Игры и игровые упражнения на формирование толерантности
материал на тему
Подборка игр на формирование толерантности, а также для сплочения детского коллектива. Большинство игр и игровых упражнений ориентированы на младший школьный возраст, но некоторые могут быть использованы и с более старшими детьми или даже со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подборка игр и игровых упражнений для сплочения детского коллектива | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения на формирование толерантности и коммуникативной культуры.
«Плюс. Минус. Интересно».
Назначение: развитие критического мышления при решении проблем толерантности.
Описание.
П означает Плюс или хорошие аспекты.
М означает Минус или плохие аспекты.
И означает Интересно или интересные аспекты.
Учащимся предлагается исследовать проблему (вопрос), сначала назвав плюсы (что в этом положительного), затем минусы (отрицательное), затем интересно (что будет, интересно посмотреть на…). Желательно для тренировки предлагать детям ситуации или вопросы, которые предполагают однозначный ответ. Например: «Вы будете ежедневно получать карманные деньги», «Вам не будут задавать домашнего задания» и т.п. Вопросы могут не иметь прямого отношения к толерантности. Важно научить детей отходить от стереотипов, критически мыслить, не идти на поводу у мнения большинства.
ПМИ – это инструмент привлечения внимания к какой-либо проблеме. Мыслительные инструменты вроде ПМИ выполняют функцию очков, позволяя видеть яснее и дальше, ломая стереотипы и предубеждения.
Варианты вопросов и проблем:
- Что бы вы сказали о предложении каждому носить значок с указанием настроения?
- Как вы относитесь к тому, что все автомобили будут желтыми?
- Следует ли запретить движение автомобилей в центре города?
- Как вы отнесетесь к тому, что все люди будут одинаковыми?
«Альманах проблем и решения»
Назначение: комплексное развитие критического мышления, ценностно-смысловое самоопределение.
В игре принимают участие команды – редколлегии (10 – 15 человек). Результатом коллективного творчества участников редколлегии становится выпуск альманаха, основным содержанием которого является анализ той или иной проблемы, связанной с формированием культуры толерантности. Принципиально важно, чтобы тема альманаха затрагивала интересы учащихся. Сокращенный вариант альманаха можно создать за одно занятие (2 часа). Для успешной работы понадобятся:
- Достаточное количество листов чистой бумаги.
- Ножницы, клей, фломастеры или карандаши
- Различные журналы и газеты с иллюстрациями.
- Словари.
Сначала определяется общая тема альманаха, выбирается главный редактор, распределяются задания. Затем, каждый оформляет свою страничку (индивидуально или в паре).
Возможная структура альманаха.
- Название (обозначение проблемы).
- Колонка главного редактора. Это открывающая альманах статья – мини эссе, где обозначены основные позиции, мнения и суждения, связанные с проблематикой альманаха.
- Интервью.
- Литературные страницы. Сочиненные участниками стихи, сказки, рассказы на тему альманаха.
- Рисунки, коллажи, карикатуры.
- «Два ответа на один вопрос». Письменная версия дебатов по данному вопросу, т.е. приводятся аргументы «за» и «против».
- «Наши авторы». Перечисляются все члены творческого коллектива, с указанием материалов, оформленных данными авторами.
Возможны другие варианты структуры альманаха.
Для младших школьников возможно использование данной игры в упрощенном варианте. Например, делаем книжку для малышей «Что такое толерантность» (рисунки с пояснениями).
«Скорая помощь».
Участникам предлагается игровая ситуация. Дети – врачи скорой помощи. К ним поступил условный больной с острым приступом интолерантности. Для младших детей может быть показан игрушечный медведь со словами «Мишка заболел какой-то непонятной болезнью. Он не уважает старших, обижает малышей, дразнит волчат, потому что они не такие, как он»… и т.п. Врачи могут задать вопросы, чтобы уточнить симптомы, а затем предложить варианты лечения.
«Алхимия толерантности».
Назначение: осмысление ценностей толерантности.
Знакомство с лабораторией толерантности – превращение интолерантного в толерантное. В средние века алхимики искали способ, как обычный металл превратить в золото. Если мы за золото примем толерантность, то она может стать тем философским камнем, который поможет нам превратить интолерантность из «ржавого железа» в настоящее золото.
Действия: дети составляют список «ингредиентов», которые делают толерантность качеством, приносящим успех и хорошие взаимоотношения.
- понимание, тактичность, самообладание, покой, любовь, милосердие, энтузиазм, легкость, чувство юмора, чувство достоинства, прощение, самоуважение и т.д.
Берем сосуд, на котором прикрепляем листочки с этими качествами – сосуд толерантности.
Затем находим те элементы, которые разрушают толерантность или в значительной степени ослабляют ее.
- вспоминать прошлое, смотреть на зло, замечать недостатки и слабости других, слушать сплетни, говорить грубости и т.д.
Опускаем их в сосуд – расстаемся с ними навсегда.
«Группа приобретает индивидуальность».
Назначение: развитие взаимодействия, ценностное осмысление групповой толерантности.
На доске мелом (или на бумаге фломастерами) члены группы рисуют ее воображаемое тело (круг). Затем каждый участник группы подходит и пишет внутри тела ключевое слово – название качества, которое будет полезным для успешной работы группы, а вне тела – качество, которое может помешать работе. Далее все члены группы вырабатывают вместе девиз группы, придумывают ей название и знак отличия (эмблему). Эмблемы позднее рисуются и прикрепляются к одежде членов группы.
«Мой вклад».
Для данного упражнения необходимы цветные нити. Группа разбивается на несколько подгрупп. Нити раздаются всем участникам (каждой подгруппе – свой цвет). Каждый должен подумать, чем он может быть полезен данной группе, каким своим качеством или навыком он может сделать вклад в совместную работу. Далее участники связывают свои нити в одну большую, проговаривая еще раз, чем они могут быть полезны. Когда работа в подгруппе завершена, нити каждой подгруппы связываются в одну общую, замыкая ее в один круг. Участники образуют один круг – одно целое, держась за нити, еще раз проговаривают свои качества. После окончания упражнения можно обсудить, как себя чувствовали во время выполнения упражнения, насколько полезными ощущали себя, легко ли было найти в себе полезное качество, сколько человек назвали одинаковые качества и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
«Читаем играя. Сборник игровых упражнений для обучения чтению» Татьяна Джало
Данное пособие использовалось на родительском собрании по теме "Чтение – залог успешности обучения" и послужило толчком для создания "Читалки" вернуться на главную...
Коррекционный проект "Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье."
разработанны новые игровые упражнения...
Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
"Дидактические игры и игровые упражнения для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по разделу "Количество и счёт"..
Семинар-практикум для педагогов ДОУ....
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.
В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....