Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье
статья на тему
Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье
М.Н. Сообцокова
учитель математики МБОУ «СОШ №1» а. Тахтамукай
В условиях трансформации современного российского общества семья переживает сложный, неоднозначный период в своем развитии, она находится одновременно под воздействием социально-экономических факторов и внутренних процессов, происходящих в ней. Необходимо отметить тесную зависимость состояния института семьи, значимости ценности семьи для личности от процессов, происходящих в обществе и государстве.
Институт семьи включает в себя не только семейную структуру населения, но и направленность образа жизни людей. Под воздействием исторических изменений в отношениях между социальными институтами в обществе происходит трансформация роли социального института семьи в преобразовании основ общественной жизни. Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы гендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в экономическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют развитие института семьи в большинстве стран мира.
Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. Многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы. В связи с такой нестандартной ситуацией претерпевает существенные изменения воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи. Для анализа происходящих в семье трансформаций необходимо использовать понятие ценности, традиционное для большинства исследовательских стратегий изменяющегося общества. Термин «ценность» находит инструментальное применение в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин. Философия как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п. Высокая значимость «ценности» как понятия в области философских проблем определяется выделением теорий, посвященных ей, в отдельную отрасль общефилософской науки – аксиологию. В рамках этой ветви философии, представляющей учение о ценностях, находят свой предмет более конкретные общественные дисциплины: этика (этическая аксиология), социология (социальная аксиология), социальная психология, педагогика и др.
Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней России, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. Если происходящие ныне эволюционные преобразования в российском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей, как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества, сможет адекватно транслировать ценности, базовые для социума и формирующие его единство.
Изменения, происходящие в институте семьи, влияют на формирование личности. Сегодня человек во всё большей степени становится личностью, неспособной жертвовать во имя любых социальных общностей, ставить общие (групповые) интересы выше частных. Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и в этом смысле кризис самого общества.
Трансформацию семьи иллюстрирует такой показатель, как изменение структуры семьи:
- Массовая нуклеаризация семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трёх поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.
- Снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей, рождённых вне брака, увеличение доли неполных семей, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребёнка, увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.
- Массовая малодетность и однодетность семьи, вызванные массовой потребностью семьи в одном-двух детях, а не какими-либо помехами к реализации «большой» потребности в детях.
Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья и дети не занимают среди основных жизненных ценностей ведущего положения, как это было несколько лет назад3. Первое место респонденты независимо от их возраста, пола, уровня образования, социального положения отдают здоровью, так как именно здоровье членов семьи определяет её благополучие и независимость, затем следуют деньги, и лишь третье место (причём у всех возрастных групп) занимает семья.
Принципиальная особенность семейной политики заключается в воздействии на функционирование института семьи не прямо, а опосредованно, через формирование системы норм и ценностей, поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры семейной политики воздействуют как на формирование потребностей в семейном образе жизни, значимости семейных ценностей, обусловливающих специфику жизнедеятельности семьи, так и на создание условий для их реализации.
Мероприятия, направленные на укрепление института семьи, должны носить комплексный характер, включать не только меры экономической поддержки. Для достижения эффективного результата семейная политика должна реализовываться в организационно-идеологической сфере, в области информационной политики и СМИ; в области жилищной и градостроительной политики; в области здравоохранения; в области образования; в области улучшения социально-экономических условий и повышения уровня жизни. Ключевым стержнем реализуемых мер должна быть направленность на повышение престижа семьи и семейного образа жизни.
Список литературы:
1. Архангельский В. Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю. Демографическое поведение и его детерминация. - М.: Теис, 2010 г.
2. Богданова Л. П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. – 2013 г.
3. См.: Какорина Е. П. Здоровье - основная жизненная ценность // Мир психологии. – 2010 г.
4. См.: Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. – 2013 г.
5. Кучмаева О. В., Синельников А. Б. и др. Научный отчёт «О положении семей в Российской Федерации». - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ценностных ориентаций современного подростка
Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...
Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"
В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и пути формирования ценностных ориентаций у подростков....
Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"
Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...
Статья "Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества"
Статья на международную научно-практическую конференцию. Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...