Классный час патриотической направленности "Государственные символы Российской Федерации"
классный час (8 класс) на тему

Новицкая Марина Владимировна

Актуальность: Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью Воспитания гражданина России.

Данное занятие носит гражданственно-патриотическую направленность

Цель моего занятия

Способствовать активизации патриотического воспитания подрастающего поколения через формирование уважения к символам государства.

Достигнуть цели я старалась через следующие  задачи:

1. Выяснить значение терминов “символ”, “государственные символы”.

2. Выявить предметы, которые могут являться государственными символами.

 

3. С помощью мультемедийного материала определить государственные символы РФ и вспомнить историю их       возникновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме

"Государственные символы Росийской Федерации"

Цель: активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения через формирование уважения к символам государства.

Задачи:

1.Выяснить значение терминов “символ”, “государственные символы”.

2.Выявить предметы, которые могут являться государственными символами.

3.С помощью мультемедийного материала определить государственные символы РФ и вспомнить историю их возникновения.

Форма:  игра

Оборудование: классная доска, где начерчено поле для крестиков - ноликов, наглядный материал: изображение флагов и гербов нескольких государств мира, мелодии государственных гимнов некоторых стран. Школьный словарь иностранных слов для двух команд.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный классный час.

Даша зачитывает тему классного часа. Тема нашего классного часа “Государственные символы Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать его государственные символы.

Исходя из темы урока, давайте сформулируем задачи, которые мы должны с вами решить.

Мы ДОЛЖНЫ узнать:

-какое значение имеют государственные символы?

-что такое герб?

-что изображено на гербе России?

-что означают цвета российского флага?

- какой у России гимн?

Наш  классный час будет проходить в форме игры “Крестики - нолики”, для этого вы уже разделились на две команды. Команде, выполнившей первой, и правильно задание моя помощница поставит крестик или нолик. Выигрывает та команда, которая наберет  большее количество знаков.

№ 1 Первое задание:   Каждая команда должна поработать со словарем, найти значение слова «символ». Катя раздает словари командам и отслеживает кто первый справится с заданием.  Капитаны команды записывают на доску определение символа и зачитывают его.

Василина выставляет знак команды в табло.

За тем определение выводится на экран мультимедийной установки и Даша зачитывает определение.

Cимвол - (в переводе с греческого)-это предмет или графический знак, который служит условным обозначением для чего–либо.

№2  Второе задание:  Что означает словосочетание Государственные символы?  Команды также записывают определения на доске, командиры зачитывают получившиеся ответы.

Словосочетание государственный символ так же выводится на экран мультемедийной установки.

Даша зачитывает определение - Cимволы государства - это предметы, которые служат для условного обозначения этого государства в мире.

 Все сравнивают определения команд и выбирают более правильное.

Василина выставляет знак команды в табло.

№3 Третье задание:

Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн).

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

Слово учителя:

Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

№4 Четвертое задание: (использование наглядного материала и на экран мультимедийной установки выводятся предложенные гербы различных стран)

Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

№5 Пятое задание  подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

№6 Шестое задание: Что обозначает изображенный на гербе РФ двуглавый орел? (Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. Изображение орла- официальная эмблема РФ, демонстрирует ее суверенитет, одна голова - смотрит на запад, другая – на восток, символизируя величие страны.)

Суверените́т (в переводе с французского — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

Подробней о гербе  нам расскажет Даша.

Герб-это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла- святой воин Георгий Победоносец копьем поражает змия.

Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Довольно долго распространенной была версия о появлении орла из Византии, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора - Софье Палеолог. У династии Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой, женившись, Иван III заимствовал и императорский герб, но у ученых есть ряд сомнений в этой версии, т. к., кроме Византии орел был известен и в других странах. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны.

Наш новый герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV века до 1917 года. Было время, когда в двуглавом орле видели символ Российской Империи, “проклятого царизма”. С приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако с распадом Советского Союза в 1991г. Двуглавый орел вернулся, для нашего поколения это знак суверенности России, который неразрывно связан с политической историей нашей страны. Изображение орла – официальная эмблема РФ, демонстрирует ее суверенитет, одна голова - смотрит на запад, другая – на восток, символизируя величие страны. Герб был утвержден в декабре 2000 года Президентом РФ.

№7 Седьмое задание: вновь внимание учащихся обращается на экран.

Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

Слово учителя:

Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

№8 Восьмое задание :Что означают цвета на флаге? И когда поднимается флаг РФ?  (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию одной из команд, давайте сравним ответы:

Даша  Белый цвет – символ мира, чистоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ

верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

№ 9 Девятое задание:  Как называли первые флаги? (Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.)

Даша отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

Подробней информацию о флаге нам расскажет Катя

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею единства, независимости, суверенитета. Первые флаги называли стягами, они появились как символ княжеской власти с образованием славянских княжеств с XII века. Считается, что “стяг” - военный значок на древке – мог получить это наименование от “стягания” - соединения, сбора вокруг себя воинов. В 1380году стяг Дмитрия Донского называется знамя, а с 1699 года употребляется синонимом слова знамя- флаг как отличительный знак государства. В 1693 г. Трехцветный флаг был назван флагом царя московского, т.е. государственным флагом.

Закон о государственном флаге РФ был принят 8.12.00г., одобрен Советом Федерации 21.12.00г. и подписан Президентом В.В. Путиным 25.12.2000 года. Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду непорочность, нетленное совершенство. Цвет неба, ближе к Богу. Синий - символизирует веру и верность, постоянство. Красный символизирует энергию силу, кровь, пролитую за “веру, царя и отечество”.

№10 Десятое задание: Из предложенных гимнов стран мира выберите гимн РФ.

Звучит мелодии гимнов нескольких стран мира, среди них и гимн РФ.

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Василина выставляет знак команды в табло.

В качестве рефлексии (т. к. она должна присутствовать на каждом Кл. часе) задать выполнение синквейна.

№11 Одиннадцатое задание:  Какой символ Российского государства появился первым?        

 (Считается, что первыми появились на Руси стяги (от древнерусского - флаги), как символ княжеской власти).

Катя отслеживает какая команда быстрее справилась с заданием.

Даша выставляет знак команды в табло.

Подробнее про гимн мы узнаем из рассказа Василины.

Еще один символ государства – гимн. Он как бы музыкально – поэтическое воплощение страны и ее народа. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины. Мы должны знать слова и музыку гимна, помнить, что - это один из символов нашей страны. При исполнении гимна мы должны вставать, мужчины – снимать головные уборы.

Впервые в России гимн появился при Петре I, их называли канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувства гордости за свою родину, вдохновляли народ на новые свершения. Принятию современного гимна РФ сопутствовали различные споры, но, несмотря на это, Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной думой в декабре 2000г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000г.

№12 Задание 12. Составьте синквейн на тему "Флаг России", «Герб России»

Памятка.  Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. 
Порядок написания синквейна: 
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание 
синквейна. 
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. 
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. 
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает 
своё отношение. 
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое 
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн на тему Флаг

флаг
государственный, военно-морской
поднимают, является, используют
полотнище прямоугольной формы, имеющее специальную расцветку
символ

Синквейн на тему Флаг

герб
символический, российский
символизирует, используется, представляет
эмблему государства, организованного общества города, или знатного рода 
отличительный знак

Даша и Василина помогают командам.

Подведение итогов:

Учитель и Катя  подводят итоги игры, подсчитывают баллы.

Ребята вот мы сегодня говорили о символах России.

 - Чем является Россия для нас?

- А знаете ли вы пословицы о Родине? 

Давайте с вами поиграем в игру «Собери пазлы»

-  какой темой мы сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

- что вам запомнилось больше всего? 

Спасибо ребята, вы хорошо поработали!

Заключительное слово учителя: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

№12 Задание 12. 

Составьте синквейн на тему «Флаг России»

Памятка.  Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. 
Порядок написания синквейна: 
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание 
синквейна. 
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. 
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. 
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает 
своё отношение. 
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое 
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Составьте синквейн на тему «Герб России»

Памятка.  Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. 
Порядок написания синквейна: 
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание 
синквейна. 
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. 
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. 
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает 
своё отношение. 
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое 
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

C ИНКВЕЙН: - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна : 1. Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . 2. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие. 3. Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. 4. Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. 5. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства,ассоциации , связанные с данным понятием.

Слайд 9

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час та тему "Символы моей Родины".

Классный час для учащихся 5-8 классов....

Классный час о государственных символах России

Классный час с красивой и подробной презентацией о флаге, гербе и гимне России, с фотографиями и историческими сведениями...

Классный час на тему: «Символы моей России»

Классный час на тему: «Символы моей России»...

Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...

Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...

Классный час 7 класс. «Символы государства»

Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение....

Сценарий классного часа на тему «Символы Российского государства».

Основная цель этого классного часа – это изучение государственной символики Российского государства.Цели классного часа1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, ее символике как отражени...