«Выбор профессии-сложное дело»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Продолжать подготавливать детей к выбору профессии. Попытаться выявить к какому типу относятся дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профориентирование детей | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выбор профессии-сложное дело»
Цели занятия
1. Ориентировать школьников на осознанный выбор профессии.
2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.
3.Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.
Введение
Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
Основная часть занятия
1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».
Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же.
Примерное содержание. Система образования в Российской Федерации имеет три ступени.
Среднее профессиональное образование
Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.
Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню.
Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.
Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией.
Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию.
2. Обсуждение.
По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.) Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.
3. Анализ результатов анкетирования.
Сейчас вам будут розданы анкеты, мы сможем определить, к какой профессии у вас есть склонность и возможности.
Данные анкет покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения детей, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье».
. Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения.
«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов).
Назовите еще примеры профессий такого типа. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?
«Человек—техника». Деятельность подразумевает действия по обслуживанию технических процессов — монтаж, наладка, сборка, эксплуатация и контроль за эксплуатацией технических устройств. Это могут быть профессии управленческого и исполнительского звена. Например, инженер-конструктор спроектировал станок, мастер-наладчик собрал его и следит за исправной работой, токарь эксплуатирует его, т. е. осуществляет на станке рабочие операции. Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?
«Человек — знаковая система». Разберемся с понятием «знаковая система». Знаковая система — это набор определенных знаков, используемых для получения, хранения, переработки и передачи информации. Например, язык, алфавит (буквы), математические формулы (цифры), системы счисления (коды), схемы, чертежи, карты (линии), сигналы звуковые (звуки) и цветовые, световые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система состоит из знаков и определенных правил выполнения действий над ними. Существует даже целая наука, изучающая знаки, их системы и принципы действия, — семиотика.
К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами.
«Человек — художественный образ». Раскроем понятие «художественный образ». Вы знакомились с ним на уроках литературы. Что это?
Профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр.
«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.
Назовите еще профессии этого типа. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?
Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.
Анализ результатов. По каждому столбцу подсчитай сумму, исключая зачеркнутые цифры. Запиши сумму в строку «Результаты».
Наибольший результат указывает на наиболее подходящие для тебя профессии.
Если в столбце сумма мала или вообще отрицательна, эти профессии тебе не рекомендуются. В каждом столбце должно быть не больше 8 баллов.
В качестве альтернативы можно предложить учащимся следующую методику исследования способностей школьника в целях профориентации.
Определение типа будущей профессии
Типы профессий Утверждения дли самооценки | 1. Природа | 2. Техника | 3. Знак | 4. Искусство | 5. Человек |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Легко знакомлюсь с людьми |
|
|
|
| 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить |
| 1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
|
|
| 1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными | 1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить |
|
| 1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами |
|
|
|
| 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными | 1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
|
| 1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
| 2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
|
|
| 2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных | 1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
|
|
| 1 |
|
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин |
| 1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы |
|
| 2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
| 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
| 2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество |
|
|
| 2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными | 2 |
|
|
|
|
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
|
| 2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
|
|
|
| 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди |
| 1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
|
| 1 |
|
|
7.3 Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
| 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
| 1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных | 2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
| 1 |
|
|
|
27.Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения |
|
|
|
| 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными | 1 |
|
|
|
|
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
|
| 1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
| 1 |
|
Результаты_______________________________ |
|
|
|
|
|
Оценка способностей школьника
Инструкция. Предлагается контрольный лист с таблицей и вопросами, распределенными в девять разделов. Отвечая на вопрос, рядом с его цифрой в таблице поставь «+» или «-». Подсчитай в нижней строке количество плюсов в каждом столбце.
I | 11 | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верно ли, что в детстве ты очень любил:
1) подолгу играть в подвижные игры;
2) продумывать игры и верховодить в них;
3) играть в шашки и в шахматы;
4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;
5) читать стихи и петь песни;
6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;
7) слушать и сочинять сказки или истории;
8) рисовать сам или наблюдать;
9) подолгу рассматривать картинки в книжках?
Нравится ли тебе сейчас:
10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;
11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;
12) помогать ребятам решать математические задачи;
13) читать об известных открытиях и изобретениях;
14) участвовать в художественной самодеятельности;
15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;
16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;
17) заниматься в изостудии, изокружке;
18) писать сочинение на свободную тему?
Получаешь ли ты особое удовольствие:
19) от участия и борьбы в спортсоревновании;
20) от своего умения расставить людей, распределить работу;
21) от решения трудных математических задач;
22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;
23) от игры на сцене;
24) от общения с людьми;
25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;
26) от посещения художественной выставки;
27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?
Часто ли тебя тянет:
28) к длительным физическим упражнениям;
29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;
30) к разгадыванию математических шарад;
31) к изготовлению каких-либо моделей;
32) участвовать в постановке спектаклей;
33) помочь людям, посочувствовать им;
34) поиграть на музыкальном инструменте;
35) порисовать красками или карандашами;
36) писать стихи или вести дневник?
Любишь ли ты в течение продолжительного времени:
37) заниматься спортом или физическим трудом;
38) энергично работать вместе с другими;
39) заниматься черчением или шахматами;
40) копаться в механизмах, приборах;
41) заботиться о младших, слабых или больных людях;
42) думать над судьбами людей;
43) исполнять музыкальные пьесы;
44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;
45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению?
Интерпретация
По каждому столбцу подсчитывается сумма положительных ответов (« + »). Столбцы, в которых таких ответов больше, отсылают к следующим способностям.
Физические (1, 10, 19, 28, 37).
Организационные (2, 11, 20, 29, 38).
Математические (3, 12, 21, 30, 39).
Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40).
Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41).
Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).
Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).
Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).
Филологические (9, 18, 27, 36, 45).
Обсуждение результатов двух исследований.
Совпали ли результаты с вашими желаниями или это открытие для вас? Об этой ли сфере деятельности вы мечтали? Считаете ли вы, что при выборе профессии нужно ориентироваться на данное психологическое исследование или стоит выбирать профессию исходя из других критериев — заработка, престижности и пр.? Стоит ли жертвовать интересом к делу ради заработка, престижа?
5. Игровой блок.
Упражнение «Профессия на букву».
Цель — показать многогранность видов профессиональной деятельности и их сущности, скорректировать представления учащихся о характеристиках и требованиях тех или иных профессий. Проводится не более 15 мин.
Описание. Можно разделить учащихся на три команды (для удобства — по рядам). Ведущий (учащийся или преподаватель) называет букву. Задача команд — назвать профессию на эту букву. Приветствуются не совсем распространенные профессии. Если названная профессия не известна остальным командам, назвавшая ее команда должна пояснить смысл профессии. Если объяснение не прояснило суть, т. е. учащиеся не смогли внятно растолковать значение данной профессии, балл не присваивается. Однако преподаватель может задавать наводящие вопросы, и в этом случае, если ответить все же удалось, балл присваивается. Чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.). Игра проста, однако вызывает у учащихся интерес, так как активизирует их к поиску новых знаний о профессиях. Кроме того, создает установку на необходимость профессионального определения.
Заключение
Итак, мы с вами поняли, что выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. А самое главное и важное, что вы должны сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным для вас предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»
Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...
Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»
данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...
Родительское собрание «Выбор будущей профессии – дело серьёзное».
Цель: доказать взаимосвязь и объяснить необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, обеспечить багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жи...
Презентация "Выбор профессии. Сложно ли это?"
Презентация "Выбор профессии. Сложно ли это?"...
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Обобщение опыта работы по разработке КТП курса по выбору - "Основы военного дела"
Представленный методический материал является примером разработки КТП по курсу "Основы военного дела"....
: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»
Урок с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...