Адаптация первоклассников
методическая разработка на тему
В материале указаны основные этапы - адаптации ребенка к школе, особое внимание уделено специфики проводимых занятий, а также составлена психолого-медико социальная карта учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.95 КБ |
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников
Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать “настоящими школьниками”. Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности. Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.
У нас в школе адаптационный период построен следующим образом.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Первый этап – поступление ребенка в школу.
Он начинается с 1 марта.
Занятия с будущими первоклассниками проводятся с целью:
• сокращения адаптационного периода детей;
• создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения родителям полезную информацию по организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
• групповая и индивидуальная консультация педагогов и специалистов, которые будут работать с будущими первоклассниками.
В цикл первого этапа входит:
• знакомство детей со школой и ее территорией (экскурсия);
• знакомство с учителями и специалистами через занятия;
• развитие мелкой и крупной моторики (специальные занятия и упражнения);
• физкультурные занятия (в тренажерном и спортивном залах);
• развитие интеллектуальных способностей;
• сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей.
Во время занятий детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания подбираются в соответствии с возрастными интересами (игра, рисование, лепка).
Занятия строятся на сочетании индивидуальных и групповых приемов. Индивидуальное собеседование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое – определить уровень готовности ребенка принять нормы и правила школьной жизни.
Второй этап – адаптация детей в школе.
Без преувеличения мы можем этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.
Этот этап начинается 1 сентября и заканчивается 1 января.
В рамках данного этапа:
1. Организовываем педагогическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Эти игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
2. Организовываем методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе наблюдения за детьми в первые недели обучения.
3. Консультируем и просвещаем родителей первоклассников, знакомим взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками,
имеющими повышенный, высокий уровни тревожности.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса.
Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
1. Организовываем групповую психо-коррекционную работу со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. При мониторинге психического здоровья отслеживаем наиболее значимые признаки, влияющие на отклонение поведения:
• агрессивность;
• самооценка;
• тревожность.
2. Просвещаем и консультируем педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
3. Назначаем индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
С целью отслеживания динамики роста учащихся разработана и утверждена педагогическим советом школы психолого-медико-социальная карта сопровождения учащихся
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ
карта
помощи учащегося № _____
Ф.И.О. ______________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Класс_______________________________________________
Кл. руководитель_____________________________________
Домашний адрес: _____________________________________
телефон _____________________________________________
Сведения о родителях: мать: _________________________________________________
Место работы _____________________________ должность ______________________
Отец: _____________________________________________________________________
Место работы _____________________________ должность_______________________
Статус семьи (полная, неполная, мать-одиночка, опекуны и т.д.)___________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Условия проживания _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Воспитание до учреждения образования________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата поступления в школу:___________________________________________________
Переведен (когда, куда): _____________________________________________________
Выбыл (куда, когда): ________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности раннего развития________________________________________________
__________________________________________________________________________
Наблюдение у специалистов, «Д»-учет ________________________________________
Проблемы, связанные с учреждением образования ______________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Тип нервной системы: ______________________________________________________
За прошедший период прошли следующие изменения: __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта заведена: _________________________________
Карта снята с учета: _____________________________
Сфера развития ребенка
Низкие показатели сформированности качеств | Низкий | Средний | Высокий | Высокие показатели сформированности качеств | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
Психолого-педагогическая сфера | ||||||||||||||
Низкая учебная мотивация, дезадаптация | Учебная мотивация преобладает | |||||||||||||
Высокая утомляемость, низкая работоспособность | Высокая работоспособность, низкая утомляемость | |||||||||||||
Невнимателен, неусидчив, часто отвлекается | Внимателен, усидчив, не отвлекается | |||||||||||||
Обидчив, плаксив, тревожен, неуравновешен, часты смены настроения или преобладает негативное настроение, агрессивность | Уравновешен, спокоен, преобладает положительное эмоциональное настроение, дружелюбен | |||||||||||||
Расторможенность или заторможенность | Уравновешенность процессов торможения и возбуждения | |||||||||||||
С неохотой выполняет привычные действия и осваивает новые | Проявляет творческое отношение к общему способу решения задач, выходит за рамки изучаемого материала | |||||||||||||
Социальная сфера | ||||||||||||||
Пассивен не принимает участия в мероприятиях | Активен в жизни класса и школы | |||||||||||||
Нет контакта с учителями, конфликтен | Положительные взаимоотношения с учителем | |||||||||||||
Отверженный, не принят коллективом сверстников | Обладает лидерскими качествами, принят коллективом сверстников | |||||||||||||
Недостаточное родительское воспитание | Доверительные отношения в семье | |||||||||||||
Низкая занятость во внеурочное время | Высокая занятость во внеурочное время | |||||||||||||
Медицинская и физическая сферы | ||||||||||||||
Соматически ослаблен | Практически здоров | |||||||||||||
Часто болел за прошедший год | За истекший год не болел | |||||||||||||
Низкий уровень физического развития | Высокий уровень физического развития | |||||||||||||
Низкая занятость участия в спортивных мероприятиях, секциях | Высокая занятость участия в спортивных мероприятиях, секциях |
Индивидуальная работа с учащимся.
1 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
Индивидуальная работа с учащимся.
2 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
Индивидуальная работа с учащимся.
3 класс
Психологические данные
Интеллектуальные особенности: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные характеристики: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интересы, представления о будущем: _______________________________________________________________________________________
Коррекционные занятия (индивидуальная работа): ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная ситуация развития:
Совместные занятия дома с ребенком______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения в семье _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Тип семейного воспитания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Медицинские данные:
Рекомендовано:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основании ПМС заключения рекомендовано: _________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации педагогу: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________Подпись_______________________________________________________________________________Подпись__________________
Рекомендации родителям: ______________________________________________________________
________________________________________________________________ Подпись ______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись_______________
________________________________________________________________Подпись _______________
_________________________________________________________________Подпись______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации первоклассников
Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-36301-1442390185.jpg)
Адаптация первоклассников к школе
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-42514-1383992903.jpg)
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/23/picture-1404643-1679562041.jpg)
Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...