Педагогические подходы в обучении ребёнка с ТМНР
статья на тему
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети данной группы, в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений, (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы), ядерным из которых, являются интеллектуальные нарушения, различной степени выраженности. Приступая к обучению таких деток педагог сталкивается с рядом проблем. Данная статья рассказывает об основных затруднеиях и путях их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_pryoymy_tmnr.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и подходы педагогической работы с учетом проблем ребенка
Проблема | Сущность проблемы | Методы и подходы |
Искажение процесса восприятия и переработки сенсорной информации поступающей от органов чувств. | В силу искаженного и хаотичного восприятия сенсорных раздражителей, ребенок испытывает дискомфортные впечатления и пытается либо оградить себя от них (отказывается контакта со взрослыми, совместных игр с детьми), либо он выстраивает систему пассивных (отрешённость) или активных (сопротивление) защит от внешних раздражителей | Применение метода сенсорной интеграци. Сущность методики в том, что сначала ребенку прививают опыт положительного восприятия каждой сенсорной сферы, а затем развивают способности полисенсорного восприятия информации. Для использования этого метода необходимо создание специальных условий, наличие сенсорной комнаты, разработки специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции |
Отсутствие интереса к происходящему и окружающему, психоэмоциональные расстройства, сложности в поведении | В силу психофизических и интеллектуальных нарушений у ребенка отсутствует интерес к познанию окружающего предметного и социального мира. Невозможность ребёнка самостоятельно развлечь и занять себя, накладывает существенный отпечаток на его психоэмоциональную сферу. Ребенок всячески требует к себе повышенного внимания, проявляющегося в баловстве, гиперактивности, истериках, криках, вычурнотом поведении | Внедрение элементов метода эрготерапии. Суть педагогической помощи, при данном методе, заключается в подборе для ребёнка интересных, доступных занятий и способов деятельности, которые постепенно и целенаправленно усложняются педагогом, и в конечном результате ведут к овладению ребёнком необходимого социального умения или навыка. Данный метод позволяет существенно улучшить моторные, познавательные, бытовые, трудовые, досуговые, социальные и эмоциональные возможности ребёнка. |
Неподготовленность ребенка к деятельности | Ребенок в силу своих ограничений или отсутствия опыта не может самостоятельно выполнять определённые действия, отсюда вытекает нарушение развития личности ребёнка в целом, ибо общеустановленно, что развитее возможно лишь через собственную деятельность | Включение в работу метода совместно - разделённых действий. Данный метод базируется на том, что работу необходимо начинать с совместных с ребёнком действий, постепенно увеличивая долю активности ребёнка. В итоге нужно довести активность ребёнка до максимального уровня, когда он сможет сам выполнять действие и выступать субъектом деятельности. |
Выраженные нарушения слуха, языковых и речевых способностей | У ребенка отсутствуют навыки вербальной коммуникации, он не может сообщить о своих потребностях и интересах, что существенно влияет на его эмоциональное состояние | Использование в общении технологий альтернативной коммуникации. Замена речи средствами невербальной коммуникации: жесты, рисунки, пиктограммы, эмоции |
Когнитивные нарушения | Снижение памяти, внимания, умственной работоспособности, повышенная утомляемость | Систематическое использование в работе коррекционно-развивающих игр и заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению
Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....
Обучение как искусство соразмерности и гармонии (или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)
В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда Екатериной II был основан Смольный институт. ...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
«Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие развития личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»
В статье обобщен опыт работы с использованием технологии личностно-ориентированного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....
Доклад на тему "Основные положения и особенности реализации дифференцированного подхода в трудовом обучении школьников с ТМНР"
Трудовое обучение школьников с ТМНР...
Открытый доклад на XXXII конференции ИТО 2021 "АЙТРЕКЕР - новая возможность в образовании ребёнка с ТМНР"
В докладе представлен опыт работы с учащимися с использованием айтрекера. С более полной информацией можно ознакомиться в сборнике материалов XXXII конференции "Современные информационные т...
Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...