Роль современного воспитателя в жизни подростка
статья по теме

  В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 13-ти до 17-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с учителями, родителями, взрослыми и просто окружающими людьми, порой даже со сверстниками, для того чтобы утвердиться. Причиной этого являются  внутренние противоречия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sovremennogo_vospitatelya_v_zhizni_podrostka.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 13-ти до 17-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с учителями, родителями, взрослыми и просто окружающими людьми, порой даже со сверстниками, для того чтобы утвердиться. Причиной этого являются  внутренние противоречия ребенка:

•подросток считает себя взрослым,  хотя по своим реальным силам еще остается ребенком. Главное противоречие здесь кроется в формуле: «я взрослый, поэтому другим взрослым я не доверяю»;

•ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;

•подросток стремится принадлежать к той или иной социальной группе и быть её полноправным членом. Однако подростковые группы – самые закрытые и новичкам туда почти не попасть. Отсюда начинает свое развитие одиночество подростка и трудности в общении со сверстниками и социальным окружением.

Из этих противоречий произрастают все основные проблемы подростков: семейные, половые, и проблемы в поведении. Чтобы понять, как помочь ребенку с ними справиться рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

      I. Взрослые часто даже не догадываются, какие у подростков проблемы, ведь  дети предпочитают умалчивать о своих трудностях и не доверяют сокровенные мысли даже близким людям. Отсюда начинаются проблемы подростков в школе. Сложность в общении часто усугубляется тем, что педагоги не понимают, что ребенок вырос и общение с ним должно проходить уже не на том уровне, когда он был маленьким. Большинство проблем возникает именно из-за возрастной дистанции. Взрослые забывают, что когда-то они были такими же подростками, и проблемы  взрослеющих детей не кажутся им серьезными. Дети же в ответ ведут себя вызывающе, перестают уважать старших, родителей, считая, что они отстали от жизни и их вкусы старомодны. В итоге теряется уважение и взаимопонимание. Еще одной головной болью  являются проблемы поведения подростков. Чаще всего вчерашние дети выбирают то поведение, которое нужно при необходимых обстоятельствах. Они либо садятся на шею,    либо воспринимают в штыки каждое слово взрослых. Часто со стороны такое поведение выглядит как знак протеста и вызов обществу. За такими «выходками» подростка обычно стоит цель:

     1. Попытка избежать неудачи, то есть мысль «я не смогу». Здесь может быть две причины:

•ожидание ребенком оценки своих поступков (старается избегать тех дел, при которых он будет выглядеть неудачником );

 (тогда ребенок выполняет только те задачи,  с которыми он точно справится).

    2. Попытка отомстить. Это самый сложный вид поведения. Месть подростка не обязательно имеет форму сильной обиды, но желание отомстить почти всегда является ответом на причиненную когда-то боль. При этом ответить ребенок может как через минуту после нанесенной душевной травмы, так и через много лет после нее. Проявляется месть в виде психических и физических атак: ребенок всеми силами вредит родителям или другим обидчикам, игнорируя любые их попытки примирения.

    3. Демонстрация своей власти. Проявляется либо в словесном негодовании ребенка, которое переходит в конфликт, либо в тихом непослушании. Ребенок обещает сделать то, что его просили, а сам продолжает заниматься своими делами.  Основной причиной здесь является желание подростка уравнять свои права со взрослыми.

     4. Привлечение внимания к себе. Зачастую проявляется в попытке ребенка отвлечь взрослых от их дел и провоцирует на ругань и наказание. Причина кроется в том, что подросток прекрасно понимает – на «плохих» детей больше обращают внимание, и ради этого внимания он пускается во все тяжкие.

   II. На отдельной ступеньке стоят половые проблемы подростков. Подростковый период – это время не только психологического, но и гормонального созревания. Подростки воспринимают секс как своего рода эксперимент, зачастую из чувства любопытства. Молодые люди созревают для отношений намного раньше девушек, у которых долгое время главным выражением полового интереса является кокетство и застенчивость. Однако представители обоих полов одинаково интересуются отношениями, в том числе и сексуальными. У девочек появляется желание любить и быть любимой, а у юношей – любопытством вызванным половым влечением. Даже не зная намерений подростка, лучше обезопасить его и объяснить какие последствия могут нести эксперименты сексуального характера. Например, стоит сказать, что беспорядочные половые отношения могут заглушить потребность в любви и сделать подростка несчастным на всю жизнь.

Проблемы в жизни подростка – явление неизбежное. И только в наших силах, уважаемые учителя, воспитатели, родители, облегчить ребенку поиски самого себя и помочь преодолеть эти проблемы. Как бы ни вел себя подросток, прежде чем наказывать его, встаньте на его место и постарайтесь понять как ему сложно в этот период. Пусть не сразу, но ребенок оценит вашу поддержку и будет вам благодарен всю оставшуюся жизнь.

     III. Огромную роль в жизни подростка играет воспитатель, который работает в Центре , где находится ребенок. Между воспитателем и детьми складываются определенные отношения. В этот непростой период, когда рядом нет родителей, многое зависит от нравственных отношений между воспитателем и подростком.

      Отношения между воспитателем и детьми выполняют две функции: с одной стороны – это метод воздействия на личность подростка, с другой – условие, регулирующее нормальное протекание воспитательного процесса. Успешное осуществление этих функций находится в зависимости от нравственности позиций воспитателя, его педагогических установок и мастерства. В результате профессиональной деятельности воспитателя должно происходить формирование высоконравственной личности воспитанника.

      Важнейшим условием установления взаимоотношений между воспитателем и ребенком является сформулированный А. С. Макаренко принцип: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Требовательность и уважение к подростку неразрывно связаны между собой. Предъявлять требования  – значит уважать и верить  ему, видеть его сильные и слабые стороны, поднимать его до совершенства. Не случайно А. С. Макаренко говорил: «Почему и требую от тебя, что уважаю тебя, люблю тебя, ты мне дорог... А если бы мне было всё равно, каким ты будешь, я бы и не требовал от тебя. Расти хоть бурьяном...».

   Требовательность  вносит ясность во взаимоотношения. В обстановке высокой требовательности  складываются нравственные нормы поведения.

    К сожалению, в практике нередко встречаются случаи, когда некоторыми воспитателями, учителями, требовательность рассматривается как неукоснительное выполнение  указаний старших. Малейшее неповиновение у таких педагогов вызывает резкие оценки, грубость, оскорбления достоинства подростка. Обычным результатом таких срывов педагогов являются конфликты, в которых взрослый  «всегда прав».

    Взаимоотношения во многом зависят от самого воспитателя, его нравственно-психологических качеств. Следует выделить  следующие качества, которыми должен обладать педагог:

1. Тактичность.

2. Высокая культура.

3. Наблюдательность.

4.Терпеливость

   Воспитатель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать это чувство у них.

         Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам может создать обстановку взаимопонимания.

     Помощь подростку в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между педагогом и ребенком. Воспитатель должен проявлять  помощь  абсолютно бескорыстно. Он должен чутко относиться к подростку, охваченному душевным смятением, не причинять ему лишнюю душевную боль.

    Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методом административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений.

          Воспитатель должен  находить в каждом ребёнке положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми.

   В общении с подростками необходимо находить нужный тон; индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.

        Воспитание подростка возможно, когда взаимоотношения взрослого и ребенка основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес педагога к воспитанникам, изучение их индивидуальных особенностей, гуманное отношение и забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс  целенаправленным .

        Совершенно прав Бюлер, сказавший: «Кто серьезно заинтересован в более глубоком понимании величайшей из всех драм развития, превращения наших детей в людей, тот должен быть готов к тому, что без основательной подготовки ничего сделать нельзя» (1924,с.73).

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.- 480 с.

2. Авдулова, Т. П. Возрастная психология [Текст]. / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2011. – 329с.

3. Макаренко  А. С. Сочинения в 8 томах. М., 1983. Т.5.

4. Немов  Р. С. «Психология:  [Текст].  Учеб. пособие для учащихся пед училищ,  студентов пед институтов и работников системы подготовки, повышение квалификации и переподготовки пед кадров.- М.: Просвещение, 1990. - 301 с.

5. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст]. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, - 2001. – 320 с.

Использованные материалы и интернет-ресурсы

1. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.pravmir.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема - её роль, в жизни подростка.

Правильное формулирование проблемы - половина ее решения. Мы не знаем, чья это мысль, но она очень часто встречается в литературе по психологии.Как вы думайте, у подростков, у вас есть проблемы? Часто...

Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса

Это  методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой  З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...

Родителям о роли общения в жизни подростка.

Рекомендации родителям о роли общения в жизни подростка....

Роль современного воспитателя в жизни подростка

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает в...

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей на тему: "Роль английского языка в жизни спортсменов"

В настоящее время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность познакомиться с культурой и традициями других стран, способств...