маршрута;
  • организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;
  • психолого-педагогическое консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • проведение комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.

Специалисты проводят комплексное диагностическое обследование, предполагающее систематизацию сведений об особенностях ребенка, динамике и прогнозе его развития. На основе данных обследования, по результатам динамического наблюдения определяются индивидуальные образовательные маршруты. Особая роль в данном направлении принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (далее – ПМПК).

Основные задачи деятельности ПМПК: оценка особенностей и уровня развития ребенка, оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния) ребенка быть включенным в образовательное учреждение, выбор оптимальной формы и уровня инклюзивного образования,  определение условий включения ребенка в среду сверстников, разработка индивидуальных программ реабилитации.

С учетом данных диагностического обследования составляются индивидуально-ориентированные программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития). Специалистами проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа как дополнительная и необходимая составляющая успешного обучения и  социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями проходит через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.  Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — это  важная составляющая модели инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа сопровождения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

 Закон Российской Федерации «Об образовании»;

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

 СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

 Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

 О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

 Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

 Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Задачи программы:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.

Глава I. Содержание комплексной программы сопровождения детей-инвалидов.

Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:

1. Характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий.

5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

7. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми  потребностями;

— анализ данных о динамике психического и физического состояния школьников, их интеллектуального психофизиологического потенциала (динамика отражена в картах психолого-медико-социального сопровождения);

 - рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума для разработки программ индивидуального обучения детей-инвалидов.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педиатр, медсестра.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

 диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

 создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

 конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико-психолого-педагогическая карта (см. приложение 1), в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

2.1. Работа ведется с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего обучения и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.

2.2. В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися: работа психологической службы.

2.3. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

2.4. Внеурочная деятельность.

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов.

Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Календарь традиционных школьных дел и праздников:

 сентябрь (День знаний);

 октябрь (Осенние посиделки);

 ноябрь (Дни духовности и культуры);

 декабрь (Крещенские чтения);

 январь (Рождество Христово);

 февраль (Неделя патриотической песни);

 март (Праздник мам);

 апрель (Встреча Весны);

 май (День славянской письменности).

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

 Дни здоровья;

 «Веселые старты»;

 Соревнования по футболу;

 Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья».

3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, показателей социализированности, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.  

Мониторинговая деятельность предполагает:

 отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

 перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе выстраивается работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.

Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:

- кабинет психолога и логопеда;

-технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, компьютерный класс).

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

1. Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ.

2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу:

- домашнее обучение,

- обучение в массовом классе (инклюзивное).

Наличие соответствующих материально-технических условий:

- кабинет психолога;

-технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, мультимедийный кабинет).

Заключение

Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки,

плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Медико-социальная и психолого-педагогическая карта развития школьника.

Разделы:

1. Ф.И.О. школьника. Дата рождения школьника. Адрес проживания.

2. Сведения о семье.

3. Социальные показатели семьи:

1. Категория семьи:

полная, неполная, в том числе в разводе, вдовцы, одинокая мать или одинокий отец, многодетная (количество детей и их возраст), опекаемая, приемная, с ребенком-инвалидом.

2. Жилищно-бытовые условия проживания ребенка:

отдельная квартира, частный дом, коммунальная квартира, общежитие, съемное жилье, с удобствам, без удобств, отсутствие жилья, количество комнат, кв.м.

3. Состояние жилья: хорошее, требует текущего ремонта, требует капитального ремонта.

4. Санитарное состояние жилья: поддерживается элементарный порядок, антисанитарное состояние.

5. Условия жизни ученика: имеется отдельная комната, уголок в общей комнате, свой  письменный стол, ничего нет и др.

4. Обследования состояния здоровья школьника:

1. Заключение по физическому развитию:

а) нормальное, б) низкий, в) дефицит массы, г) избыток массы

2. Динамометрия: а) правая рука, б) левая рука

3. Физическая подготовленность: а) норма, б) снижена, в) повышена

4. Осанка: а) нормальная, б) незначительные отклонения,

в) значительные нарушения

5. Состояние стопы (плантограмма): а) нормальная,

б) уплощенная, в) плоская

6. Острота зрения: а) нормальная, б) снижена

7. Бинокулярное зрение: а) норма, б) нарушение

8. Острота слуха: а) норма, б) снижена

9. Нервно-психическое развитие:

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

а) норма, б) отклонение

10. Психомоторная сфера и поведение:

а) норма, б) отклонение

11. Интеллектуальное развитие:

а) норма, б) отклонение

12. Выявление невротических расстройств (анкета):

а) нет риска, б) риск развития

13. Число заболеваний в год

5. Психофизиологические и психосоциальные показатели:

1. Желание учиться в школе:

высокий уровень- ребенок хочет идти в школу;

средний уровень- особого желания идти в школу нет;

низкий уровень- идти в школу не хочет.

2. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их)

Высокий уровень- стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойств окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях

Средний уровень- стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства

Низкий уровень- стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств

3. Учебная мотивация:

Высокий уровень- осознает возможность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

Средний уровень- собственные цели учения не осознаются1, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить со сверстниками в школу, носить школьную форму и.т.д.;

Низкий уровень- цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

4. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

Высокий уровень- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

Средний уровень- контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

Низкий уровень- трудно контактирует со всеми окружающими его людьми, неадекватен в понимание и реагирование ситуации.

5. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).

высокий уровень - правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие развития при сравнении, обнаруживает закономерные связ;

средний уровень - задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;

низкий уровень - выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого,

может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания, при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обобщающая помощь, воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

6. Планирование (возможность организовать сувою деятельность в соответствии с её целью):

 высокий уровень - действия ребёнка полностью соответствуют содержанию цели;

 средний уровень – действия ребёнка частично соответствуют содержанию цели;

низкий уровень – действия ребёнка не соответствуют цели и др.

6. Рекомендации медицинских работников.

7. Рекомендации психолога.

8. Рекомендации педагогов.

Литература:

1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. – Екатеринбург, 2001.

2. Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Институт социальной работы, 1996.

3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

4. Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, Шевченко С.Г. «Дети с задержкой психического развития», М., «Школьная Пресса», 2004г.

5. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/

  1. Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
  2. Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Savethechildren") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov
  3. http://мгппу.рф/projectpages/index/35
  4. ://www.inclusive-edu.ru/materials/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения детей "группы риска"

В публикации представлены материала разработанные специалистами ГБОУ Школы № 2000. Предложены критерии и обоснования выделения детей "группы риска" и планирование профилактической и коррекционной рабо...

Учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов"

Тетрадь-помощница предназначена для учащихся 2-4 классов, которые испытывают трудности в овладении навыком письма. Данные тетради использую в работе с учащимися в группах по коррекции чтения и письма....

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации

Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...

Методическое сопровождение учителя начальных классов в условиях дистанционного обучения.

В данной статье рассматривается опыт обучения в дистанционном формате в начальной школе. Предложены некоторые рекомендации педагогам и родителям для улучшения совместной работы и взаимодействия в онла...