Семинар "Наркотическая зависимость несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия"
материал по теме

Курангышева Марина Алексеевна

Организация антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними является одной из основных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад семинара183 КБ
Office presentation icon презентация к семинару311 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы профилактики рискованного поведения среди несовершеннолетних детей и подростков.

Организация антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними является одной из основных задач. Но если работа организована неправильно, то она способна причинить непоправимый вред тем, для кого она проводилась. Профилактику  рассматривают как комплексный последовательный систематический процесс, направленный на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека и формированию у него сознательного отношения к собственному здоровью. Основу профилактических программ, построенных на стратегии развития жизненно необходимых навыков и ценностей, составляет формирование ценностных установок и повышение личной уверенности. В широком смысле профилактика ставит своей целью повышение качества жизни и сохранение здоровья человека.

Принципы построения профилактических программ для подростков и молодежи:

1. Профилактические программы должны иметь конструктивно-позитивный характер, т.е.  ориентироваться не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.

2. Профилактические программы должны быть комплексными, что предполагает последовательную работу на разных уровнях решения проблемы - медицинском, психологическом, личностном, социальном, бытовом, правовом. На каждом уровне в программу должны вовлекаться сами подростки и молодежь, ее ближайшее окружение и лица, предоставляющие услуги.

3. Профилактические программы должны работать на опережение. Большей результативности они достигают при фокусировании значительных усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденций, а не на борьбе с их последствиями.

4. Каждое мероприятие, проводимое в рамках профилактических программ, должно быть своевременным. Эффективность мероприятия будет высокой, если оно приурочено к каким-либо определенным датам или значимым для данной группы молодежи событиям.

5. Все компоненты профилактических программ должны быть доступны для той группы молодежи, на которую программа рассчитана. Это в равной мере относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных
материалов, прохождения обследования, получения необходимой консультации у специалиста, обсуждения проблемы с заинтересованными лицами.

6. Все компоненты профилактических программ должны дополнять друг друга. Активное информационное воздействие дополняется возможностью получения адекватных услуг, формирование мотивации к отказу от рискованного поведения.

Основные стратегии воздействия, используемые в профилактических программах для подростков и молодежи:

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, предполагает системное воздействие на человека. При всех благих целях, провозглашаемых разработчиками программ, необходимо помнить, что любое воздействие должно предоставлять возможность выбора, тем самым обеспечивая соблюдение прав человека.

В основе воздействия на человека лежат несколько стратегий:

  • использование фактора страха
  • отвлечение внимания
  • повышение информированности
  • убеждение
  • формирование позитивных навыков.

Независимо от того, в каком сочетании и последовательности применяются эти способы, результирующий вектор всех стратегий воздействия направлен на изменение отношения, мотивации и поведения.

Виды стратегий воздействия

Информационные стратегии. В основе информационных стратегий лежит предоставление целевой аудитории актуальной, достоверной и всеобъемлющей информации по проблеме. Информационное воздействие в большинстве случаев сочетается с другими стратегиями, что позволяет существенно расширить каналы донесения информации и повышает эффективность

профилактической работы. При разработке информационных стратегий необходимо учитывать специфику информационного воздействия.

_ Использование фактора страха должно быть минимальным и рационально обоснованным.

Сознание человека довольно быстро адаптируется к часто повторяемым "страшилкам", переставая воспринимать их как реальную угрозу. Кроме того, человеческий мозг, защищаясь от агрессивного напора внешних раздражителей, включает защитные механизмы, которые позволяют абстрагироваться от нежелательной информации. В результате те, кому предназначена информации, могут остаться равнодушными и перестанут адекватно реагировать на устрашающие факты.

_ Информация должна быть адресной, рассчитанной на конкретного потребителя. Сообщения, рассчитанные на всех, никогда не достигнут желаемого эффекта. При передаче информации важно понимать, что говоришь, кому, зачем и почему именно сейчас.

_ Информация должна соответствовать возможностям ее восприятия целевой аудиторией. При превышении предела информационного запроса передаваемые сообщения могут вызвать неадекватный интерес, потребность проверить сказанное на практике или наоборот - обесценить и упростить проблему. В каждом из этих случаев желаемый результат информационного воздействия не достигается.

Стратегия развития жизненно необходимых навыков и ценностей. В основе этой стратегии лежат формирование ценностных установок, развитие жизненных навыков и повышение личной уверенности. Необходимость применения стратегии обусловлена недостаточным развитием у молодых людей навыков общения, неагрессивного отстаивания своих позиций, мирного разрешения конфликтных ситуаций, отказа от рискованных предложений.

Стратегия ценностной альтернативы предполагает демонстрацию молодежи новых моделей поведения взамен ранее практиковавшихся. В основе стратегии лежит формирование мотивации к изменению поведения на основе полученной аргументации в пользу новых моделей оведения.

Стратегия включения социальных сетей. В основе данной стратегии лежит привлечение к системному воздействию на молодых людей представителей значимого для них окружения: педагогов, родителей, сверстников, кумиров, других авторитетных для конкретной целевой группы лиц. Использование этих ресурсов дает возможность персонифицировать профилактическую работу и существенно расширить ее потенциал.

Стратегия (модель) изменения поведения. Эта стратегия является комбинацией элементов различных, в том числе и вышеперечисленных, стратегий.

Схема 1. Этапы изменения поведения человека*.

<>* Стратегию изменения поведения разработали американские психологи Джеймс Прочаска и Карло Ди Клементе. Сейчас ее принципы используются в трансформированном виде в самых разных областях деятельности, требующих изменения отношения или поведения людей

 I этап. Преднамерение. Человек не знает о существовании проблемы или не считает ее значимой для себя лично. Он открыт для информации, но пассивен в ее поиске и потому не готов к изменениям.

На данном этапе профилактическую работу необходимо направлять на оказание максимального информационного воздействия: привлечь внимание к проблеме, привести к осознанию собственного риска. Возможные формы работы: акции, информационные занятия, индивидуальные беседы.

II этап. Одобрение. На этой стадии человек признает значимость проблемы лично для себя. Он готов получать новую информацию, обсуждать проблему с авторитетным для него окружением, но не предпринимает для этого каких-либо усилий.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на расширение информационного воздействия и формирование мотиваций к изменению поведения. Необходима конкретная информация о степени риска, убедительные аргументы в пользу изменения привычного поведения. Возможные формы работы: предоставление информационных материалов, индивидуальные и групповые беседы.

III этап. Намерение. Человек осознает необходимость изменения поведения, обдумывает возможные варианты действий и условия, необходимые для изменения. Намеревается проконсультироваться с лицами, компетентными в данной проблеме. Готов предпринять конкретные усилия для изменения поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на обеспечение возможности доступа к информационным и консультативным услугам. Необходимо обучать новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помогать изменять привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций. Возможные формы работы: ролевые игры, индивидуальные и групповые беседы, консультирование, телефон доверия.

IV этап. Практика. Человек пытается реализовать принятые решения по изменению поведения, обсуждает проблему со значимым окружением, консультируется со специалистами. Стремится получить дополнительную информацию. Отказывается от практиковавшегося ранее поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на поощрение изменений в поведении и предотвращение срывов, формирование адекватных жизненных и социальных навыков. Необходима система само поддержки, взаимоподдержки, профессиональной поддержки. Возможные формы работы: тренинги принятия решений, индивидуальное консультирование, тренинги развития навыков, телефон доверия.

V этап. Поддержание. Человек получает первые результаты практикуемого нового поведения. Признает выгоду. Расширяет свои действия по закреплению нового поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на расширение поддержки со стороны авторитетного окружения, предоставление дополнительных альтернатив «старому» поведению. Необходимо помогать в достижении чувства гордости достигнутыми результатами. Возможные формы работы: консультирование, группы поддержки, семейное консультирование, тренинги развития навыков и личностного развития.

В зависимости от конечного результата в этапы изменения поведения могут быть включены также Агитация и Рецидив. В первом случае человек становится настолько убежденным сторонником практикуемого им нового поведения, что может при желании включиться в работу по его продвижению среди своих сверстников. Не исключен и второй вариант, когда отсутствие поддержки со стороны окружения или возможностей для поддержания нового поведения приводит к отказу от попыток изменения и возвращению к проблемному поведению.

Не всегда этапы изменения поведения являются звеньями последовательного процесса. Одни люди проходят все этапы, другие – только часть из них. Так, например, иногда люди меняют свое поведение, подчиняясь социальным нормам или давлению со стороны общества, а вовсе не потому, что лично считают данное поведение правильным. Однако, действуя в течение какого-то времени в соответствии с новой практикой, люди могут убедится в ее преимуществах. Это повышает их приверженность новому поведению.

Уровни профилактического воздействия.

В зависимости от характера влияния на целевые аудитории выделяют следующие уровни профилактического воздействия: личностный уровень, уровень ближайшего окружения, общественно-социальный уровень. В контексте профилактических программ среди молодежи работа на каждом из трех уровней имеет большое значение.

Личностный уровень предполагает непосредственное общение лица, осуществляющего профилактическую деятельность, с одним подростком или с их группой. Формы работы, осуществляемой на личностном уровне, включают индивидуальное консультирование, групповые тренинги, обучение по принципу «равный – равному». Работа на личностном уровне позволяет наиболее эффективно содействовать формированию у подростка активной позиции по отношению к проблеме, отработке навыков оценки потенциального риска для здоровья и ответственного поведения в определенных жизненных ситуациях.

Уровень ближайшего окружения предполагает взаимодействие со значимыми для подростков людьми, т.е. с теми, кто может оказать на них существенное влияние, - родителями, учителями, сверстниками, социальными работниками, медиками и т.д. При этом цели профилактической работы на уровне ближайшего окружения совпадают с целями работы на личностном уровне: повлиять на отношение молодежи к своему здоровью, повысить мотивацию к безопасному поведению. Задачи ближайшего окружения - создать безопасное и, при необходимости, поддерживающее жизненное пространство для подростков (то есть одобряющее и принимающее новое поведение человека, разделяющее его взгляды на безопасность и т.д.).

Формы работы на уровне ближайшего окружения могут варьировать от индивидуальных бесед и семейного консультирования до групповых мероприятий или тематических акций.

Общественно-социальный уровень воздействия предполагает формирование широкой общественной поддержки программ по изменению поведения, стимулирование профилактической деятельности различных государственных и общественных организаций, активную информационно-пропагандистскую работу средств массовой информации, вовлечение в профилактическую деятельность молодежных кумиров.

К формам работы на этом уровне могут быть отнесены массовые информационные кампании, крупные тематические акции, организационная и финансовая поддержка профилактических программ организаций, работающих с молодежью.

Формы профилактической работы.

Многообразие форм, которые применяются в профилактической работе с несовершеннолетними, можно сгруппировать в индивидуальные и групповые, различающиеся, соответственно, по числу участников, взаимодействующих между собой в процессе профилактической работы.

К индивидуальным формам работы относятся индивидуальное консультирование и информационная телефонная линия (или ее модификация - телефон доверия).

Индивидуальное консультирование - конфиденциальная беседа со специалистом для получения медицинской, психологической, юридической или социально-реабилитационной поддержки. Консультирование дает возможность обратившемуся подростку осознать свою проблему, обсудить ее со специалистом и совместно найти возможные пути решения или преодоления сложной ситуации, а также, если требуется, освоить и закрепить новые стили поведения. Индивидуальные консультации в большинстве случаев проводятся профильными специалистами.

В большинстве случаев подростки обращаются за консультированием по поводу:

  • поведения в конфликтных ситуациях, неумения общаться с агрессивной психологической средой;
  • адаптации в новом коллективе или в группе сверстников;
  • преодоления возрастных и этапных психологических кризисов;
  • устранения причин стеснительности, трудностей в общении;
  • получения информации по вопросам физиологии и способов предупреждения заболеваний.

Индивидуальное консультирование помогает обратившемуся за помощью подростку:

  • разобраться в своей жизненной ситуации;
  • принять оптимальные решения по различным жизненным проблемам;
  • изменить поведение, сделать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение;
  • найти пути решения проблем;
  • повысить самооценку.

Информационные телефонные линии. Основное предназначение таких линий - общение между людьми. Телефонная линия позволяет людям, обеспокоенным каким-либо вопросом или же просто чувствующим себя одиноко, поговорить с доброжелательно настроенным человеком, который сможет удовлетворить их потребность в информации и общении.

Для работы с подростками эффективнее использовать групповые методы. Участвуя в групповых формах, подросток учится:

  • устанавливать доверительные  отношения со сверстниками,
  • преодолевать конфликты, жизненные трудности безопасными путями,
  • чувствовать эмоциональное состояние другого человека,
    раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности,
  • действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.

Групповые методы помогают детскому коллективу:

  • создать зону эмоционального комфорта,
  • установить доверительную, дружелюбную атмосферу,
  • найти каждому свое место в группе сверстников.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.

Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности.

Интерактивные формы универсальны в профилактической работе, как с детьми, так и с родителями и педагогами.

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Лекция позволяет обеспечить целостность и логичность изложения, сжато дать информацию о проблеме. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации; невозможно развить какой-либо новый навык, умение. Необходимо помнить, что из услышанного усваивается только 5 % информации.

Беседа предполагает, что ведущий задает участникам вопросы, а не просто излагает информацию. Таким образом, свой рассказ ведущий строит на встроеноответном методе: вопрос ведущего - ответ слушателей - комментарии и корректировка ведущего. Это позволяет сделать процесс информирования преемственным опирающимся на имеющиеся знания слушателей, но изучаемому вопросу. Кроме того, комментарии ведущего позволяют удерживать внимание слушателей, тем самым процент усвоения информации при использовании этого метода повышается.

Чтение - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как преодолевать стресс, но не суметь этим методом воспользоваться. Необходимую на занятии информацию лучше размещать на карточках для индивидуальной или групповой работы.

Аудиовизуальные средства. Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание интересного материала - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Чтобы повысить степень усвоения, нужно обязательно подготовить вопросы, обсудить просмотренный фильм. Видеоматериалы (фильмы, мультфильмы) программы «Здоровое будущее детей» используются как стимул для дискуссий и упражнений.

Использование наглядных пособий. Применение наглядных пособий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для занятий могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

«Фокус-группа» -  это форма рассчитана на работу с группами. Она дает возможность исследовать мнения, настроения, установки участников, степень понимания проблемы и пути ее решения.

Результаты таких исследований важны для ведущего. Но в такой же мере они важны и для самих участников, потому что позволяют им прояснить свои мнения и суждения, их причины, а также понять других.

Дискуссия - эта форма рассчитана на работу с группами (учащиеся одного класса). Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.

Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и свое мнение они меняют более легко. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Дискуссия подразумевает руководство ведущего, принятие правил и следование определенным шагам.

Правила проведения дискуссии:

  1. Правило активности. Каждый должен участвовать, высказываться, реагировать на чужие высказывания.
  2. Правило очередности. Когда один говорит, другие слушают.
  3. Правило внимательности. Не отклоняться от темы дискуссии.

4.Правило открытости. Каждый открыто высказывает свое мнение и свои чувства.

5. Правило проблемы. Обсуждаются мнения о теме, а не об участниках.

6. Правило уважения друг к другу. Нельзя оскорбительно отзываться о ком-то, навешивать ярлыки, давать оценочные суждения.

7. Правило времени. Каждый берет на себя обязательство говорить коротко и по существу.

С правилами дискуссии знакомит ведущий. Желательно написать правила па доске или отпечатать на листе бумаги крупными буквами так, чтобы видели все участники.

Мозговой штурм - это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых, и в больших группах. Этот метод хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий. Если дискуссия отвечает на вопросы: Что происходит? Почему? Зачем?, то мозговой штурм дает возможность ответить па вопросы: Что именно делать? Как? Когда? Кто?

Цель - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Люди поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.

Ролевые игры представляют собой небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Люди меньше смущаются, когда нужно высказаться по тем или иным вопросам или выразить свои чувства от лица выдуманного героя.

Полезная сторона ролевой игры - тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо попробовать обыграть вариант покупки презервативов в аптеке или ситуацию, когда компания «друзей» уговаривает попробовать наркотик. Подготовка молодых людей к встрече с подобными ситуациями в жизни позволит им заранее обрести ряд навыков, помочь ответить отказом на реально опасное  предложение.

Обучение других - это эффективная форма обучения, позволяющая усвоить максимум знаний и навыков. Именно такая форма обучения в большей мере формирует мировоззрение и приверженности обучающегося. Обучение других - самая активная форма передачи и усвоения знаний, навыков, умений, потому что транслируется и сам механизм «передачи усвоения».

Основной возраст первого знакомства с наркотиками- 11-17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8-10 лет.

Многие взрослые опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых вопросах. Действительно, очень важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и социальной ситуации его развития. Как же строить такой непростой разговор с ребенком - разговор о наркотиках. Попробуем разобраться?

Общение с детьми 6-8 лет.

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома.

Изменяется его социальный статус – он становится сначала дошкольником, а потом школьником.

Авторитетом для него теперь является учитель, воспитатель, тренер. 

В разговоре: 

  • Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным.
  • Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть.
  • Разъясните понятие привыкания - что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за своим телом и неупотребление того, что им может повредить.

 Дети должны понимать: 

  • как отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики;
  • что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;
  • почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.

 

Общение с детьми 9-11 лет.

Психологические особенности возраста:

С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики.

Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, что наркотики могут стать причиной этих событий.

Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, как любое вещество, принятое в излишнем количестве, может быть опасным.

В это время крайне важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную группу детей.  

Более старшие дети могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем. 

Ребенок должен знать: 

  • непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотика на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки;
  • как и почему может возникать привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере наркоманами контроля над своей жизнью;
  • причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;
  • проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом.

 В разговоре: 

  • отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики, пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: «Это очень вредно!»
  • разрешите им сослаться на вас: «Моя мама убьет меня, если я выпью пива!» «Не хочу расстраивать родителей» - вот одна из главных причин отказа от употребления наркотиков, которую приводят дети этого возраста.
  • обсудите, как реклама, песенная лирика и телепередачи бомбардируют их идеями о том, что употребление наркотиков выглядит шикарно. Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно.
  • ребенок, все друзья которого употребляют наркотики, скорее всего также начнет их употреблять. Познакомьтесь с друзьями ваших детей, узнайте, где они проводят время и чем им нравится заниматься.
  • подружитесь с родителями друзей ваших детей.

Общение с подростком 12 –14 лет.

Психологические особенности возраста:

В психическом развитии подростка 12-14 лет основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно-полезной деятельностью, которая удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания ровесников подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах друзей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делают взрослые в присутствии ровесников. На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и родителями, подростком и учителями, и подросток становится «трудным».

Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда-либо.

Подростки  отличаются   большой  страстностью  и   вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость поведении. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает порой сильное влияние.

Ребенок должен знать и уметь: 

  • о  последствиях  незаконного употребления вредных веществ;
  • развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ;
  • понимать взаимосвязи между принимаемым решением и его возможными   последствиями в будущем;
  • позитивно воспринимать собственную личность;
  • понимать    важность    и    необходимость    продолжения собственного образования;
  • определять источники получения помощи и информации в случае возникновения проблем.

В разговоре: 

  • необходимо быть открытым и честным в общении с ребенком для того, чтобы он ясно понимал, что ожидают от него родители;
  • говорить ребенку о том, что обращение за помощью является признаком силы характера;
  • родители    должны    показывать    хороший    пример    собственным поведением и объяснять ребенку, каким образом они принимают решения и решают проблемы;
  • родители должны знать информацию о вредных веществах, в том числе   уличные   названия   вредных   веществ, каким   образом   их продают и каким образом их употребляют, для того чтобы самим понимать, о чем говорить с ребенком;
  • родители не должны судить, осуждать или относится к своему ребенку, как к маленькому, особенно в присутствии других ребят;
  • поощряйте в детях желание задавать вопросы, особенно вам, и научите выбирать надежные   источники информации;
  • укрепляйте в детях чувство собственного достоинства, признавая их таланты,  достижения,  успехи,  а также  положительные  личные качества.

Общение с подростком 15- 17 лет

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте дружба становится особо важным фактором для подростков, а друзья становятся источником информации для принятия иногда важных решений. Старшие подростки в большей степени способны иметь дело с абстрактными концепциями такими, как «правда» и «справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных категориях позволяет им оценить материальную стоимость употребления вредных веществ; результаты подростковой беременности; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных веществ на системы здравоохранения, реабилитации и соблюдения законодательства. Следовательно, образование в области профилактики употребления вредных веществ должно меньше быть сконцентрировано на самих вредных веществах и их употреблении, а больше  внимания надо уделять тому, каким образом употребление этих  веществ наносит урон обществу.

В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Они в состоянии  попять,  что поиск сиюминутного удовлетворения  может привести  к событиям,  которые полностью перевернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной  команды за употребление наркотиков.

Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между разными наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием.

Ребенок должен знать и уметь: 

  •   что выбор определенных   ценностей   в   настоящее   время   может   ограничить их возможности впоследствии.
  •  что употребление вредных веществ  снижает способность  иммунной   системы;
  • знать влияние употребления вредных веществ на возможность продолжения образования, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, на здоровье, на будущее потомство;
  •  должны   иметь   навыки   по   оказанию   сопротивление   влияния ровесников и понимать, почему им необходимо сказать «нет»;
  • должны уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят подражать;
  • иметь собственную шкалу моральных и этических принципов;
  • понимать  важность  их  собственного  ответственного  поведения перед обществом;
  • развивать способность преодолевать стресс;
  • развивать позитивное чувство собственного достоинства

В разговоре: 

  •    в этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака, и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных;
  •    говорить о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несистематическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям;
  •   расскажите своим детям о том, что употребление наркотиков – это «не преступление без жертвы», и добейтесь понимания того влияния, которое оказывает употребление наркотиков на общество;
  •   хвалите и поощряйте ребенка за все то, что он делает хорошо, и за правильные решения, которые он принимает. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие. 
  •   побольше общайтесь с собственным ребенком, периодически интересуйтесь тем, чем занимается ваш ребенок, о чем он думает и что он чувствует;
  •   делитесь своей  жизнью,  в том числе и  чувствами,  с  вашим ребенком;      
  •   всегда спрашивайте, где и с кем проводит время ваш ребенок;
  •   имейте    представление    о    признаках    употребления    вредных веществ, наблюдайте за своим ребенком, чтобы вовремя помочь ему;
  •     позвольте вашему дому быть контролируемым пристанищем для молодежи с вашим непосредственным позитивным и здоровым участием;
  •     помогите  вашему ребенку установить реалистичные кратко- и долгосрочные цели;
  •     реагируйте вовремя на все сообщения о  проблемах или просьбы о  сотрудничестве,   поступающие  из   школы  в  связи  с  вашим ребенком;
  •    гордитесь достижениями вашего ребенка и давайте знать вашему ребенку, что его оценивают заслуженно.

Упражнение «Что отнимают у человека наркотики?» 

Подростки предлагают свои варианты.

Н                 независимость

А                 активность

Р                 работоспособность

К                 красоту

О                 обаяние

Т                 творчество

И                 искренность

К                 коммуникабельность

И                 интеллект

Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы КО. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа, прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

 Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.

Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

Хочешь выпить?

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за  представление.

Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наркотическая зависимость несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия

Слайд 2

2007 год – 4 подростка 2013 год – 39 человек : Алкоголь – 25; Токсические вещества – 10; Наркотики – 4.

Слайд 3

Виды наркотиков: Препараты опия (натуральные – героин, кодеин, синтетические – парамидол). Гипнотики (барбитураты). Седативные (снотворные препраты). Психостимуляторы (кофеин, танин, перветин, экстази) Галлюциногены (ЛСД, фелициклидин, грибы). Не дают привыкания, но ведут к психологической зависимости. Канабинол (марихуана, план, гашиш, конопля).

Слайд 4

Этапы развития наркотической зависимости : 1 этап – первые пробы. 2 этап – употреблять нравится. 3 этап – возникают проблемы (личностные, профессиональные,сексуальные) 4 этап – употребление наркотиков становится целью.

Слайд 5

Факторы риска: Биологические ( алкоголизм и наркомания родителей, психические заболевания кого-либо, патология беременности, тяжелые хронические заболевания) Социальные (низкий материальный достаток, плохие условия проживания, неполная семья, отсутствие братьев и сестер, занятость родителей, неблагополучные семейные отношения, гипер и гипоопека, неконтролируемый доступ к деньгам, проблемы взаимоотношения в микросоциуме)

Слайд 6

Принципы построения профилактических программ: Комплексными. Работать на опережение. Своевременными. Доступными. Дополнять друг друга

Слайд 7

Основные стратегии воздействия использование фактора страха, отвлечение внимания, повышение информированности, убеждение, формирование позитивных навыков.

Слайд 8

Виды стратегий воздействия Информационные стратегии. Стратегия развития жизненно необходимых навыков и ценностей. Стратегия ценностной альтернативы. Стратегия включения социальных сетей. Стратегия (модель) изменения поведения

Слайд 9

Проблемное поведение II . Этап Одобрение 1 этап. Преднамерение III . Этап Намерение IV . Этап Практика V . Этап Поддержание Стратегия (модель) изменения поведения

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм включает:1. Совместная работа;2. Источники информации о семейном неблагополучии;3. Дополнительные источники;4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка;5. Эффективные м...

Виды семейного неблагополучия и их влияние на психологическое развитие ребёнка

Материал для выступления психолога на методическом объединении классных руководителей...

Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"

Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...

Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

Понятие семья означает  совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и  детей....

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Профилактика семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних.

Данная презентация будет полезна как педагогам, так и родителям. Семейное неблагополучие – фактор девиантного поведения несовершеннолетних. Основы личности закладываются в семье.Родителям важно ...