O, времена! О, нравы!
статья на тему

Артамонова Тамара Семёновна

Средства массовой коммуникации как фактор агрессивного поведения детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.vremena_o_nravy.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Э С С Е

 

Средства массовой коммуникации как фактор агрессивного поведения детей и подростков

        

Артамонова Тамара

Семеновна

Учитель-словесник

г. Тверь                МОУ «Рождественская СОШ»

        О, времена! О, нравы!

      Одним погожим майским днем всю деревню облетела ошеломляющая новость – нашли душегубов, которые убили тихого и незаметного молодого мужчину. Убийцами оказались  несколько подростков, хорошо известных местным жителям. Деревня всколыхнулась и заволновалась. Не было ни одной компании, где бы ни обсуждались кандидаты в малолетние убийцы. Про одних мальчишек говорили: «А, этот! Ничего удивительного, что они такое сделали!», потом вздыхали и махали рукой. Но другие участники преступления привели в замешательство половину деревни. Родители их были всем хорошо известны, поэтому односельчане долго не могли поверить в виновность этих детей. Вскоре стали обсуждаться леденящие душу подробности. Оказалось, что молодого мужчину убили по «сценарию» из известного фильма. И телевидение, и интернет, и пресса (которую подростки читают всё меньше и меньше) в наши дни замусорены сюжетами о насилии и жестокости. Достаточно   включить телевизор и посмотреть его хотя бы пару часов, чтобы получить такой «заряд бодрости», что становится страшно. В связи с этим засильем насилия на экране в обществе то  и дело всплывает вопрос, каким образом обилие негативной информации, так называемой «чернухи», отражается на подрастающем поколении? Лет 20 назад СМИ были лишь нарождающейся силой и влияния, подобного теперешнему, конечно не имели. Поэтому учителей и родителей в последние десятилетия постоянно волнует вопрос: каковы причинно-следственные связи  между влиянием СМИ и состоянием умов и душ подрастающего поколения? То тут, то там случаются дикие вещи: бойня в церкви, расстрел однокурсников, одноклассников… Причем после каждого такого, освещенного СМИ сюжета, как грибы после дождя, появляются новые – подобные: пагубные идеи, будучи растиражированы, быстро находят новых сторонников. Для нас – кошмар и ужас, а ведь для кого-то – «пример» для подражания.

     Однако следует отметить, что далеко не все подростки после просмотра «тяжелых» сюжетов идут убивать. Причина вот в чем: для того, чтобы взошло зерно жестокости, оно должно упасть на подготовленную почву.

     Во-первых, подросток может банально оказаться «не в том месте и не в то время». Не будем забывать, что человек – изначально стадное существо. А особенность подростковой субкультуры как раз в том и состоит, что сбиваться в стаи – естественный для них процесс. «Стайное» же сознание – темная, мощная сила. А компании очень разными бывают.

     Кому-то может при прочих равных обстоятельствах просто не повезти познакомиться с такой группой, которая склонна именно к антисоциальным проявлениям. И силы воли у подростка не хватит не то чтобы противостоять, но даже чтобы сменить эту компанию: если он человек слабовольный, инертный – то его просто поведут за собою, как теленка на веревке. А если подросток и сам имеет склонность к жестокости, то есть если компания пришлась  «в масть», то именно в жестокой среде он почувствует себя, как рыба в воде.

Автор книги «Психология народов и масс» Гюстав Лебон одним из первых стал интересоваться поведением  людей, собравшихся в толпу. Он первым обратил внимание на следующие моменты: толпа анонимна, следовательно, не несет ответственности за свои поступки, а человек, не чувствующий свою ответственность, позволяет инстинктам брать верх над разумом. В толпе всякая эмоция – заразительна: поддавшись гипнотическому чувству, человек ведет себя не характерным для него образом. Он легко может принести в жертву свои личные интересы и принципы интересам толпы и долго потом удивляться своему поведению, оказавшись наедине с собой. В толпе, кроме всего прочего, происходит парализация сознания, человек становится рабом бессознательной деятельности – как собственной, так и коллективной. В толпе одни способности (а именно-интеллектуальные) исчезают, другие же (аффективные, эмоциональные) оказываются в состоянии крайнего напряжения. При этом весьма велика роль внушения. Люди в толпе не способны руководствоваться правилами и логикой – их могут увлечь только впечатления, запавшие в душу, внушенные им.

     Находясь в толпе, человек стремится превратить внушенные идеи в немедленные действия, превращается в подобие автомата; погруженный в недра толпы, он оказывается в состоянии, весьма сходным с гипнотическим. И Лебон делает вывод: человек в толпе опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации, он становится существом инстинктивным, то есть варваром.

     Однако же, если человек и до действий в толпе обладал невысоким интеллектуальным потенциалом и культурным уровнем, то чего мы хотим от подростковых банд?

     Ещё одна причина подростковой жестокости – наркомания. Наркоман в стадии ломки – это страшно и неподконтрольно никаким внешним воздействиям. Он убьет не потому, что жесток, а, просто не задумываясь, чтобы добыть денег на дозу.

Ну и, конечно, не будем упускать из виду влияние семейного окружения. Ребёнок, как губка, впитывает ценности той среды, в которой родился и живет. И если его старшие братья, родители и все друзья проводят время одним и тем же способом – пьют водку и топчут слабых и непохожих – то слишком велика вероятность, что подросток построит свою жизнь по тому же сценарию.

     Если же подросток имеет органическое повреждение головного мозга, то ему только стоит попасть в «питательную среду», чтобы всё плохое, что только может произрасти из его души, проявилось в полном объёме. И жестокие сюжеты, фильмы, и игры могут стать просто пусковым механизмом. Здоровому же человеку они могут быть неопасны, в малых дозах.

А ещё более мощную базу создают регулярно просматриваемые с родителями боевики и криминальные новости – особенно когда под кадры жестокого убийства на экране семья жуёт бутерброды, чайком их запивая. Когда кровища на экране льётся рекой, а члены семьи мило улыбаются и не видят в упор этого. То есть жестокость возводится в ранг обыденности последней степени, а потом мы удивляемся, откуда что взялось. Но так или иначе, а именно ТВ и Интернет творят с нежной и пластичной детской психикой буквально чудеса! Жестокость делается обыденным делом, и детки втягиваются в неё стремительно, а главное- с охотой. На телеэкране сам факт   убийства перестаёт быть чем-то экстраординарным. При этом он запросто становится естественной частью детской жизни. А потому рано или поздно ребенок ( и уж тем более подросток) с легкостью принимает решение реализовать свои виртуальные навыки в жизни реальной. И его игра, игра без границ, от электронных « стрелялок» легко перескакивает на улицу, на сверстников, наконец, на ближних…

     Но осуждать СМИ, конечно, очень удобно и зачастую это вполне оправданно: кино-, теле- и прочая продукция морочит голову детям изрядно. Однако у человека есть право свободы выбора. Нам самим приходится решать, как проступить, и самим же нести ответственность за свой выбор. Но мы должны помочь и нашим детям сделать правильный выбор в соответствии с нормами морали, воспитывать в них нравственную культуру всеми доступными способами и личным примером. Сегодня мы все переживаем трудное время. Необходимо возрождение личности, обновление всей нашей жизни, восстановление национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей и идеалов.

Таким образом, мы приходим к выводу, что решение общественных проблем зависит не столько от президентов, правительств и партий, сколько от каждого из нас, от нашего отношения к миру, в котором мы живем.

 

_______________________________________                                                   

 В работе использованы материалы:htp/kidsland/ru/news/

        Баушева И.Л.,Кошкина Е.А.К вопросу о потребностях в информации о здоровом образе жизни школьников, их родителей и педагогов. Бюллетень.1998.ЮНЕСКО.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Открытый урок -  исследование  "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы  "Mouse Mischief "...

Сословный быт. Обычаи и нравы

Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся.

Очень важно, чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились...

Презентация на тему "Мне нравится/Мне не нравится".

Как сказать по-корейски "Мне нравится/Мне не нравится"...