Культура и быт
классный час на тему

Ложкина Лидия Николаевна

Классный час по теме "Культура и быт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_byt.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

«Культура и быт русского народа».

(младший школьный возраст)

Составила: Ложкина Л.Н.

Педагог высшей квалификационной категории

ОГКУСО» Центр помощи детям, оставшимся без  попечения родителей».

       

г. Братск

2015г.

Цель:  - Формировать представление о традициях и обычаях русского народа.

                  -Разбудить интерес к историческому прошлому своего народа.

                    -Воспитывать гордость за его историю, культуру, принадлежность к нации.

              -Работать над связной  разговорной речью, интонационной выразительностью.  

Активизация словаря: Чугун, ухват, портки ,утварь, зипун, хата, прялка, печь, ступка ,мазанка, горница.

                     Ход занятия

Хозяйка: Здравствуйте ,красны девицы,  

                 Здравствуйте, добры молодцы

                         Гости званые, жданые ,желанные.

По  обычаям российским – всем гостям  поклон наш низкий! С добрым словом и с любовью: С хлебом солью! С хлебом

Солью!

Ведущий: Здравствуйте! Какое  добросердечное это русское приветствие – пожелание здоровья, силы, добра.

 Уважительное обхождение всегда ценилось на Руси .Славилась  Русь своими обычаями и традициями, которые сейчас

забыты нами. Каждый  народ должен хранить свою историю, культуру, язык. Каждый человек должен знать и  беречь все  это, чтобы передать  своим потомкам.

Вот мы с вами люди русские, а можем ли мы сегодня с полной уверенностью сказать о  себе?

Что мы знаем о своих предках? И сегодня на занятии нам придется доказать, что мы с вами  принадлежим к русской нации.

Хозяйка: Гость на гость – хозяину радость!

Дочка: Кого почитают , того и величают!

Хозяйка: Просим в избу- нашему хозяину – почетное  место!

Дочка: И вы ,гости дорогие, будьте как дома- усаживайтесь поудобнее.

Хозяйка: Чайку откушать, гармошку послушать- милости просим! А звать меня – теткой Акулиной. А это – детки мои! А это мой муж- суженый! Вы пришли сюда , в эту горницу, чтобы повеселиться, так как когда-то отдыхали в русской семье , в стародавние времена.

Хозяин: А ну-ка , мать , подавай на стол! Обедать пора!

Хозяйка: сейчас, сейчас уже все готово! Дочка, подай ухват, а то чугунок  с картошкой горячий.

     ( ставит на стол, маленький хватает ложку и лезет в чугунок, получает по лбу)

Хозяин: Не лезь вперед батьки, постреленок! Ишь ты! А вот скажи- ка,  лучше, сынок, что всему голова?

Сын: - Хлеб ,батюшка.

Отец: - Правильно, сынок! А это какой хлебушко-ржаной али пшеничный?

Сын: Ржаной ,батюшка.

Отец:-Верно. А почему ты так думаешь?

Дочка:- Матушка рожь кормит всех сплошь , а пшеничка – по выбору.

Отец: Верно, одним пшеничным  пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного не отведает. А скажите мне , дети, а коли хлеба

 Не будет, что его заменит?

- Каша  мать наша.

-картошка

Отец: И то верно . А что вы знаете о картошке?

Дочка: Я знаю интересную историю. Произошло это в Южной Америке  много лет назад .Шел отряд испанских  завоевателей, набрел на индийскую деревушку .Стали  незваные гости искать, чем бы поживиться, чтобы такое съесть. Вдруг в одной  хижине увидели какие-то

Клубни, очень вкусные  и очень похожие на подземные грибы- тартуфоли .Долго бродили клубеньки по свету , так и угодили в нашу страну.  Наши прадедушки и прабабушки назвали их – картошкой. Вкусная еда! Не зря говорят – картошка – второй хлеб!.

                 (дочка поддевает вилкой капусту )

Отец: Что это ты ешь?

Дочка: - капусту…..Загадки о  капусте:

                                     -Не книжка , а с листьями.

                                       -Заплата на заплате, а иглы не бывало.

                                         -Стоит Антипка низок, на нем  77 ризок.

Отец: Дай- ка ступку, сынок, я соль потолку, а ты, дочка покажи  какую пряжу спряла!

Мать: Хороша пряжа! Молодец ,дочка! И вообще –хорошие детки у нас , отец!

Отец: Ну, вот поели. Спасибо и СЛАВА БОГУ!

Ведущий: Издавна в зимнюю пору отмечали окончание прошлого года  и начало подготовки к следующему.  Начинали подвозить лес,

ремонтировать избы, сараи ,вывозили из леса сено стогами.

Вот на это время и выпадали самые праздники. И нам пора гуляние начинать. А помогать хозяйке с дочкой будет наш домовой

 с котом Мурлыкой. Кстати , где они?

Дети: Матушка, ни того, ни другого ни дома, ни в конюшне нет.

Мать: - Милый, милый Домовой! Хоть ты очень занятой- сделай милость- каши ,выходи , покушай , а потом мы будем тебя  слушать.

Домовой: Я , дедуля озорной,

                   Называюсь- Домовой!

                  Я большой шутник, проказник.

                  В гости  к вам пришел на праздник,

                 Я ценю заботы ваши, а скажи - чья лучше каша?

Дочка: Кушай, дедушка! Вот тебе и ложка деревянная. Мы  обычаи старинные почитаем, заветы предков храним и выполняем.

Домовой: А что-ж тогда вы меня потеряли? Сегодня – какой день? Али не становление санного пути? Вот мы с Савраской и проложили

Первую колею .Значит с1-ой снежной дорогой тебя, сватья Акулина!

Хозяйка: Ну, спасибо ,дорогие за хлопоты. А у нас вот и гости собрались!

Домовой с котом:  Неспроста , друзья , мы кланяемся вам

                                  Прибегая к обходительным словам-

                               А пришли сюда мы скуку  разогнать:

                                  Мы пришли повеселиться, поиграть.

                               На забавы , на потехи посмотреть-

                                  Вместе с вами хором песенки попеть.

 Домовой: Между прочим, мы сегодня с Мурлыкой с утра на  Савраске косички плели. Савраска –мой  лучший друг ,а что вы

Можете мне о коне рассказать?

 - Конь- по древнему –комонь .В жизни крестьян играл  важную роль. По дедовскому поверью – покупать лошадь надо с большой оглядкой, с немалой опаской, так  как Домовой- хранитель домашнего очага каждую ночь  разъезжает по двору на лошади: не при

дется лошадь по душе, не жить ей на дворе.

Горе русскому хлеборобу ,если у него нет коня – пахаря во дворе!

Весной, летом, вплоть до самой поздней осени- работа коню в поле.

Хомут ,снятый с потной лошади, является в деревенской глуши лечебным средством-надеть его больного человека, как рукой хворь снимет.

Друг- конь остается верным до самой смерти.

Мурлыка: А я песню про коней знаю….(поет песню « ехали на тройке с бубенцами»- первый куплет).

Домовой; Ай, спасибо, Мурлыка ,молодец!

Мурлыка:   Подумаешь ,все про  коней, да  лошадей! А про меня –кота- что- ни будь знаете?

Приметы: кошка моется , лижет лапу – к хорошей погоде.  

                   -кошка к печке – мороз.

                     -когтями об пол – чует мышь.

                    -катается по половицам –тепло в дом стучится.

Дочка читает потешку:  Котя, котинька, коток,

                                           Котя- серенький лобок.

                                            Приходи к нам ночевать

                                           Нашу детку покачать.

Мурлыка: Я так тоже  умею(поет)

                                           Баю-баю баиньки

                                           Купили сыну валенки

                                            Будет  наш сынок расти

                                            Новы валенки носить

                                        Баю-баю-баиньки, закрываем глазоньки.

Домовой: Веселит нас много раз- русский танец – перепляс!

                    Но березка-хоровод-больше радости дает! (исполняется хоровод «Березка»).

Хозяйка :Ну-ка ,Домовой – загадай нам загадки, проверь смекалку ,да сноровку!

Домовой: Загадки  так загадки- слушайте по порядку:

           .1. Полят, варят – не едят (валенки).

            2.Построен хлевец для пяти овец  (руковицы).

            3.Побегушки бегут, ползунки ползут (лошадь и сани).

            4. Не болела, а белый саван надела ( зима).

Ведущий: Как известно, раньше молодежь была мастерица петь частушки, песни

             («Во Кузнеце»- исполнение с использованием деревянных ложек.)

Хозяйка:  Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь,

                 Говорим вам- до свиданья, до счастливых новых встреч!    

Кот и Домовой: Скажем к слову, без усмешки ,вывод есть у нас один:

                            Что забавы и потешки  заменяют витамин!

                            Всем , спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех-

                          За огнь соревнованья , обеспечивший успех!

Хозяин: Гостю- почет, хозяину-честь!
              Гость доволен

,хозяин –рад!

Все: Добрый конец- делу венец!

         ,

         

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....