«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»
статья по психологии на тему
В статье рассматриваются причины появления различного типа девиаций в поведении, в том числе факторы суицидального риска; даны рекомендации по организации работы по профилактике деструктивных проявлений в молодежной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_negativnykh_proyavleniy_i_suitsida_v_podrostkovoy_srede.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»
Все негативные явления, с которыми мы сталкиваемся и привычно называем отклоняющимся или девиантным поведением по сути своей являются звеньями одной цепи. Если присмотреться повнимательнее, то всякое отклоняющееся поведение это некий звоночек, сигнал о бедствии, о неблагополучии, который посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие, будь это агрессивное поведение или невыученный урок, нарушение дисциплины, курение и т.п. Если мы, взрослые, не обращаем внимание на эти сигналы, либо обращаем на них внимание негативное, оценочное, пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь в разрешении возникших трудностей, сложностей, поведение чаще всего ухудшается, переходит на новый более серьезный виток. Так и идет по цепочке: нарушения в поведении, неуспеваемость, конфликты, агрессивное поведение, насилие и жестокость по отношению к окружающим, порча школьного имущества, пропуски уроков, и т.д. и т.п., вплоть до правонарушений, преступлений, и разного рода зависимостей(следовательно, итог: девиантное поведение).
Прежде чем говорить о том, как «бороться» с негативными проявлениями, давайте определимся, с чем же мы «боремся», с каким «врагом»? Чаше всего нам приходится вести «борьбу» с различными проявлениями девиантного поведения в широком смысле этого определения.
По определению, девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, сопровождающееся социальной дезадаптацией.
К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами) (алкоголизм, токсико- и наркомания, гемблинг (игровая зависимость)), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками, а также суицидальное поведение.
В возникновении девиантного(в том числе аддиктивного и суицидального) поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями.
Причины всех этих явлений практически одни и те же: несформированность произвольности в поведении, неумение выстрваивать отношения с окружающими сверстниками и взрослыми, позиция эгоцентризма, когда на первом месте своя точка зрения, а другие даже не рассматриваются, неблагополучия в семье(в особенности).
Можно перечислить основные факторы, причины появления различного типа девиаций в поведении:
1.Нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
2. Несостоятельность семейного воспитания. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические
3.Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках).
4. Наличие определенных акцентуаций(чрезмерно выраженные отдельные черты) в характере подростка. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Школа, часто подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому на первое место в нашей работе выходит профилактика возникновения данных негативных проявлений, негативного поведения.
С основными направлениями профилактики, думаю, вы хорошо знакомы и в соответствии с ними строите свою работу. Напомню коротко их особенности.
Основные формы психопрофилактики различного вида девиантного поведения:
1.Работа, направленная на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
2.Работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время, выявление данных учащихся, выявление данных семей
3.Организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательные поведение личности. Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу на формирование установок направленных на здоровый образ жизни и трезвость.
4.Информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов, создание сайтов в Интернете.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждения статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков и алкоголя на здоровье и личность. Нередко информирование имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков и описываются драматические судьбы девиантов, их личная деградация. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций.
В некоторых случаях, напротив, ранее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызвать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация даётся несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению алкогольной и наркозависимости. должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
5.Активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:
- Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренингов изменяется установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развиваются способность говорить «НЕТ» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
- Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознанию эмоций, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируется принятия решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
- Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимается наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях. Также, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою жизненную позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающих ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
6.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. например, аддикция (зависимость) может играть важную роль в личностной динамике- повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получают что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают ранее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности- спорт, искусство, познание. если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
7.Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Наиболее эффективными являются, прежде всего, интерактивные формы проведения работы.
Как вы поняли из выше сказанного, с общими принципами профилактики девиантного поведения вы не только хорошо знакомы, но и опираетесь на них при организации своей работы.
Но сегодня на первый план выходит область профилактики нами практически не освоенная и поэтому пугающая своей новизной. Это профилактика такого вида девиантного поведения, как суицидальное.
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов, а нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.
Роль педагога в работе с такими детьми и подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений).
Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере ребенка, не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность.
Необходимо помнить, что подвержены риску суицида дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- Эмоционально чувствительные, ранимые
- Настойчивые в трудных ситуациях и одновременно, неспособные к компромиссам
- Негибкие в общении (способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны)
- Склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам.
- Склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения.
- Пессимистичные
- Замкнутые, имеющие ограниченный круг общения
Кто подвержен суициду. В своей работе нужно, прежде всего, обращать внимание на сообщества людей, которые могут быть наиболее подвержены суициду, назовем их группами риска.
- 1. Наследственные суициды.
- Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
- 2 Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).
- Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.
- 3 Дети-инвалиды.
- Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.
- 4. Трудные подростки
- Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
- 5 Беспризорники.
- Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.
- 6 Неформальные группы.
В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
- суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание,
любовь); - переживание обиды, одиночества, непонимания;
- любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
- чувство мести, злобы, протеста;
- подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
- страх наказания;
- избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.
Чаще всего, суицидальное действие совершается, когда человек не видит возможности решения своей эмоциональной проблемы, но и не может не отказаться, не примириться с тяжелой ситуацией. Напряжение становится столь высоко, что снять его кажется невозможным.
Истинными причинами суицида могут быть:
- - трудности в сфере человеческих отношений;
- - отчужденность от социальной среды – подростка не принимают сверстники. Возникает ощущение одиночества, отчуждение. Страдание является очень сильным, так как не удовлетворяются возрастные потребности в понимании, принятии;
- - насилие – как физическое, так и моральное. Тогда возникает ощущение безысходности, напряжения;
- - сильный стресс – в частности, смерть или расставание с близким человеком.
По сути, истинной причиной является не сама ситуация, а собственная оценка её. И тогда эмоциональная проблема обесценивает всю жизнь.
Специалисты разделяют суицидальные попытки на:
- истинные
- демонстративные
- шантажные
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше чем завершенных. Целью демонстративных, шантажных попыток является стремление добиться определенной цели, либо стремление обратить на себя внимание. Также это может быть ярким выражением протеста против трудной, тяжелой для человека ситуации. У детей и подростков понятие о смерти еще не зрелое, а способов конструктивного разрешения трудных жизненных ситуаций еще не достаточно в силу небогатого жизненного опыта. Им кажется, ситуация тупиковая и только лишив себя жизни, можно облегчить свое страдание или разрешить какие-то вопросы в свою пользу. И суицид – это крик о помощи! Есть еще один не маловажный фактор - это влияние окружающих сверстников. Иногда подросток совершает суицидальную попытку «за кампанию», т.е. решение не обдуманно, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть «как все».
Следует помнить, что любая суицидальная попытка чрезвычайна опасна! Во-первых, это может завершиться действительно смертью. Это может стать способом решения различных проблем. По сути, это манипулирование другими людьми. И любая проблема становится игрой со смертью. Это может быть также экстремальным, щекочущем нервы, своеобразным развлечением, снятием напряжения. И подростки, в данном случае делают порезы или излишне рискуют (например, встают на подоконник, демонстрируют желание выпить какие-то лекарства или токсические вещества). И, наконец, игры со смертью, могут перерасти в постоянное саморазрушающее поведение, а это наркотики, алкоголь, постоянное стремление рисковать.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость , отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. “Метафизическая интоксикация”, свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему, аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, когда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготах, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали - очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, — говорит мальчик, - иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, — не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать». — «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, - умереть? Что потом будет?» -«Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». - «Когда?» - «Когда смерть кончится».
По счастью, его из петли вынуть успели.
Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье - это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить.
- Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»;
«Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти;
Поведенческие признаки
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде — стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками;
- проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм —личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и
определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже; у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
- Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность визировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Самое главное, о чем следует помнить педагогическому коллективу любого образовательного учреждения: даже если в семье ребенок недополучает тепла, любви и заботы, даже если у родителей не получается давать ребенку то, что недодали в первые 7 лет жизни, это можем делать мы, психологи и педагоги, постепенно взращивая «внутреннего ребенка» в каждом ребенке, подростке в стенах школы.
Родители часто действительно искренне не догадываются даже, как «причиняют» в детстве добро своим детям, какие последствия могут быть, и честно хотят и делают «как лучше» для своих детей. Об этом тоже важно знать и помнить специалистам, контактирующим с родителями детей, дабы не наказывать родителей, что они не так воспитывают своих детей и не загрузить их чувством вины, ведь этих родителей воспитывали их родители, и делали это просто, как умели. Так что, родители также как дети больше всего нуждаются в поддержке, а не во фрустрации. Только мягкий просветительский формат, только поддержка, понимание и принятие родительской роли. И тогда родители, осознавая что-то новое, сами способны будут менять свой стиль воспитания детей.
Помните притчу про то, как поспорили между собой солнце и ветер, кто быстрее сможет сделать так, чтобы путник остался без одежды? Как сильно дул ветер, и злился, устраивая бурю со снегом, а путник кутался в изорванную ветром одежду всё больше. А солнце ласково погладило путника своими лучами, даря ему своё тепло и любовь, и путник сам сбросил свою одежду, наслаждаясь теплом и светом. Это ли не искусство и мастерство, доступное и нам, людям?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
для классного руководителя от социального педагога...
«Деятельность классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде»
Презентация к ранее опубликованному выступлению перед классными руководителями...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"
Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....
Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"
Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...
Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних
Выступление на Круглом столе при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Отрадное города Москвы с докладом на тему: "Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негати...
"Совершенствование работы по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних, находящихся в ТЖС и СОП»
Выступление для педагогического Совета. Раскрываются основные понятия: дети, неходящиеся в ТЖС и СОП....