Интернет - агент социализации школьников
статья на тему

Никитенко Наталия Леонидовна

В статье обозначены вопросы влияния сетевой среды (Интернета) на социализацию детей и подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_agent_soc.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет - агент социализации школьников

В современном мировом сообществе постоянно происходят преобразования в социально-культурной и экономической сфере, что весьма интенсивно воздействует на различные стороны жизнедеятельности личности.  Перед обществом в связи  с этим появляются новые проблемы  социализации подрастающего поколения.

Под социализацией мы понимаем процесс интеграции человека в общество (в ту или иную группу) и в то же время обособление индивидуума.

К основным агентам социализации относятся: семья, школа, сверстники, СМИ и Интернет.

Клаус Шнеевинд понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям [1]: 

  1. Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  2. Пространственная и временная ограниченность.
  3. Закрытость, межличностная интимность.
  4. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Семья  для ребёнка  — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития, формируется первичная социальная сущность индивида, благодаря семье ребенок «вписывается» в общество.

В течение первых 20 лет социальный статус человека обусловлен социальным положением родителей. В целом образовательный и культурный уровень семьи определяется профессией родителей.

В процессе воспитания в семье и школе социализация ребенка происходит целенаправленно, с одной стороны, с другой же — стихийно и слабо управляемо. Важнейшее воздействие на личность в семье и школе определяется духовно-нравственным воспитанием, которое влияет на этическое, эстетическое развитие, ценностные установки личности, формирование гражданственности, патриотизма, семейную ориентацию, формирует волю и интеллектуальный потенциал,  потребностно-мотивационную сферу, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

В то же семья — это институт, который способен принести вред в процессе социализации личности. Многие современные семьи в России не способны обеспечить даже прожиточный минимум своим членам, не могут обеспечить благоприятный социально-психологический климат в семье, психическое и физическое здоровье членов семьи, не способны и не стремятся к деторождению. Статистика говорит о том, что ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, из них 50% умирает от неестественных причин и более 2000 становятся жертвами убийства или тяжких телесных повреждений.

Приходится наблюдать резкое падение воспитательных функций семьи, качество её социализирующей функции становится крайне низким. Школа делает все возможное, чтобы помочь детям и в образовательном процессе, и в воспитательном, призывая в помощь родителей, но родители чаще всего принимают позицию обвиняющих школу, педагогов, все общество или просто отстраняются от проблем ребенка, признавая свою полную беспомощность. Нужно признать, что школа сейчас тоже переживает не лучшие времена – бесконечные реформы, которые отнимают очень много времени и сил на переходных этапах преобразований. Эти явления приводит к тяжелым последствиям для подростков и молодежи - уход от реальности с помощью наркотиков, алкоголя, проституция,  делинквентность, социальная потерянность и отчужденность...

В современном формирующемся в России информационном обществе институты социализации семья и образование, постепенно уступают свои позиции другим агентам социализации – средствам массовой информации и Интернету.

 На рубеже XX–XXI в.в. появляется социально-педагогический феномен — киберсоциализация человека. Термин «виртуальная компьютерная социализация» (киберсоциализация) вошел в употребление в научных кругах благодаря В.А. Плешакову [2].

Бесконтрольность и безразличие со стороны родителей уводит многих детей из реальной жизни в притягательный мир – в киберпространство.

Что же их так привлекает?

Школьники как пользователи сети Интернет - находят удовлетворение собственных актуальных потребностей личности, которые можно описать с помощью пирамиды А. Маслоу:

• потребности низшего уровня - физиологические: могут быть удовлетворены с помощью заказа любой пищи, различных продуктов и напитков через всемирную сеть;

• экзистенциальные потребности: пользователи удовлетворяют потребность в безопасности своего существования через общение с другими пользователями на определенной дистанции, часто эти контакты бывают анонимными, глобальное распространение сетей Интернета и их доступность вызывают у пользователей ощущение комфорта и стабильности;

• социальные потребности: это и удовлетворение потребности в принадлежности к определенным социальным (в том числе, референтным) группам, и установление новых социальных связей и общения, организация совместной деятельности через социальные сети и разнообразные online-игры;

• престижные потребности: способствуют удовлетворению потребности в самоуважении и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки различные Интернет-ресурсы, позволяющие опубликовывать пользователям продукты своего творчества (фотографий, рисунки, стихотворения, видеоматериалы и многое другое) и ознакомиться с творчеством других пользователей Интернета; таким образом,  даже для жителей глухих деревень и труднодоступных географических районов появляется возможность расширения своего кругозора и получения дистанционно качественных образовательных услуг;

• духовные потребности: возможность удовлетворять потребности в самоактуализации и  развитии собственной личности через принятие решений, достижение поставленных целей, риск, руководство людьми и т. д.

Сетевая среда (Интернет), в действительности, становится полноправным институтом социализации детей школьного возраста, возраст этот с каждым годом становится все меньше – речь идет уже о влиянии виртуальной среды на детей младшего школьного возраста. Реальность киберпространства яркая, постоянно меняющаяся, здесь можно совершать действия, которые могут привести к нежелательным последствиям и за них не придется отвечать, можно заглянуть туда, где обычно стоит запрет, здесь интересно, притягательно, много нового, можно выражать себя. Это уже привычная среда бытия ребенка. Нам, взрослым, остается лишь признать, что процесс киберсоциализации школьников идет интенсивно, обратного пути нет, и хочется верить, что будут найдены пути управления этим процессом, а это возможно с духовным оздоровлением семей, нашего общества в целом, восстановлением и укреплением дружественных детско-родительских отношений в семьях и поддержкой государства и образовательных организаций.

Библиографические ссылки

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F#cite_note-Werneck.E2.80.942000.E2.80.94.E2.80.9410-11-18
  2. В.А.Плешаков Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – 3-е изд./Е.А.Леванова, А.Г.Волошина, В.А.Плешаков, А.Н.Соболева, И.О.Телегина – СПб.: «Питер», 2013. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Проблема социализации школьников на уроках информатики и ИКТ

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Активное участие учеников...

Возможности экологического образования в социализации школьников

Представлена электронная версия пособия. В методических материалах обобщен многолетний опыт работы автора в сфере экологического образования школьников. Инновационность деятельности заключается в адап...

Игровая деятельность как способ формирования социализации школьников.

       Важнейшей задачей школы на современном этапе развития общества является формирование у детей способности к успешной социализации в обществе и  активной ада...

"Агенты социализации"

Обществознание, 10 класс, презентация "Агенты социализации"...

КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....

Влияние средств массовой информации и интернета на социализацию молодежи.

исследовательская работа в которой изучено влияние средств массовой информации и интернета на социализацию молодежи и формирование социокультурного поведения современного молодого поколения....