Педагогические подходы в обучении ребёнка с ТМНР
статья на тему

Аристова Галина Александровна

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети данной группы, в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений, (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и  эмоционально – волевой сферы), ядерным из которых, являются интеллектуальные нарушения, различной степени выраженности. Приступая к обучению таких деток педагог сталкивается с рядом проблем. Данная статья рассказывает об основных затруднеиях и путях их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_pryoymy_tmnr.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Методы и подходы педагогической работы с учетом проблем ребенка

Проблема

Сущность проблемы

 Методы и подходы

Искажение процесса восприятия  и переработки сенсорной информации поступающей от органов чувств.

 В силу искаженного и хаотичного  восприятия  сенсорных раздражителей,  ребенок испытывает дискомфортные впечатления и пытается  либо оградить себя от них (отказывается контакта со взрослыми, совместных игр с детьми), либо  он выстраивает систему пассивных (отрешённость) или активных (сопротивление) защит от внешних  раздражителей  

Применение метода сенсорной интеграци. Сущность методики в том, что сначала ребенку прививают опыт положительного восприятия каждой  сенсорной сферы, а затем развивают способности полисенсорного восприятия информации. Для использования этого метода необходимо создание специальных условий, наличие сенсорной комнаты, разработки специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

Отсутствие интереса к происходящему и окружающему, психоэмоциональные расстройства, сложности в поведении

 В силу психофизических и интеллектуальных нарушений у ребенка отсутствует интерес к познанию окружающего предметного  и социального мира. Невозможность ребёнка самостоятельно развлечь и занять себя, накладывает существенный отпечаток на его психоэмоциональную сферу. Ребенок всячески требует к себе повышенного внимания, проявляющегося в  баловстве, гиперактивности, истериках, криках, вычурнотом поведении

Внедрение элементов метода

эрготерапии. Суть педагогической помощи, при данном методе, заключается в подборе для ребёнка интересных,  доступных занятий и способов деятельности, которые постепенно и целенаправленно усложняются педагогом, и в конечном результате ведут к овладению ребёнком необходимого социального умения или навыка. Данный метод позволяет существенно улучшить моторные, познавательные, бытовые, трудовые, досуговые, социальные и эмоциональные возможности ребёнка.

Неподготовленность ребенка к деятельности

Ребенок в силу своих ограничений или отсутствия  опыта не может самостоятельно выполнять  определённые действия, отсюда вытекает нарушение  развития личности ребёнка  в целом, ибо общеустановленно, что развитее возможно лишь через собственную деятельность

Включение в работу метода совместно - разделённых действий.  Данный метод базируется на том, что работу необходимо начинать с совместных с ребёнком  действий, постепенно увеличивая долю активности ребёнка.  В итоге нужно довести активность ребёнка до   максимального уровня, когда он сможет  сам выполнять  действие и выступать субъектом деятельности.

 Выраженные нарушения слуха, языковых и речевых способностей

 У ребенка отсутствуют навыки   вербальной  коммуникации,  он не  может сообщить о своих потребностях и интересах, что существенно влияет на его эмоциональное состояние

Использование в общении технологий альтернативной коммуникации. Замена речи средствами невербальной коммуникации: жесты, рисунки, пиктограммы, эмоции

Когнитивные нарушения

Снижение памяти,  внимания, умственной работоспособности, повышенная утомляемость

Систематическое использование в работе коррекционно-развивающих  игр и заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Обучение как искусство соразмерности и гармонии (или к вопросу о педагогических подходах гендерного обучения на примере пансиона воспитанниц)

В России неоднократно предпринимались попытки раздельного обучения мальчиков и девочек. Началом женского образования принято считать 1764 год, когда  Екатериной II был основан Смольный институт. ...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

«Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие развития личности ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

В статье обобщен опыт работы с использованием технологии личностно-ориентированного обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....

Открытый доклад на XXXII конференции ИТО 2021 "АЙТРЕКЕР - новая возможность в образовании ребёнка с ТМНР"

В докладе представлен опыт работы с учащимися с использованием айтрекера. С более полной информацией можно ознакомиться в сборнике материалов  XXXII конференции "Современные информационные т...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...