профилактика правонарушений и девиантного поведения подростков
консультация на тему

Рыбаков Александр Николаевич

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

                     

                                             

 «Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей»

     

    Подготовил: 

социальный педагог
МБОУ ССОШ № 2
Рыбаков А.Н.

п. Сосновское

2014 год.

Цель: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи: - организация и совершенствование внеурочной деятельности,

направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия, посещения кружков и секций;

              - создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и

               утверждении среди сверстников, через вовлечение во внеурочную

               деятельность.

   Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-значимой и творческой активности, воспитание в них высоких нравственных качеств; патриотизма и гражданственности – декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ».

  Социальные и экономические проблемы в российском обществе способствовали росту численности безнадзорных детей; увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

  Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлечение детей во внеурочную деятельность, кружки и секции. Для этого необходимо:

1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающим в учёбе.

2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей.

3. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

4. Вовлечение в различные виды положительно – активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней.

  Также для предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила. Каждый поступок  и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели следует обратить внимание на следующее:

 1. Следует научить ребёнка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному школой, отклонений от которого нельзя допускать. Поначалу ребёнок может сильно сопротивляться, но рано или поздно выполнение режима войдёт у него в привычку, и он начнет выполнять всё в нужное время сам.

 2. Все вещи должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.

 3. Не следует проходить мимо плохого поведения и какого бы то ни было беспорядка, но делать это надо уверенно и настойчиво.

 4. Использовать различные приёмы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.

Правильная организация работы кружка или секции позволит достичь всех этих пунктов.

 Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручаются ребёнку задания в соответствии с его способностями; создаются педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества; беседы; можно заключить своего рода договор с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение. Такой подход необходим любому ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научит управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны. Поэтому при закреплении за ребенком особого вида деятельности, поручения дел необходимо учитывать его индивидуальные способности.

Отношения педагогов с детьми должно основываться на уважении к личности и доверии. Практика показывает, что если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе. Но умение педагогов ставить себя на место ученика, иметь верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.

  В работе с девиантными подростками необходимо соблюдать принцип диалогизации, когда позиция взрослого и подростка считается равноправным. Каждому педагогу необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, по профилактике правонарушений, девиантного поведения у воспитанников через вовлечение их во внеурочную деятельность была успешной, необходимо выработать:

  • позитивный настрой,
  • доверительное взаимодействие,
  • последовательность во взаимоотношениях,
  • опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения,
  • разумный компромисс,
  • индивидуальный подход,
  • системность.

Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.

Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадёт под влияние негативных норм и образов поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...

Профилактика правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних средствами вальдорфской педагогики

В статье обзорно рассматриваются традиционные формы работы с учащимися вальдорфских школ, их положительное влияние на поведение школьников...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...