Статья "Основные причины "трудности" подростков"
статья на тему
В статье раскрваются основные причины отклонения в поведении подростков и пути решения проблемы в общеобразовательном учреждении совместно с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnovospituemost.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные причины «трудности» подростков
Трудновоспитуемость - реальность, с которой по разным причинам в своей жизни сталкиваются каждый учитель, воспитатель, многие родители. К категории «трудных» относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. «Трудность» детей проявляется в различных формах - это непринятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ (спиртных напитков, токсических и психотропных веществ, наркотических средств), совершение правонарушений. Однако следует заметить, что такие дети во многом трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Каждый ребенок труден по-своему, но наша задача - помочь каждому трудному ребенку. И оттого, насколько своевременно выявлены конкретные проблемы каждого трудного ребенка или подростка, насколько адекватна предлагаемая нами помощь, зависит его благополучие в будущем.
Работа с трудными подростками в нашей школе проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской.
Изначально работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и семьями направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, изучение трудных учащихся проводится во всех возрастных категориях.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность. Недостатки семейного воспитания, углубленные недостатками школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи в итоге становятся ядром конфликтной ситуации. Поэтому одну из важнейших задач в работе с трудными подростками мы видим во включении подростков в систему общественно значимых отношений, которое предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного обучения и воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого.
Учитывая, что у большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, администрация школы пристальное внимание обращает на посещение уроков учащимися, использование учителем методов и технологий вовлечения трудных учащихся в учебный процесс, оказание помощи трудным учащимся при выполнении домашнего задания, занятость подростков во внеурочное время. Вся работа ведется в тесной связи с родителями учеников, можно сказать, «на телефоне». В случаях, требующих пристального внимания и контроля, для отдельного учащегося заводится дисциплинарный дневник. Сегодня внедряется в практику работы учителей общение с родителями через Интернет. Некоторые классные коллективы в нашей школе имеют собственные сайты. Через них классные руководители и преподаватели имеют возможность осуществлять непосредственную интерактивную связь с родителями учащихся, сообщать им о возникающих трудностях в поведении и обучении детей. У родителей в свою очередь появляется возможность своевременно реагировать на замечания, а школьные специалисты также регулярно проводят индивидуальные беседы с детьми, склонными к правонарушениям и самовольным уходам с уроков.
На уроках при работе с трудными учениками учителя стремятся в первую очередь делать акцент на мотивацию и проявление познавательной активности учащегося. Для этого учителя используют:
- адаптивные технологии развивающего обучени. Они позволяют учителю через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление трудного подростка и культивировать в нем образцы правильного поведения;
- нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных презентаций, видеоуроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы;
- представление для выполнения занимательных заданий и заданий, имеющих практическую направленность;
- создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении учеником «Портфолио достижений».
Учитывая, что усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности, большое значение в приобретении знаний имеют дополнительные занятия. Посещая учебные занятия, подросток имеет возможность прослушать более подробное объяснение непонятого материала, многократно его повторить, отработать алгоритм выполнения той ли иной задачи или упражнения. Дополнительные занятия также должны способствовать снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.
Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Для взрослого человека (родителя или учителя) недопустимо категорическое осуждение, высказывание окончательно мрачных прогнозов относительно трудного подростка.
Немаловажным направлением в деле восстановления социального статуса трудновоспитуемого подростка в коллективе сверстников стало вовлечение трудных подростков в общественно значимую деятельность - субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, посещение экскурсий и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, смотры строя и песни.
Необходимо учить подростков содержательному и полноценному использованию времени, отведенного на досуг, создавать им условия для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармоничного развития. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих сил, но и часто криминогенный выход.
Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга - выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка, которые мы учитываем и при организации культурно-досуговой деятельности «трудных» подростков. Это:
- создание условий для развития и саморазвития;
- управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;
- целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций;
- восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);
- повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики;
- развитие коммуникативных качеств;
- выявление творческих способностей личности.
Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.
Трудности подростков, связанные с организацией досуга и свободного времени порождают целый спектр общественно-социальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к длительному просмотру телевизора, компьютерной зависимости и т.д. Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. Привычки, которые складываются в семье, налагают определенный отпечаток на личность подростка, пагубное влияние асоциальных семей приводит к тому, что подростки ведут себя вызывающе, отказываясь от активных форм досуга. Возникает проблема использования свободного времени подростков и изменения стереотипов досуговой деятельности. Изменения сложившихся стереотипов - дело длительное и сложное.
Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений учащимися, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе. Ведь еще А.Сухомлинский призывал всех нас быть творцами нравственных достоинств ребенка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребенке все хорошее. Никогда нельзя спешить с разоблачением отрицательных, предосудительных поступков ребенка, выставлять его перед коллективом со всеми его недостатками. Пусть ребенок проявит внутренние духовные силы для преодоления своих недостатков, пусть коллектив видит в нем прежде всего хорошее.