Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде
статья (11 класс) на тему

Новикова  Валентина Владимировна

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_novikovoy_v.v.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Доклад

социального педагога

Новиковой Валентины Владимировны

на тему « Профилактика жестокости и агрессивности

в подростковой среде»

Павловский Посад

2015 г.


Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде.

 История человечества полна жестоких событий. Войны, пытки, насилие над женщинами и детьми, пренебрежение стариками — лишь отдельные примеры жестокости, сопровождающей развитие любого общества. Преодолению агрессивности, как одной из важнейших социальных проблем, в мире уделяется большое внимание. В частности, создаются разнообразные психосоциальные технологии, направленные на предупреждение агрессивности у людей. В современной России, испытывающей «криминогенный шок», профилактика агрессивности у детей и подростков является объективной необходимостью. По результатам опросов общественного мнения преступность и, в частности, подростковая преступность, волнует людей не меньше, чем инфляция или рост цен. По данным государственной статистики выбывание учащихся из школ по неуважительным причинам, отсутствие трудоустройства подростков, социальное сиротство и криминализация подростковой среды достигли таких размеров, что каждое шестое зарегистрированное в стране преступление совершается несовершеннолетними.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в подростковой среде.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, необходимо начинать с преподавателя с его переосмысления профессиональных ценностей. Обсудим такое явление как буллинг.

1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».

  1. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашем учебном заведении. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов сообщества, которые, на ваш взгляд, склонны к проявлению физического или психологического насилия. Включить в него можно также преподавателей и родителей. Прежде всего, необходимо понять, где находится «силовой» дисбаланс.
  1. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет преподаватели, административные работники, студенты. Многое можно почерпнуть из ежедневных наблюдений за отношениями студентов, преподавателей и родителями.

Полезно также составить и использовать короткие анкеты, на вопросы которых смогли бы анонимно ответить все члены сообщества, включая родителей. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Они также дают возможность оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины. Вы также сможете определить, какие меры нужно предпринять, чтобы подростки чувствовали себя защищенными. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах студенты сталкиваются с буллингом и как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, кто заинтересован, а кто нет в борьбе с этим явлением. Вы также узнаете реакцию  персонала и родителей на буллинг, и, более того, какие дополнительные внешние силы, на их взгляд, следует привлечь для решения проблемы.

4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия  с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует такое сообщество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в эффективном решении этой проблемы. Для привлечения такой «полиции» требуются следующие формальные документы:

  • заявление учебного учреждения;
  • краткое определение буллинга с иллюстрациями;
  • декларация правил поведения в сообществе для студентов, преподавателей, административных работников и родителей;
  • заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его устранить;
  • общее описание мер, которые предпринимаются по борьбе с буллингом.

5. Обсуждение проблемы. Беседы со студентами как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство подростков презирают «обидчиков», поэтому ваша задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг — обращение к чувствам, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с подростками, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими подростками.

Вот некоторые рекомендации:

  • обсудите со студентами, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить;
  • предложите студентам написать об известном им конфликте, который произошёл в учебном заведении. С их разрешения зачитайте его, и предложите им дать определение буллингу. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчёркивая наиболее реальные из них;
  • ознакомьте студентов с материалами (видео, книги), которые содержат информацию на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»

Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....

Психолого-педагогическая профилактика суицидальных явлений в подростковой среде

Материал взят с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан.Автор Макарова Т.П....

«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»

В статье рассматриваются причины появления различного типа девиаций в поведении, в том числе факторы суицидального риска; даны рекомендации по организации работы по профилактике деструктивных проявлен...

"Профилактика вредных привычек в подростковой среде".

"Профилактика вредных привычек в подростковой среде"....

Психологическое сопровождение с целью профилактики суицидальных настроений в подростковой среде.

Определение понятий: суицид, суицидальное поведение, суицидент. Типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Динамика развития суицидального поведения (стадии). Причины с...

Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде.

Родительское собрание для 5- 9 классов...