Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Симоненкова Наталья Викторовна

Формы и методы работы с семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Симоненкова, социальный педагог

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все изменилось в современном мире – отношения учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает практика, многие родители не готовы к новым формам общения. Методы воспитания зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь. А ведь не секрет, что создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

         Процесс гуманизации отношения общества к лицам с отклонениями в развитии в России побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой одной из самых уязвимых категорий населения. К числу таких форм относится социально-педагогическая, психологическая  поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ. 

Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна – не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ОВЗ зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. Это и падение жизненного уровня, и увеличение числа неполных семей, разводов, увеличение числа пьющих родителей, упущения в  воспитании подростков родителями.

Известный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок. И педагогический коллектив школы стремится решать проблему взаимодействия  с семьями учащихся с ОВЗ, используя в своей работе опыт предыдущих лет, вводя новые современные виды форм  сотрудничества с семьёй. Главными задачами педагогического коллектива  в этом направлении являются:

- способствование единению трёх составляющих: педагог – ребёнок - семья;  

- сплочение творческой силы заинтересованных сторон;

- всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка;

- создание условий для всестороннего развития ребенка в семье и школе;

- коррекция взаимоотношений в семье.

         Перед педагогами стоят одновременно многие вопросы. Как сделать так, чтобы не только ученик, но и родитель шёл в школу с желанием, без агрессии и страха? Как построить работу всех служб так, чтобы родитель правильно воспринимал, принимал и понимал своего ребёнка? И как подвести родителя к осознанию того, что не только семье, но и школе, в которой учится их ребёнок,  тоже нужна помощь? А выиграют от этого взаимодействия обе стороны. 

       Вся деятельность строится  по следующим направлениям:

- социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей;

- система родительского всеобуча;

- система массовых мероприятий и акций.

В школе разработана и действует программа образовательной помощи родителям школьников.

В рамках родительского всеобуча используются как традиционные формы работы: тематические родительские собрания, так и новые формы: круглые столы, родительский лекторий, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, психологические тренинги, творческие мастерские, страничка на сайте школы «Родительский всеобуч». Тематика педагогического просвещения родителей меняется каждый год и зависит от образовательных потребностей родителей, а также от актуальности выбранных тем. В проведении мероприятий по педагогическому просвещению родителей активное участие принимают специалисты Службы здоровья, созданной на базе школы (психологи, логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги), воспитатели ГПД, библиотекарь.

Одним из важнейших средств социализации ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, мы рассматриваем праздник. Одной из главных задач является привлечение детей, педагогов и родителей к подготовке праздника. В результате такого подхода появляется возможность для решения многих педагогических задач: сплачиваются дети разных возрастных групп, выявляется творческий актив школы, формируется ответственность за порученное дело, доброжелательность, терпимость друг к другу, уважение к мнению других.

Таким образом, следует отметить, что в школе накоплен положительный опыт взаимодействия педагогов с родителями  для повышения качества учебно-воспитательного процесса, помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Итогом целенаправленной работы является тот факт, что в школе сложилась стабильная, творческая группа родителей, на которую можно опираться в вопросах сотрудничества семьи и школы.

Список литературы:

Арнаутова С.П., Иванова В.П. Общение с родителями: зачем? Как?

Белопольская Н.П. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии 9практикум по парапсихологии) / Под редакцией Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М.,1987; М.,1986.

Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.

Маньшина Н.А. – Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка, Волгоград, Учитель, 2007 г.

Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М., Аркти, 2005 г.

Никитина Н. И., Глухова М. Ф. «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна

Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье  в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...

"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Организация работы  с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья        Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...

Социально-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассказывается о воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неб...