Условия и факторы адаптации ребёнка в патронатной семье
статья на тему
Описание основных факторв и условий для адаптации детей в замещающих семьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metod.obedinenie_2014g.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Условия и факторы адаптации ребёнка в патронатной семье»
«Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания»
Конвенция о правах ребенка
Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи.
На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому следует уделять особое внимание работе со старшим поколением семьи, кровными детьми патронатных родителей и соседями.
Протекание процесса адаптации ребенка в семье требует постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим, физическим состоянием в новой семье.
У каждого патронатного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. У каждого из них были или есть кровные родители, родственники.. Дети, живя в кровной семье, видят модель поведения своих родителей, и эта модель поведения становится для них единственно правильной. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития в патронатной семье. Успешность адаптации ребенка в патронатной семьей может быть омрачена пережитыми им насилием, агрессией, сексуальным развращением, последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении.
Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни, его поведение носит агрессивный характер. У такого ребенка снижена самооценка и высок уровень личностной тревожности. Агрессивные действия направлены в большинстве случаев на детей младших по возрасту или физически слабых. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в играх детей. В определённых случаях агрессия становится личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая сверстника в детском саду или в школе, такие дети получают удовольствие. К сожалению, дети, испытавшие физическое насилие привносят его не только в игру, но и в повседневную жизнь. Почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере проявляют сексуализированное поведение, как отпечаток прошлой жизни.
Большинство детей, находящихся в государственных учреждениях испытывают на себе последствия материнской депривации, которые особенно ярко проявляются в адаптационный период. В данном случае к последствиям материнской депривации можно отнести следующее:
- высокий уровень личностной тревожности - на начальных этапах адаптации ребенка к новым условиям среды уровень тревожности резко повышается, в этот период наблюдаются обострение симптомов невротизации: энуреза, онанизма, раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К завершению адаптационного периода уровень личностной тревожности ребенка снижается.
- нарушение привязанности - дети, которые имели опыт проживания в семьях, имеют и опыт формирования привязанностей, но в связи с тем, что многие хорошо помнят кровных родителей, процесс формирования привязанности к патронатным родителям проходит долго и сложно.
- несформированность эмоционально-волевой сферы - незрелость эмоционально-волевой сферы формируют проблемы поведенческого характера. Неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из главных проблем адаптационного периода проживания ребенка в патронатной семье.
- собственничество – на начальной стадии адаптации чувство собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет себя обособленно, все свои вещи держит при себе, конфетами и подарками отказывается делиться с близкими, считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и ревность.
- привлечение внимания к себе - ребенку всегда не хватало внимания со стороны взрослых как в кровной семье, так и в государственном учреждении. Придя в семью, ребенок пытается обратить на себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет, чтобы все внимание было уделено только ему. В начальный период адаптации ребенок стремится понравиться, завоевать расположение, показать себя с лучшей стороны.
- проблемы, связанные со здоровьем детей - немало проблем доставляет патронатным родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие. Большинство детей имеют сложные хронические заболевания, обусловленные асоциальным поведением их кровных родителей.
Факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка
в патронатной семье
Из опыта работы с замещающими семьями можно выделить следующие группы факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка в семье:
- факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия депривации, негативный прошлый жизненный опыт);
- факторы, связанные с личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью, стили воспитания);
- факторы, связанные с социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку, сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).
- факторы, связанные с личностными особенностями самого ребенка (психическое, эмоциональное, умственное и физическое развитие ребенка-сироты).
- факторы, связанные с личностными особенностями, замещающих родителей (мотивы принятия ребенка в семью и стили семейного воспитания).
Период адаптации детей-сирот в патронатных семьях довольно сложен и труден, как для детей, так и для патронатных родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным отношением со стороны социального окружения, то это повлечет увеличение количества возвратов детей в государственные учреждения. К приему ребенка в семью должны быть подготовлены не только патронатные родители, но и то социальное окружение, которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели, учителя, которые будут непосредственно работать с ним. Патронатным родителям необходимо стремиться к пониманию личностных особенностей и проблем таких детей и своим поведением не усугублять их. Специалистам, сопровождающим патронатную семью, уделять как можно больше внимания работе с социальным окружением семьи на предмет их осознанности данной проблемы и понимания каждого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Всем нам взрослым следует помнить о том, что все эти дети, перенесшие жизненные невзгоды, станут взрослыми, выйдут в самостоятельную жизнь и небезразлично всем какими они будут в той жизни: озлобленными на весь свет либо признательными за то, что им сделали взрослые люди в их прежней жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении всей своей жизни человек переживает его несколько раз. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...
"Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребёнка"
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...
Создание условий для оптимальной социально- психологической адаптации ребёнка с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.
В сообщении раскрывается проблема создания условий для оптимальной социально - психологической адаптации детй с ОВЗ. Указаны возможные этапы адаптации детей, обстоятельства, которые препятствуют адапт...
Адаптация ребёнка с ОВЗ к школьным условиям
Адаптация ребёнка с ОВЗ к школьным условиям...
Программа: «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН» Домашнее визитирование как форма реабилитации ребёнка-инвалида в семье
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧИРКЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ САИДА АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ"Программа:«КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН»...
Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."
В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....
Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.
В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...