Адаптация первоклассников
методическая разработка на тему
В материале указаны основные этапы - адаптации ребенка к школе, особое внимание уделено специфики проводимых занятий, а также составлена психолого-медико социальная карта учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 15.95 КБ |
prilozhenie.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников
Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”. Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
У нас в школе адаптационный период построен следующим образом.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается с 1 марта.
Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью:
• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезную информацию по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и специалистов, которые будут работать с будущими первоклассниками.
В цикл первого этапа входит:
• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• физкультурные занятия (в тренажерном и спортивном залах);
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.
Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).
Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни.
Второй этап – адаптация детей в школе.
Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.
Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.
В рамках данного этапа:
1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками,
имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.
Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:
• агрессивность;
• самооценка;
• тревожность.
2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена педагогическим советом школы психолого-медико-социальная карта сопровождения учащихся
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ
карта
помощи учащегося № _____
Ф.И.О. ______________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Класс_______________________________________________
Кл. руководитель_____________________________________
Домашний адрес: _____________________________________
телефон _____________________________________________
Сведения о родителях: мать: _________________________________________________
Место работы _____________________________ должность ______________________
Отец: _____________________________________________________________________
Место работы _____________________________ должность_______________________
Статус семьи (полная, неполная, мать-одиночка, опекуны и т.д.)___________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Условия проживания _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Воспитание до учреждения образования________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата поступления в школу:___________________________________________________
Переведен (когда, куда): _____________________________________________________
Выбыл (куда, когда): ________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности раннего развития________________________________________________
__________________________________________________________________________
Наблюдение у специалистов, «Д»-учет ________________________________________
Проблемы, связанные с учреждением образования ______________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тип нервной системы: ______________________________________________________
За прошедший период прошли следующие изменения: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта заведена: _________________________________
Карта снята с учета: _____________________________
Сфера развития ребенка
Низкие показатели сформированности качеств | Низкий | Средний | Высокий | Высокие показатели сформированности качеств | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
Психолого-педагогическая сфера | ||||||||||||||
Низкая учебная мотивация, дезадаптация | Учебная мотивация преобладает | |||||||||||||
Высокая утомляемость, низкая работоспособность | Высокая работоспособность, низкая утомляемость | |||||||||||||
Невнимателен, неусидчив, часто отвлекается | Внимателен, усидчив, не отвлекается | |||||||||||||
Обидчив, плаксив, тревожен, неуравновешен, часты смены настроения или преобладает негативное настроение, агрессивность | Уравновешен, спокоен, преобладает положительное эмоциональное настроение, дружелюбен | |||||||||||||
Расторможенность или заторможенность | Уравновешенность процессов торможения и возбуждения | |||||||||||||
С неохотой выполняет привычные действия и осваивает новые | Проявляет творческое отношение к общему способу решения задач, выходит за рамки изучаемого материала | |||||||||||||
Социальная сфера | ||||||||||||||
Пассивен не принимает участия в мероприятиях | Активен в жизни класса и школы | |||||||||||||
Нет контакта с учителями, конфликтен | Положительные взаимоотношения с учителем | |||||||||||||
Отверженный, не принят коллективом сверстников | Обладает лидерскими качествами, принят коллективом сверстников | |||||||||||||
Недостаточное родительское воспитание | Доверительные отношения в семье | |||||||||||||
Низкая занятость во внеурочное время | Высокая занятость во внеурочное время | |||||||||||||
Медицинская и физическая сферы | ||||||||||||||
Соматически ослаблен | Практически здоров | |||||||||||||
Часто болел за прошедший год | За истекший год не болел | |||||||||||||
Низкий уровень физического развития | Высокий уровень физического развития | |||||||||||||
Низкая занятость участия в спортивных мероприятиях, секциях | Высокая занятость участия в спортивных мероприятиях, секциях |
Индивидуальная работа с учащимся.
1 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
Индивидуальная работа с учащимся.
2 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
Индивидуальная работа с учащимся.
3 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
справка по итогам адаптации первоклассников
материал полезен для начинающих заместителей по УВР...
Проблемы адаптации первоклассников
Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....
Адаптация первоклассников к школе
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...