ПРОГРАММА Социально-психологической службы в школе
рабочая программа на тему

ПРОГРАММА

 

Социально-психологической службы

 в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_sotsialno-_psihologicheskoy_sluzhby.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сакмарская СОШ»

                                                                                                                         Утверждаю

                                                                                                                       директор ________ Горбунова Л.М.

                                                                                                                       Приказ № _____ от «____»_____200__г

ПРОГРАММА

Социально-психологической службы

 в школе

Пояснительная записка.

Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.

Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Цель работы социально - психологической службы:

Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

Задачи:

  • 1.создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
  • 2.выявить индивидуальные качества личности ребенка;
  • 3.оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

Структура работы службы:

 

Директор школы – общее руководство по реализации программы.

 

Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет,методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.

 

Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с «трудными» учащимися в ходе воспитательного процесса.

 

Психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.

 

Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания и неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями «трудных» детей, досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с городскими организациями социальной защиты, правоохранительными органами.

 

Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.

 

Педагоги-предметники – создание на уроках через грамотное методическое преподавание, использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения «трудных» учащихся, умение грамотно общаться с ними.

 

Руководители ШМО – организация в методическом объединении работы по подбору материала и созданию методической базы для детей, имеющих трудности в обучении и развитии.

Функции службы:

  1. Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
  2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  5. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  6. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
  7. Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
  8. Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  9. Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
  10. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Принципы работы службы:

  • доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива. 

Методы работы:

       1.Наблюдение;

      2.  Психологические и педагогические методики;

      3. Психолого-педагогический анализ;

      4. Социально-психологические методы.

Этапы реализации программы работы службы.

      I этап – 2012 – 2013 учебный год.

      II этап – 2013 – 2014 учебный год.

      III этап – 2014 – 2015 учебный год– анализ и обобщение результатов. Разработка программы дальнейшей работы.

Планируемый результат:

  • 1.Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  • 2.Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
  • 3.Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

План работы социально-педагогической службы в школе на 2012-2013

Вид деятельности

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Социальная работа с многодетными и социально незащищенными семьями

1.Сбор информации о детях из многодетных семей

2. Сбор информации о социально незащищенных семьях

3. Организация бесплатного питания для детей из многодетных и социально-незащищенных семей

сентябрь

классные руководители, социальный педагог, психолог

4. Проведение индивидуальных консультаций для родителей по социальным ,  социально -психологическим вопросам

В течении года

социальный педагог, психолог

Социально-психологическая работа с детьми, находящимися под опекой

1.Сбор информации об учащихся, находящихся под опекой

сентябрь

социальный педагог

2. Составление контрольных актов обследования жилищно-бытовых и социально  психологических условий проживания несовершеннолетних

Октябрь, май

социальный педагог, классные руководители

3. Индивидуальные консультации для опекунов , испытывающих затруднения в воспитании детей

В течении года по запросу опекунов

социальный педагог, психолог

4. Организация бесплатного питания для учащихся находящихся под опекой

сентябрь

социальный педагог, классные руководители

Организация досуга учащихся

1. Рекламная кампания по привлечению

учащихся в кружки, студии, спортивные секции школы и города

сентябрь

социальный педагог, классные руководители,

завуч по УВР, педагоги дополнительного образования

2. Оформление банка данных учреждений

внешкольного образования города и кружков школы

В течении года

завуч по УВР

3. Изучение занятости учащихся во внеучебное время

октябрь

социальный педагог, классные руководители

Профориентационная работа с учащимися

1. Оформление банка данных об учреждениях профессионального образования Иркутской области

В течении года

завуч по УВР и научной работе

2. Групповая диагностика учащихся 9-х классов:

– мотивация достижения успеха;

– мотивация личностной акцентуации

Ноябрь

октябрь

социальный педагог, психолог

3. Индивидуальные

профориентационные

консультации

для учащихся 9–11-х классов

В течении года

социальный педагог, психолог, Завуч по  научной работе

4. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке классных часов,

посвященных проблеме профессионального

выбора личности

В течении года

завуч по  научной работе

Диагностико-коррекционная и профилактическая работа с социально-дезаптированными учащимися

1.Выявление учащихся с различными формами социальной дезадаптации

сентябрь

социальный педагог, психолог

2. Посещение семей выявленных учащихся с целью изучения жилищно-бытовых условий и психологического климата в семье

октябрь

социальный педагог, классные руководители

3. Психолого-педагогическая диагностика

учащихся (при согласии родителей) с целью разработки программы коррекционной работы

В течении года

Социальный педагог, психолог

4. Учет динамики успеваемости социально-деза-даптированных учащихся

В течении года

социальный педагог, завуч по УВР

5. Индивидуальные встречи с родителями

В течении года

социальный педагог, классные руководители

Психолого-педагогическое сопровождение классов

1. Наблюдение за учащимися классов КРО

В течении года

психолог

2. Диагностика сформированности мотивации учащихся классов КРО

октябрь

психолог

3. Учет динамики успеваемости учащихся

классов КРО

В течении года

социальный педагог, классные руководители

4. Анализ занятости учащихся классов КРО

В течении года

классные руководители, завуч по УВР

5. Участие в родительских собраниях классов КРО

В течении года

психолог, социальный педагог, классные руководители

Работа с педагогическим коллективом

1. Совещание классных руководителей

1 раз в месяц

завуч по УВР, социальный педагог, психолог

2. Выступление на тематических педагогических советах, родительских собраниях и психолого-педагогических консилиумах по результатам текущей диагностики , коррекционной и психопрофилактической деятельности

В течении года

завуч по УВР, социальный педагог, психолог

Научно-методическая работа

Организация и проведение консультаций

для классных руководителей 1–4х ; 5–11х

классов «Проблемный ребенок в классе,

школе, семье», «Одаренный ребенок»

декабрь

социальный педагог, психолог, завуч по  научной работе

Литература:

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
  2. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
  5. Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
  6. Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
  7. Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
  8. Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
  9. Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
  10. Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
  11. Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
  12. Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
  13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории становления логопедической службы общеобразовательных школ г. о. Саранск

Исторический аспект становления логопедической службы в г.о. Саранск...

О психологической службе в школе

Информация для родителей о школьном психологе. Отношение родителей к школьным психологам не однозначно. «Когда мы учились в школе, никаких психологов и в помине не было, и ничего! А теперь взяли ...

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте м...

"Социально-психологическая служба в школе"

Данная презентация показывает основные направления работы службы....

Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы

В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...

Социально-психологическая служба в школе

Социально-психологическая служба в школе....