ПРОГРАММА Социально-психологической службы в школе
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА
Социально-психологической службы
в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_sotsialno-_psihologicheskoy_sluzhby.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сакмарская СОШ»
Утверждаю
директор ________ Горбунова Л.М.
Приказ № _____ от «____»_____200__г
ПРОГРАММА
Социально-психологической службы
в школе
Пояснительная записка.
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Цель работы социально - психологической службы:
Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
- 1.создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- 2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;
- 3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Структура работы службы:
Директор школы – общее руководство по реализации программы.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет,методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.
Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.
Психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.
Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.
Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.
Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.
Руководители ШМО – организация в методическом объединении работы по подбору материала и созданию методической базы для детей, имеющих трудности в обучении и развитии.
Функции службы:
- Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
- Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
- Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
- Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
- Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
- Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
- Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Принципы работы службы:
- доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
- индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
- эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
- преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
- оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
- адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Методы работы:
1.Наблюдение;
2. Психологические и педагогические методики;
3. Психолого-педагогический анализ;
4. Социально-психологические методы.
Этапы реализации программы работы службы.
I этап – 2012 – 2013 учебный год.
II этап – 2013 – 2014 учебный год.
III этап – 2014 – 2015 учебный год– анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.
Планируемый результат:
- 1.Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- 2.Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
- 3.Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.
План работы социально-педагогической службы в школе на 2012-2013
Вид деятельности | Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Социальная работа с многодетными и социально незащищенными семьями | 1.Сбор информации о детях из многодетных семей 2. Сбор информации о социально незащищенных семьях 3. Организация бесплатного питания для детей из многодетных и социально-незащищенных семей | сентябрь | классные руководители, социальный педагог, психолог |
4. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по социальным , социально -психологическим вопросам | В течении года | социальный педагог, психолог | |
Социально-психологическая работа с детьми, находящимися под опекой | 1.Сбор информации об учащихся, находящихся под опекой | сентябрь | социальный педагог |
2. Составление контрольных актов обследования жилищно-бытовых и социально психологических условий проживания несовершеннолетних | Октябрь, май | социальный педагог, классные руководители | |
3. Индивидуальные консультации для опекунов , испытывающих затруднения в воспитании детей | В течении года по запросу опекунов | социальный педагог, психолог | |
4. Организация бесплатного питания для учащихся находящихся под опекой | сентябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Организация досуга учащихся | 1. Рекламная кампания по привлечению учащихся в кружки, студии, спортивные секции школы и города | сентябрь | социальный педагог, классные руководители, завуч по УВР, педагоги дополнительного образования |
2. Оформление банка данных учреждений внешкольного образования города и кружков школы | В течении года | завуч по УВР | |
3. Изучение занятости учащихся во внеучебное время | октябрь | социальный педагог, классные руководители | |
Профориентационная работа с учащимися | 1. Оформление банка данных об учреждениях профессионального образования Иркутской области | В течении года | завуч по УВР и научной работе |
2. Групповая диагностика учащихся 9-х классов: – мотивация достижения успеха; – мотивация личностной акцентуации | Ноябрь октябрь | социальный педагог, психолог | |
3. Индивидуальные профориентационные консультации для учащихся 9–11-х классов | В течении года | социальный педагог, психолог, Завуч по научной работе | |
4. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке классных часов, посвященных проблеме профессионального выбора личности | В течении года | завуч по научной работе | |
Диагностико-коррекционная и профилактическая работа с социально-дезаптированными учащимися | 1.Выявление учащихся с различными формами социальной дезадаптации | сентябрь | социальный педагог, психолог |
2. Посещение семей выявленных учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий и психологического климата в семье | октябрь | социальный педагог, классные руководители | |
3. Психолого-педагогическая диагностика учащихся (при согласии родителей) с целью разработки программы коррекционной работы | В течении года | Социальный педагог, психолог | |
4. Учет динамики успеваемости социально-деза-даптированных учащихся | В течении года | социальный педагог, завуч по УВР | |
5. Индивидуальные встречи с родителями | В течении года | социальный педагог, классные руководители | |
Психолого-педагогическое сопровождение классов | 1. Наблюдение за учащимися классов КРО | В течении года | психолог |
2. Диагностика сформированности мотивации учащихся классов КРО | октябрь | психолог | |
3. Учет динамики успеваемости учащихся классов КРО | В течении года | социальный педагог, классные руководители | |
4. Анализ занятости учащихся классов КРО | В течении года | классные руководители, завуч по УВР | |
5. Участие в родительских собраниях классов КРО | В течении года | психолог, социальный педагог, классные руководители | |
Работа с педагогическим коллективом | 1. Совещание классных руководителей | 1 раз в месяц | завуч по УВР, социальный педагог, психолог |
2. Выступление на тематических педагогических советах, родительских собраниях и психолого-педагогических консилиумах по результатам текущей диагностики , коррекционной и психопрофилактической деятельности | В течении года | завуч по УВР, социальный педагог, психолог | |
Научно-методическая работа | Организация и проведение консультаций для классных руководителей 1–4х ; 5–11х классов «Проблемный ребенок в классе, школе, семье», «Одаренный ребенок» | декабрь | социальный педагог, психолог, завуч по научной работе |
Литература:
- Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
- Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
- Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
- Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
- Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
- Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
- Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из истории становления логопедической службы общеобразовательных школ г. о. Саранск
Исторический аспект становления логопедической службы в г.о. Саранск...
О психологической службе в школе
Информация для родителей о школьном психологе. Отношение родителей к школьным психологам не однозначно. «Когда мы учились в школе, никаких психологов и в помине не было, и ничего! А теперь взяли ...
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте м...
"Социально-психологическая служба в школе"
Данная презентация показывает основные направления работы службы....
Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы
В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...
Социально-психологическая служба в школе
Социально-психологическая служба в школе....