Педагогическая поэма (по А.С. Макаренко)
проект по теме
Проект по профилактике и преодолению негативного поведения подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_pedagogicheskaya_poema.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект профилактики и преодоления негативного поведения подростков
«Психолого-педагогическая поэма»
(по А.С. Макаренко)
- А что, мы тебе держиморды околоточные?
А что, мы тебе ландскнехты наемные?
Хватит!
(«Республика ШКИД»)
В условиях продолжающихся (непрекращающихся) перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, падение уровня жизни многих людей, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, сложная криминальная обстановка, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр.
При этом наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности. Всё чаще среди подростков наблюдается поведение, направленное на демонстрацию и утверждение своей власти над кем-то или чем-то. У педагогов возникают вопросы: "Как помочь такому ребенку? Как вести себя с ним? Какие условия обеспечили бы эффективность профилактики трудностей в поведении ребенка?" Для ответа на эти вопросы прежде всего необходимо знать причины негативного поведения. Одной из таких причин (или конкретнее – целей негативного поведения) является мотив власти, который занимает место в числе ведущих мотивов в их иерархии. При этом отрицательным моментом в данной ситуации является стремление человека господствовать и влиять на других людей, но без собственной потребности к саморазвитию или удовлетворению своих познавательных интересов.
Современная социальная ситуация и, школьная в частности, настолько многогранна и неотчетлива, что требует от подростков высокого уровня специальных умений и навыков, без которых жизнедеятельность подрастающего человека в школьном социуме невозможна. В связи с чем, остро встает проблема о межличностном взаимодействии и выстраиванию собственной траектории сосуществования в школьном подростковом пространстве. Успешность ребенка напрямую зависит от осведомленности его в социальных и межличностных вопросах, умению видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом в профилактике и преодолении негативного поведения, является уровень сформированности и представленности управленческой способности, которая позволит подростку стать руководителем собственной переориентации с негативных отклонений в потребности влияния на других людей в направлении формирования мотивов саморазвития и самореализации. Данные мотивы могут показать подростку важность и возможности развития и самосовершенствования.
Проблема развития управленческой способности подростка представляется актуальной, так как многочисленные исследования, проводимые в данной области, затрагивают лишь организаторские способности взрослых людей или аспекты профессиональной деятельности. Существующие в настоящее время способы повышения управленческих способностей (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не учитывают интересы и склонности подростков, особенности их возраста, так как не ориентированы на данную аудиторию. Тренинговые занятия для подростков по проблемам лидерства зачастую носят фрагментарный характер, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон управленческой способности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные затраты.
Если рассматривать управленческую способность как реализованную возможность подростка в совершенствовании себя в своем социально-психологическом пространстве в целом, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, а также развивать управленческие способности. Именно данный момент становится значимым в процессе формирования управленческой способности подростка через воспитывающую среду. Результатом реального эффективного взаимодействия школы и подростка может стать новый уровень его управленческой способности как фактора профилактики и преодоления негативного поведения. В таком случае школа имеет шансы выполнить специальный заказ государства – «формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать».
Указанное выше позволяет сформулировать проблему проекта, состоящую в выявлении механизмов профилактики и преодоления негативного поведения подростков, определении психолого-педагогических условий, способствующих предупреждению данного феномена, организации работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по профилактике негативного поведения подростков. Решение данной проблемы и составляет цель проекта.
Объектом проекта стала профилактика негативного поведения подростков в условиях современной общеобразовательной школы.
Предмет проекта - формы и способы профилактики негативного поведения подростков в условиях современной общеобразовательной школы.
Задачи проекта:
1) разработать некоторые аспекты модели процесса профилактики негативного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы;
4) определить формы и средства повышения эффективности преодоления негативного поведения подростков, спроецировать и реализовать соответствующий механизм педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе школы.
Содержание проекта
Работа по развитию управленческой способности подростков может быть ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подходы.
Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности подростков требуется:
а) культивирование собственной позиции подростка в различных ситуациях;
б) постановка подростка в ситуации выбора;
в) обращение к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
г) ориентация на особенности возрастного развития подростка.
Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося. Диалогическое взаимодействие предполагает отношения равноправия и взаимного признание субъектов. Диалогическое взаимодействие является признаком профилактики негативного поведения, и в то же время является условием формирования управленческой способности. Организаторские умения и навыки формируются в непосредственном опыте подростка. Для управленческой способности для подростка важен опыт активного социального взаимодействия.
Поэтому было выделен ряд задач развития управленческой способности подростков в образовательном процессе:
·организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
·предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
·систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
·обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этой способностью как механизмом развития самосознания.
На мой взгляд, эти задачи можно решить не только во внеурочное время, но и на уроке.
В результате анализа психолого-педагогической литературы считаю необходимым остановиться на трех педагогических технологиях, которые решают (на мой взгляд) проблемы развития управленческой способности подростков наиболее оптимально. Это групповые, проектные и игровые технологии.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
.Групповые технологии.
Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития управленческой способности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у подростков необходимые навыки социального взаимодействия, умение руководить коллективом сверстников и в то же время удовлетворять потребность в саморазвитии и совершенствовании.
Формирование управленческой способности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности подростка. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений. Под групповой работой понимается взаимодействие подростков в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых группах.
Первое условие вовлечения подростков в групповую деятельность - установление позитивной взаимосвязи между членами группы.
Вторым базовым условием является необходимость индивидуального вклада в результат общения.
Третьим базовым условием является оптимизация непосредственного взаимодействия подростков, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения деловых и межличностных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
Четвёртое обязательное условие успешности групповой работы - наличие достаточно развитых социальных умений и навыков.
Пятое условие связано с необходимостью рефлексии группового процесса, то есть с процессом анализа и оценки событий, имевших место в групповой учебной работе.
Особая роль в формировании управленческой способности уделяется рефлексии. Именно подросток, в отличие от младшего школьника, может отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана, по Л.С. Выготскому, с новым этапом развития самосознания ребенка. В целом рефлексия в подростковом возрасте - это анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?» Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Таким образом, одним из основных этапов успешного процесса профилактики негативного поведения можно считать самоанализ подростка и педагога во время взаимодействия. Процесс рефлексии снимает недовольство друг другом в процессе общения, как между подростками, так и между учеником и учителем, способствует развитию толерантности.
Основная форма рефлексии предполагает:
- припоминание определенной ситуации и вычленение в ней отдельных элементов;
- рассмотрение содержания творческой деятельности и определение его границ;
выявление способ деятельности;
- выявление имеющихся или назревающих противоречий;
- формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответов на них;
- нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме;
- формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации, выработка алгоритма внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;
- выработка обобщенного способа или образца внутренней деятельности;
- припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;
- припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации, представление эмоциональных состояний в виде образных аналогов, выстраивание их в определенной последовательности;
- создание целостного эмоционально окрашенного образа ситуации;
- выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях, возникновение которых возможно в будущем.
При этом очень важно, чтобы педагог или психолог соблюдал следующие правила профилактики и преодоления негативного поведения подростков:
- в общении с подростками признавать права каждого на собственное мнение и собственные убеждения;
- безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;
- сопереживать успехам и неудачам;
- постоянно развивать собственную наблюдательность;
- признавать и подчеркивать уникальность каждого;
- придерживаться сотрудничества в отношениях.
Таким образом, самопознание является необходимым аспектом при профилактике негативного поведения подростков, который направлен к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.
Групповая работа в процессе преодоления негативного поведения максимально способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Специально организованная групповая деятельность способствует развитию управленческой способности, а именно развитию таких показателей, как ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация межличностного общения и эмпатия по отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.
Проектные технологии.
Проектная деятельность подростков на сегодняшний день является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию организаторских способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе процесса общения, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель организации проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых подростки:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и жизненных задач;
приобретают организаторские и коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения;
развивают системное мышление.
Таким образом, основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта подростков и их представлений о мире. Другими словами, каждый подросток должен иметь возможность реальной организации собственной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
Исходные позиции проектной формы профилактики негативного поведения:
) в центре внимания - подросток, содействие развитию его организаторских способностей;
) преодоление негативного поведения строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для подростка, что повышает его мотивацию в саморазвитии;
) индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого подростка на более высокий уровень развития;
) комплексный подход к организации подростком собственной деятельности способствует сбалансированному развитию основных аспектов управленческой способности;
) глубокое, осознанное усвоение предполагаемых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях управления.
Таким образом, суть проектной технологии профилактики негативного поведения состоит в том, что подросток при формировании управленческой способности постигает реальные процессы, объекты и т.д., проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую подростки выполняют в течение определенного отрезка времени. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль подростков в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность поисковых и проблемных методов, творческих по самой своей сути. Результат - если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии не только управленческой способности подростка, но также и повышения уровня развития потребности в саморазвитии и самореализации.
Метод проектов является фундаментом построения абсолютно новой траектории преодоления негативного поведения, которая связана с реальной социальной ситуацией в современном обществе, тем самым обеспечивает приближенность получаемых результатов к требуемым для успешного формирования управленческой способности подростков.
Воспитание дисциплины в проектной деятельности формирует также умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Ответственность является основой для развития социальной компетентности. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в профилактике негативного поведения подростков.
Игровые технологии.
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики». К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Воспитательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования способностей. В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение и эффективная форма развития управленческой способности, это условие, способствующее эффективному оцениванию степени развития данных способностей в личности. На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления. Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п.
Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
. По времени проведения: - без ограничения времени; - с ограничением времени; - игры, проходящие в реальное время; - игры, где время сжато.
. По оценке деятельности: - балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; - оценка того, кто как работал, отсутствует.
. По конечному результату: - жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; - свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
. По конечной цели: - обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; - констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; - поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
. По методологии проведения: луночные игры - любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);
имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» - для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» - для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
Опираясь на вышеизложенное, задается представление о многообразии игр и их результативности. Так же понимаем, что игра не может подходить под один описанный критерий, она полифункциональна и может рассматривать широкий спектр в зависимости от сценария.
Таким образом, деловая игра, является эффективным средством для развития управленческой способности подростков, также она выполняет функцию профессионального самоопределения и является мощным средством по сплочению отношений школьников.
Анализируя школьное пространство с развивающей позиции, я понимаю, что решение этих задач для подростка, остаётся как бы в стороне, и он повышает свою управленческую способность в этих вопросах за рамками школы (друзья, взрослые, значимые люди и т.д.) А ведь именно в подростковом возрасте происходит начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.
Управленческая способность - это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе формирования данной способности и профилактике негативного поведения важно использовать следующее:
·мотивация организации управленческой деятельности,
·создание ситуации успеха,
·создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,
·организация положительных эмоций в общении «учитель - ученик», «ученик – ученик», «ученик – коллектив»,
·организация самоанализа собственной деятельности.
Задача профилактики негативного поведения - использование коллективных способов формирования управленческой способности подростков, создание разнообразных условий для расширения предметного общения в преодолении трудностей в поведении.
На мой взгляд, переориентирование мотива власти в потребность саморазвития у подростков становится успешным когда:
развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации собственной деятельности, решения задач по выбору;
во внеклассной работе реализуется привитие духовно-нравственных ценностей через конкурсы сочинений, проекты, другие виды внеклассной деятельности;
одной из важнейших составляющих управленческой способности подростков, в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.
Литература
1.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2010.
2.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М., 2004. Т. 5. С. 24
3.Зимняя И. А., Морозова Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания. - Ярославль: Современные концепции воспитания, 2010. - С. 171.
4.Иванова С. П. Развитие социальных умений «трудных» подростков в процессе кооперативно-структурированной учебной деятельности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 2. - С. 64-69.
5.Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - С. 84-89.
6.Михайлина М. Ю. Социально-психологические параметры формирования подростковой агрессивности // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2014.
7.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 2009.
8.Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников. - М., 2013. Ч. 1.
9.Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011.
10.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2014.
11.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной М., 2014. С. 77.
12.Титаренко Т.М. Нужна ли психологическая помощь личности в кризисных жизненных ситуациях // Журнал практического психолога. 2009. № 1. С. 103-112.
13.Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность педагогического кредо Макаренко А.С.
Актуальность педагогического кредо Макаренко А.С....
"Деятельностный подход в педагогической системе А.С. Макаренко и современное изучение иностранных языков"
Основная задача современного образования - не просто вооружить выпускников фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Реализации этого в полной мере ...
Конкурс « Учитель года -17». ЭССЕ «Моя педагогическая поэма»
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА -2017» Кредо учителя :Камиллекнең чиге юк...
Диплом за участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников к 130-летию рождения А.С. Макаренко
Диплом за участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников к 130-летию рождения А.С. Макаренко...
Презентация к книге А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
Если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив. - Антон МакаренкоПрезентация доступна на google платформе:https://docs.google.com/presentation/d/14plFg7ZIR...
А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"...
Статья по теме: "Изучение последствий гражданской войны в России на уроках истории на основе произведения А.С.Макаренко "Педагогическая поэма"
Авторская статья написана с целью подготовки к проведению уроков истории России по темам "Гражданская война" и "Революция в России"....