Влияние семьи на возникновение девиаций.
статья на тему
Варианты классификации детей-девиантов и влияние оружающей социализирующей среды на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_vozniknovenie_deviatsiy.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на возникновение девиаций
А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение».
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, в которое включаются, в первую очередь, семья, родители, а также школа, сверстники, сам ребенок, его жизненный опыт. Преломление жизненного опыта ребенка в окружающее его социальное пространство формирует возможные варианты возникновения девиаций. Очевидно, что нравственное, положительно ориентированное пространство благоприятно воздействует на все аспекты воспитания ребенка и социализация проходит естественно, не вызывая опасений.
Но сфера деятельности социального педагога - это, как правило, асоциальное пространство и формирующаяся в нем личность.
Из своего опыта работы социальным педагогом могу сделать вывод, что основная задача школы в данном случае – это, по возможности, нивелирование воздействия, которое оказывает формирующая негативная среда на подростка и указание подростку направления пути выхода из ситуаций.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Что же мы подразумеваем под девиантным или отклоняющимся поведением?
Мне интересно было познакомиться с различными вариантами деления на категории детей – девиантов. Но, прежде всего, исходя из опыта работы, хотелось бы разделить девиантное поведение две большие категории:
1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
2) антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные, правовые нормы; в свою очередь в зависимости от степени социальной опасности его принято делить на:
- деликвентное /противоправное
- криминальное / преступное поведение) [3].
То есть, прежде всего, начиная работать с ребенком, я должна исключить возможность наличия каких-либо медицинских отклонений. Эту категорию детей оставим для работы медикам.
Среди второй категории мне показалось наиболее точным и содержательным разделение на следующие типы девиаций:
- корыстный - подразумевает совершение правонарушений, направленных на получение выгоды (например, кража);
- агрессивный - проявляется в действиях, направленных против личности (оскорбления, побои).
- социально - пассивный - девиации проявляется в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от исполнения своих гражданских обязанностей (учеба, работа). К этому типу относятся дети склонные к пропускам занятий в школе, к бродяжничеству, к уходам из дома.[4]
Как следует из практики, социально-пассивные девианты - это преимущественное количество детей из числа тех, с которыми работает социальный педагог. Кроме того, это, как правило, сложная категория подростков с неразвитой мотивационной сферой.
Что же приводит детей к такой ситуации? Очевидно, что корни подобных проблем возникают в окружающем социальном пространстве, прежде всего, в семье. Дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное и воспроизводят стереотипы их поведения совершенно естественно. Крайне мало шансов убедить подростка в важности получения полноценного образования и профессии, сформировать мотив к обучению и трудовой деятельности или просто убедить его не опаздывать, если подобная работа не проводилась дома.
Современная семья – сложное социальное явление. Функционал семьи тем не менее за всю историю не изменился. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов:
- классный коллектив
- школьный коллектив
- участник кружка или спортивной секции
- входит в компанию сверстников
В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив - семья.
Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.
Вторая – ее разносторонность. Семья - настоящий университет человеческих отношений. Поэтому работа с подростком с отклонениями в поведении во многом подразумевает работу с его семьей.
- Екимова В.И. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения.- М.: АРКТИ, 2009. –
84 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994. – 167 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Лекторий для родителей "Влияние семьи на становление личности"
Цель: развитие самосознания в зависимости от особенностей семейного воспитания....
Мини-исследование на тему: "Влияние семьи на развитие творческого мышления у ребёнка младшего школьного возраста"
Введение.1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества.1.1. Зарубежные исследования.1.2. Отечественные исследования.2. Отличительные особенности творческой личности.3. Психоло...
влияние семьи на становления личности ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Взаимодействие с семьей по профилактике девиации подростков (из опыта работы).
Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и мор...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....