НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФК В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
статья на тему

Евдохин Василий Владимирович

Теория и практика формирования самостоятельности личности, верификации самостоятельной работы как формы, метода, средства, ресурса, продукта педагогического и профессионально-педагогического генеза уникальны, т.к. в структуре данного процесса есть и объективные, и субъектные, и субъективные характеристики, слагаемые, величины, компоненты и прочие единицы измерения современной педагогики, фасилитирующие понимание явления или феномена, оптимизирующие педагогически обусловленные процессы и модифицирующие традиционные средства, детерминирующие принципы педагогического взаимодействия, фасилитирующие получение высоких результатов (продуктов обучения и взаимодействия) современными методами обучения, методами развития и формирования творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evdokhin_v_v_i_dr_statya_fayl_1.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евдохин Василий Васильевич – МНБОУ "Лицей №76", учитель ФК, г. Новокузнецк

Евдохина Анастасия Николаевна – МБОУ "СОШ №61", учитель математики, г. Новокузнецк

Козырева Ольга Анатольевна – к. п. н., доцент, Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФК В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

        Теория и практика формирования самостоятельности личности, верификации самостоятельной работы как формы, метода, средства, ресурса, продукта педагогического и профессионально-педагогического генеза уникальны, т.к. в структуре данного процесса есть и объективные, и субъектные, и субъективные характеристики, слагаемые, величины, компоненты и прочие единицы измерения современной педагогики, фасилитирующие понимание явления или феномена, оптимизирующие педагогически обусловленные процессы и модифицирующие традиционные средства, детерминирующие принципы педагогического взаимодействия, фасилитирующие получение высоких результатов (продуктов обучения и взаимодействия) современными методами обучения, методами развития и формирования творческих способностей.

        Остановимся подробнее на феномене «культура самостоятельной работы» (КСР), характеризующей личность и ее активность с позиции сформированности определенного качества, предопределяющего возможность и практику продуцирования благ и ценностей определенной природы и свойств. Это относится и к КСР обучающегося [], и к КСР педагога [].

        Итак, под культурой самостоятельной работы обучающегося будем понимать механизм включения личности в социальные отношения и социально обусловленные процессы (социализация), которые в основе своего утверждения и одобрения имеют продукты жизнедеятельности, полученные и получаемые в структуре самосовершенствования и самореализации личности, являющихся продолжением заложенных в человеке основ социальных взаимоотношений и предметных знаний, сформированных моделей объективного познания и преобразования внутреннего мира и социальной среды, компетенций и ценностей, располагающих личность к построению, детерминации, оптимизации, верификации акметраектории в структуре реализуемого вида ведущей деятельности и общения.

        Под культурой самостоятельной работы педагога будем понимать ситуативно, полисистемно, самостоятельно реализуемую четырехуровневую модель формирования личности в ресурсах и продуктах описываемого нами феномена и явления, – на объектном (первом) уровне – закладываются базовые компетенции, характеризующие личность с позиции владения всеми способами фиксации информации – аннотации, тезисы, записи, выписки, планы, конспекты, рефераты, дитексы, диаграммы, графики, технические рисунки, цитаты и пр.; на индивидуальном (втором) уровне – формируются компетенции, определяющие возможность личности продуктивно моделировать разнообразные педагогические средства и продукты жизнедеятельности; на субъектном (третьем) уровне – формируются компетенции верификации и оптимизации разработанных педагогических средств; на личностном (четвертом) уровне – формируются компетенции, обеспечивающие возможность личности распространять в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах продуцированные и верифицированные, оптимизированные и модифицированные авторские педагогические средства.

        Рассмотрим возможность формирования КСР педагога и КСР обучающегося в структуре выделяемых форм, методов, средств, условий, системы принципов и прочих аспектов детализации педагогически обусловленных процессов через анализ технологической модели формирования КСР педагога (модель 1), модифицированной из учебного пособия [Горбунова ППК], в которой представлены три технологии формирования КСР – 1) технология формирования КСР обучающегося [], 2) RP-технология педагогического взаимодействия [], 3) технология системно-педагогического моделирования, полисистемно верифицирующая возможность определения субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях и средах. Обозначенные продукты деятельности могут быть получены в выделенных нами формах формирования КСР, выделяемые и модифицируемые системы принципов формирования КСР предопределяют получение качества и количества продуцируемых педагогических средств в широком смысле понятия.

        КСР обучающегося в структуре детерминируемой модели 1 в максимально допустимой практической форме – это участие в научно-практической конференции обучающихся, которое было практически реализовано в 2012/2013 уч. году, так в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» 2013 года принимали участие обучающиеся школ Юга Кузбасса, качество моделированных портфолио зависело от помощи педагогов и родителей, от возможностей проявить себя и показать свои достижения, от населенного пункта, в котором проживает ребенок, от социального статуса ребенка (дети, воспитывающиеся в семье или дети, воспитывающие в детском доме), от уверенности, что его работа может быть рассмотрена комиссией и пр. []. 

        В структуре формирования КСР педагога продукты деятельности определяются сформированностью потребностей и возможностей личности педагога и обучающегося, включенных в процесс педагогического или профессионально-педагогического взаимодействия, детерминирующих и предопределяющих качество целеполагания и жизнеспособность получаемых продуктов (педагогических средств).

Модель 1.
Технологическая модель формирования КСР педагога
 

Учебные заведения

Педагогические технологии

Продукты деятельности

СОШ, гимназии, лицеи

Технология формирования КСР

Реферат, аннотация, выписки, записи, конспекты, рецензии, планы, научная статья, рисунок, схема, презентация, диаграммы, модель, сочинение, продукт конкурсного задания и пр.

Спузы

RP-технология педагогического
взаимодействия

Реферат, научная статья, творческий проект, курсовой проект/работа, презентация, выпускная квалификационная работа и пр.

Педвузы

Технология
системно-педагогического
моделирования

Реферат, научная статья, электронный учебник, авторская программа, творческий проект, курсовой проект/работа, презентация, выпускная квалификационная работа и пр.

ФПК и ФПП

Реферат, научная статья, электронный учебник, учебник, сборник задач, учебное пособие, учебно-методическое пособие, методические рекомендации, УМК творческий проект, предметно-педагогическая презентация, электронный справочник, авторская программа, и пр.

Рабочие места

Выше перечисленные

Формы формирования КСР

Классно-урочная система обучения:

- декадники,

- конференции,

- кружки,

- лабораторные работы,

- лекции,

- "Мозговой штурм",

- научно-исследовательская работа школьников,

- предметные вечера,

- олимпиады,

- практикумы,

- семинары,

- факультативные занятия,

- экскурсии,

- соревнования,

- тренировки

Лекционно-семинарская
система обучения

Лекции:

  • Традиционная лекция
  • Лекция-презентация
  • Проблемная лекция
  • Лекция-конспект
  • Лекция продуктивной педагогики
  • Лекция-контекстного анализа
  • Лекция-демонстрация
  • Лекция-дискуссия
  • Лекция-консультация
  • Лекция-работа со старшими курсами
  • Лекция-вектор формирования КСР педагога
  • Лекция-предметно-педагогическая презентация
  • Лекция-социокультурный анализ
  • Лекция с примерами выполняемых заданий

Семинары:

  • Традиционные семинары
  • Семинары в форме дискуссий, диспутов, «Мозгового штурма» и пр.
  • Семинары-защиты продуктов педагогической деятельности
  • Семинар-обсуждение продуктов педагогической деятельности/ предметно-педагогических презентаций и пр.

Участие в научных, научно-практических и научно-методических конференциях, смотрах, конкурсах, программах, ГРАНТ-ах и пр.

        В модели 2 представлено распределение учебных предметов ФГОС 2 – специальность – педагоги, учителя; ФГОС 3 педагогического блока – направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура».

        Модель 2.
Методико-методологический блок формирования КСР педагога
в структуре изучения педагогических дисциплин

Структурно-содержательный блок

I. Изучение разделов педагогики с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия.

Специалитет

  • «Введение в педагогическую деятельность». R-уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: презентация «Я – профессионал», решение занимательных задач.
  • «Психолого-педагогическая антропология». R-уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект, в структуру коего входит моделирование электронного учебника, моделирование категорий современной ППА, решение занимательных задач.
  • «Общие основы педагогики» или «Теоретическая педагогика». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: реферат, классный час, моделирование дефиниций категории «воспитание», решение занимательных задач.
  • «Теория и методика воспитания». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: творческий проект, моделирование дефиниций категории «воспитание», решение занимательных задач.
  • «Теория обучения. Педагогические технологии». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: творческий проект «Разноуровневая технология изучения темы «…», презентация проекта, решение занимательных задач.
  • «История педагогики и образования». R-уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект, в структуру коего входит моделирование электронного учебника, решение занимательных задач.
  • «Основы профориентологии». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: творческий проект, презентация проекта, моделирование дефиниций современной профориентологии, решение занимательных задач.
  • «Социальная педагогика». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: реферат или творческий проект, презентация, решение занимательных задач.
  • «Психолого-педагогический практикум». R-уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: решение психолого-педагогических и занимательных задач.
  • «Управление образовательными системами» или «Курсы по выборам». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: творческий проект «Паспорт школы» / «Организационно-педагогическая модель управления школой», решение занимательных задач.
  • «Специальная педагогика». R-уровень: контрольные вопросы, контрольная работа и/или дидактический тест. P-уровень: реферат или творческий проект, решение занимательных задач.

Бакалавриат

  • «Теоретическая педагогика». R -уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект (наивысшей формой является научная публикация), профессионально-педагогическая презентация («Паспорт школы»), решение занимательных задач.
  • «Практическая педагогика». R -уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект (наивысшей формой является научная публикация), решение занимательных задач.
  • «Истории педагогики и образования». R -уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект «Биография и педагогическое наследие …» (наивысшей формой является научная публикация), конспект первоисточников.
  • «Методика воспитательной работы». R -уровень: контрольные вопросы, дидактический тест. P-уровень: творческий проект (наивысшей формой является научная публикация), решение занимательных задач.

II. Педагогическая практика.

III. Итоговые государственный испытания.

IV. Система переподготовки кадров (ИПК, ФПК).

Рефлексивный блок

  • Презентация «Я – профессионал»
  • Профессионально-педагогический кейс

        Одной из высших форм сформированности КСР педагога является участие педагога в научно-практической конференции. Особенно ценны в такого рода описании и оценке очные научно-практические конференции для молодых педагогов, кроме того, имеющие в своем арсенале стимулов-подтверждений – сертификаты участника конференции, а также для самых лучших – дипломы I, II, III степени. Такого рода работа велась и ведется в Кузбасской государственной педагогической академии. Примером ее может быть коллективная работа, т.е. публикация, написанная в соавторстве, где статус публикации «авторство не разделено», а в блоках можно проследить ресурс и результат формирования КСР педагога.

        Приведем одну из типичных решаемых для бакалавров-педагогов задач – моделирования системы принципов педагогического взаимодействия.

Система принципов педагогического взаимодействия педагога по ФК и обучающихся СОШ (Евдохин В. В., 2014):

1) Принцип научности, наглядности, доступности, прочности последовательности, системности и систематичности в реализации условий и специфики педагогического воздействия, построенного с учетом нормального распределения способностей обучающихся.

2) Принцип создания благоприятных или оптимальных условий для реализации идей и моделей здоровьесберегающей педагогики:

  • принцип рационального питания и оздоровления личности в воспитательно-образовательной среде ОУ (образовательного учреждения);
  • принцип своевременного восстановления и отдыха личности обучающегося через различные виды и формы формирования культуры самостоятельной работы (а также их сочетание);
  • принцип формирования своевременной потребности в самовыражении, самореализации и самосовершенствовании на основе определения направления (спорт, наука, искусство, культура и пр.), вида, подвида и прочих специфических особенностей, доступных обучающемуся в среде ОУ и системе дополнительного образования детей и юношества;
  • принцип единства физического, духовного и интеллектуального начал в практике решения задач здоровьесберегающей педагогики.

3) Принцип ценностно-смысловой направленности педагогического взаимодействия.

  • принцип единства целей и ценностей педагогического взаимодействия;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.).
  • принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального самовыражения, поддержания оптимального фона педагогического взаимодействия.

4) Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности, определяемой нами с точки зрения формирования структур личности через базовые модели современной педагогики и психологи:

  • принцип формирования потребности в двигательной активности, занятиях физической культуры и спортом;
  • принцип оптимизации подбора нагрузок и требований к обучающимся;
  • принцип перехода от обучения к самообучению;
  • принцип перехода от контроля к самоконтролю;
  • принцип формирования и развития внутренней мотивации учения, оптимально подобранного уровня притязаний личности, адекватной, позитивной самооценки личности.

5) Принцип реализации идей и практики непрерывного образования, определяющийся в модели «образование через всю жизнь».

        Статистка продуцирования педагогических средств будущими педагогами по ФК за последние три года в Кузбасской государственной педагогической академии на факультете физической культуре превысило отметки «300», качество и возможности такого рода деятельности зависят от способности социальной и социально-профессиональной среды понять условия и специфику профессионально-педагогической деятельности, принять априори нормальное распределение способностей обучающихся, дать возможность каждому выбрать направление деятельности в соответствии с постановкой и решением субъектно-средовых противоречий, определяемых в модели «хочу – могу – надо – есть».

        Различные направления социализации и самореализации развивающейся личности позволяют найти то позитивное направление, которое бы позволило личности в нормальном распределении попасть в группу «5 % справа на кривой нормального распределения способностей генеральной совокупности субъектов общества».

Список литературы

        

  1. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  2. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.
  3. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
  4. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  5. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 55 с. – ISBN 978–5–85117–739–2.
  6. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 45 с. – ISBN 978–5–85117–740–8.
  7. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 54 с. – ISBN 978–5–85117–741–5.
  8. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 49 с. – ISBN 978–5–85117–743–9.
  9. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. – 53 с. – ISBN 978–5–85117–742–2.
  10. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
  11. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.
  12. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 627 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–226–3.
  13. Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. – 363 с. – ISBN 978–5–7148–0360–4.
  14. Козырева, О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
  15. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 217 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  16. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
  17. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. – 359 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–270–0.
  18. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
  19. Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие/ Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.- 46 с. [+приложение на DVD].- ISBN 978-5-85117-554-1.
  20. Кошелев, А. А. Портфолио школьника : учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
  21. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2012. – 113 с. – ISBN 978-5-85117-675-3.
  22. Руковицын, Н. А. Понятие самоидентификации и самореализации личности в контексте моделирования портфолио обучающегося / Н. А. Руковицын, О. А. Козырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции 5 ноября 2013 г., Чебоксары / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 62-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции у будущих педагогов, обучающихся в колледже

Статья посвящена вопросам  формирования социальной компетенции у студентов педагогического колледжа. В статье затронуты стратегии поведения студентов, влияющие на развитие социальной компет...

Формирование социальной компетенции у будущих педагогов,

Презентация к статье "Формирование социальной компетенции у будущих педагогов"...

Технология "Портфолио" в формировании компетенций самосовершенствования у будущих педагогов: статья на международной конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

IV Международная научно-практическая конференция (2012г.)Форма участия: заочнаяТема доклада: "Технология "Портфолио" в формировании компетенций самосовершенствования у будущих педагогов" На...

Некоторые аспекты организации домашней самостоятельной работы.

Метод, который помогает учителю выяснить способности учащихся, развивать их творческий интерес – это самостоятельная работа. Работая самостоятельно, учащийся должен постепенно овладевать приёмами само...

Формирование профессиональной компетентности у будущих менеджеров средствами новых информационных технологий как педагогическая проблема

Проблема формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в современных ее тенденциях развития образования базируется на недостаточной научно - теоретической и практической разработ...

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».

Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...