Культура и быт
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия
«Культура и быт русского народа».
(младший школьный возраст)
Составила: Ложкина Л.Н.
Педагог высшей квалификационной категории
ОГКУСО» Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
г. Братск
2015г.
Цель: - Формировать представление о традициях и обычаях русского народа.
-Разбудить интерес к историческому прошлому своего народа.
-Воспитывать гордость за его историю, культуру, принадлежность к нации.
-Работать над связной разговорной речью, интонационной выразительностью.
Активизация словаря: Чугун, ухват, портки ,утварь, зипун, хата, прялка, печь, ступка ,мазанка, горница.
Ход занятия
Хозяйка: Здравствуйте ,красны девицы,
Здравствуйте, добры молодцы
Гости званые, жданые ,желанные.
По обычаям российским – всем гостям поклон наш низкий! С добрым словом и с любовью: С хлебом солью! С хлебом
Солью!
Ведущий: Здравствуйте! Какое добросердечное это русское приветствие – пожелание здоровья, силы, добра.
Уважительное обхождение всегда ценилось на Руси .Славилась Русь своими обычаями и традициями, которые сейчас
забыты нами. Каждый народ должен хранить свою историю, культуру, язык. Каждый человек должен знать и беречь все это, чтобы передать своим потомкам.
Вот мы с вами люди русские, а можем ли мы сегодня с полной уверенностью сказать о себе?
Что мы знаем о своих предках? И сегодня на занятии нам придется доказать, что мы с вами принадлежим к русской нации.
Хозяйка: Гость на гость – хозяину радость!
Дочка: Кого почитают , того и величают!
Хозяйка: Просим в избу- нашему хозяину – почетное место!
Дочка: И вы ,гости дорогие, будьте как дома- усаживайтесь поудобнее.
Хозяйка: Чайку откушать, гармошку послушать- милости просим! А звать меня – теткой Акулиной. А это – детки мои! А это мой муж- суженый! Вы пришли сюда , в эту горницу, чтобы повеселиться, так как когда-то отдыхали в русской семье , в стародавние времена.
Хозяин: А ну-ка , мать , подавай на стол! Обедать пора!
Хозяйка: сейчас, сейчас уже все готово! Дочка, подай ухват, а то чугунок с картошкой горячий.
( ставит на стол, маленький хватает ложку и лезет в чугунок, получает по лбу)
Хозяин: Не лезь вперед батьки, постреленок! Ишь ты! А вот скажи- ка, лучше, сынок, что всему голова?
Сын: - Хлеб ,батюшка.
Отец: - Правильно, сынок! А это какой хлебушко-ржаной али пшеничный?
Сын: Ржаной ,батюшка.
Отец:-Верно. А почему ты так думаешь?
Дочка:- Матушка рожь кормит всех сплошь , а пшеничка – по выбору.
Отец: Верно, одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного не отведает. А скажите мне , дети, а коли хлеба
Не будет, что его заменит?
- Каша мать наша.
-картошка
Отец: И то верно . А что вы знаете о картошке?
Дочка: Я знаю интересную историю. Произошло это в Южной Америке много лет назад .Шел отряд испанских завоевателей, набрел на индийскую деревушку .Стали незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое съесть. Вдруг в одной хижине увидели какие-то
Клубни, очень вкусные и очень похожие на подземные грибы- тартуфоли .Долго бродили клубеньки по свету , так и угодили в нашу страну. Наши прадедушки и прабабушки назвали их – картошкой. Вкусная еда! Не зря говорят – картошка – второй хлеб!.
(дочка поддевает вилкой капусту )
Отец: Что это ты ешь?
Дочка: - капусту…..Загадки о капусте:
-Не книжка , а с листьями.
-Заплата на заплате, а иглы не бывало.
-Стоит Антипка низок, на нем 77 ризок.
Отец: Дай- ка ступку, сынок, я соль потолку, а ты, дочка покажи какую пряжу спряла!
Мать: Хороша пряжа! Молодец ,дочка! И вообще –хорошие детки у нас , отец!
Отец: Ну, вот поели. Спасибо и СЛАВА БОГУ!
Ведущий: Издавна в зимнюю пору отмечали окончание прошлого года и начало подготовки к следующему. Начинали подвозить лес,
ремонтировать избы, сараи ,вывозили из леса сено стогами.
Вот на это время и выпадали самые праздники. И нам пора гуляние начинать. А помогать хозяйке с дочкой будет наш домовой
с котом Мурлыкой. Кстати , где они?
Дети: Матушка, ни того, ни другого ни дома, ни в конюшне нет.
Мать: - Милый, милый Домовой! Хоть ты очень занятой- сделай милость- каши ,выходи , покушай , а потом мы будем тебя слушать.
Домовой: Я , дедуля озорной,
Называюсь- Домовой!
Я большой шутник, проказник.
В гости к вам пришел на праздник,
Я ценю заботы ваши, а скажи - чья лучше каша?
Дочка: Кушай, дедушка! Вот тебе и ложка деревянная. Мы обычаи старинные почитаем, заветы предков храним и выполняем.
Домовой: А что-ж тогда вы меня потеряли? Сегодня – какой день? Али не становление санного пути? Вот мы с Савраской и проложили
Первую колею .Значит с1-ой снежной дорогой тебя, сватья Акулина!
Хозяйка: Ну, спасибо ,дорогие за хлопоты. А у нас вот и гости собрались!
Домовой с котом: Неспроста , друзья , мы кланяемся вам
Прибегая к обходительным словам-
А пришли сюда мы скуку разогнать:
Мы пришли повеселиться, поиграть.
На забавы , на потехи посмотреть-
Вместе с вами хором песенки попеть.
Домовой: Между прочим, мы сегодня с Мурлыкой с утра на Савраске косички плели. Савраска –мой лучший друг ,а что вы
Можете мне о коне рассказать?
- Конь- по древнему –комонь .В жизни крестьян играл важную роль. По дедовскому поверью – покупать лошадь надо с большой оглядкой, с немалой опаской, так как Домовой- хранитель домашнего очага каждую ночь разъезжает по двору на лошади: не при
дется лошадь по душе, не жить ей на дворе.
Горе русскому хлеборобу ,если у него нет коня – пахаря во дворе!
Весной, летом, вплоть до самой поздней осени- работа коню в поле.
Хомут ,снятый с потной лошади, является в деревенской глуши лечебным средством-надеть его больного человека, как рукой хворь снимет.
Друг- конь остается верным до самой смерти.
Мурлыка: А я песню про коней знаю….(поет песню « ехали на тройке с бубенцами»- первый куплет).
Домовой; Ай, спасибо, Мурлыка ,молодец!
Мурлыка: Подумаешь ,все про коней, да лошадей! А про меня –кота- что- ни будь знаете?
Приметы: кошка моется , лижет лапу – к хорошей погоде.
-кошка к печке – мороз.
-когтями об пол – чует мышь.
-катается по половицам –тепло в дом стучится.
Дочка читает потешку: Котя, котинька, коток,
Котя- серенький лобок.
Приходи к нам ночевать
Нашу детку покачать.
Мурлыка: Я так тоже умею(поет)
Баю-баю баиньки
Купили сыну валенки
Будет наш сынок расти
Новы валенки носить
Баю-баю-баиньки, закрываем глазоньки.
Домовой: Веселит нас много раз- русский танец – перепляс!
Но березка-хоровод-больше радости дает! (исполняется хоровод «Березка»).
Хозяйка :Ну-ка ,Домовой – загадай нам загадки, проверь смекалку ,да сноровку!
Домовой: Загадки так загадки- слушайте по порядку:
.1. Полят, варят – не едят (валенки).
2.Построен хлевец для пяти овец (руковицы).
3.Побегушки бегут, ползунки ползут (лошадь и сани).
4. Не болела, а белый саван надела ( зима).
Ведущий: Как известно, раньше молодежь была мастерица петь частушки, песни
(«Во Кузнеце»- исполнение с использованием деревянных ложек.)
Хозяйка: Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь,
Говорим вам- до свиданья, до счастливых новых встреч!
Кот и Домовой: Скажем к слову, без усмешки ,вывод есть у нас один:
Что забавы и потешки заменяют витамин!
Всем , спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех-
За огнь соревнованья , обеспечивший успех!
Хозяин: Гостю- почет, хозяину-честь!
Гость доволен
,хозяин –рад!
Все: Добрый конец- делу венец!
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....