"Детство без жестокости"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Детство без жестокости»
«Не может быть
добрым рожденный от
злого отца».
Еврипид
Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.
В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.
Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.
В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.
Чаще всего жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами: с дефектами внешности; страдающие каким-либо заболеванием; тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия, неуспешные в учебе; слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.
Дети, занимающиеся травлей других, это, как правило, уверенные в себе дети с высокой самооценкой, физически агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, плохо переносящие фрустрацию, испытывающие сильную потребность доминировать над другими людьми, и, как правило, они не способны на эмпатию в отношении своих жертв. Они чаще других попадают в неприятности, часто с неприязнью относятся к учебе и имеют более низкую успеваемость, чем те, которые не травят других, гораздо чаще дерутся, пьют алкоголь и курят, чем их сверстники, с легкостью заводят друзей, которые, как правило, разделяют их позитивное отношение к насилию и проблемное поведение (алкоголь и курение) и могут участвовать в травле вместе с ними.
Но иногда в травле начинают участвовать педагоги. И вовсе необязательно они бьют ребенка, они просто знают о ситуации в классе и закрывают на нее глаза. Или того хуже - постоянно унижают ребенка при всем классе.
Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.
Именно неблагополучие в семье толкает детей на улицу. Некоторые, “хлебнув” свободной жизни, возвращаются домой, основная же часть остается на улице. Способы их существования разнообразны, но в основном воровство и попрошайничество. Многие беспризорные в конце концов становятся правонарушителями; воровство и мошенничество из средства выживания становится образом жизни.
Но одной из самых распространенных причин беспризорности остается жестокое обращение родителей.
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Однако всеобщее признание правомерности данного права не гарантирует возможностей для его реализации.
Сегодня семья поставлена в условия, при которых она утрачивает возможность содержать ребенка материально, обеспечивать его жизнь и воспитание, она не только отказывает ему в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит его в приют, лишает жилья. Эта ситуация осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих жестокость и насилие по отношению к детям, а, следовательно, растет число безнадзорных детей.
В последние годы все чаще СМИ освещают с ужасающими подробностями факты насилия и жестокого обращения с детьми. Становится страшно от того, что зачастую подобные вещи совершаются именно родителями по отношению к своим детям. Происходят подобные вещи не только в мегаполисах, но и в маленьких городках, селах. А сколько случаев осталось незамеченными, ведь жесткое обращение с ребенком может иметь различные формы: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое жестокое обращение и пренебрежение, но все они причиняют огромный вред физическому и психическому здоровью ребенка, представляют угрозу его жизни.
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.
Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи.
Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, а также недостаточные знания законов, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.
Так, с 2010 г. в муниципальном учреждении Губкинского городского округа «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» реализуется программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними «Детство без жестокости» (утверждена 10.03.2010 г. на заседании Губкинской территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), целью которой является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.
Основная идея программы состоит в том, что насилие во многих случаях - следствие нарушения детско-родительских отношений. Поэтому программа «Детство без жестокости» направлена, прежде всего, на повышение педагогической и правовой грамотности родителей, а также на обучение детей навыкам безопасного образа жизни.
Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.
Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье и в подростковой среде.
2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.
3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения.
4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детских коллективах (школьные классы, группа в СРЦдН и т.д.).
5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.
6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.
7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.
8. Формирование навыков социального взаимодействия.
Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также их родителей.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в социально-реабилитационный центр позволяет определить, что невозможно зачастую выделить одну, главную, причину попадания ребенка в учреждение. В большинстве своем это достаточно большое количество неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье, так как представляют прямую угрозу его жизни, здоровью: пьянство родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция и прочее), устройство ими притонов в квартирах, сексуальное развращение собственных детей, торговля детьми и т.д., отсутствие пищи, оставление малолетних детей одних, без присмотра, на несколько дней без еды и воды, убийство на глазах ребенка одного из родителей, отбывание срока тюремного заключения, жестокое обращение (побои, нанесение тяжких повреждений, голод), смерть родителей, отсутствие жилья, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства, побеги из дома, конфликты со сверстниками. Вот далеко не полный перечень причин попадания ребенка в центр.
Большинство детей доставляются сотрудниками милиции по акту о безнадзорности. Нередки случаи, когда дети сами приходят в учреждение, потому что оставаться дома просто невозможно.
У воспитанников наблюдаются значительные отклонения в поведении и личностном развитии, то есть нарушения социализации в самом широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новой среде, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, жестокость, агрессия, отсутствие интереса к труду и учебной деятельности, лень, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, употребление алкоголя, наркотических средств, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.
Исполнителями основных мероприятий программы являются социальный педагог и педагог-психолог СРЦдН.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный. На данном этапе осуществляется проведение диагностических мероприятий с целью изучения детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении родителей и подростка в программу.
2 этап – практический. На данном этапе осуществляется реализация программы согласно тематическому плану. Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы.
В рамках раздела «Профилактика жестокого обращения в семье» проводятся следующие мероприятия: тренинг коррекции детско-родительских отношений, занятия с родителями с целью повышение правовой грамотности, формирования навыков ответственного поведения родителей, повышения педагогической и психологической компетентности родителей.
В рамках раздела «Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников» проводятся следующие занятия и мероприятия: ознакомление подростков с основными формами и способами защиты прав человека; формирование у подростков уверенности в себе; формированние у несовершеннолетних способности принимать ответственность за собственное поведение; обучение навыкам безопасного общения с незнакомыми людьми; тренинговые занятия направленные на развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения,
3 этап – завершение работы. На данном этапе осуществляется проведение итоговой диагностики родителей несовершеннолетних с целью определения эффективности проведенной работы.
4 этап – дистанционное сопровождение семьи. В связи с тем, что специалисты центра не могут все время находится в семье, тем более после возвращения в семью ребенка, ими осуществляется тесное взаимодействие с социально- психологическими службами и классными руководителями образовательных учреждений, с администрациями сельских поселений, с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с ближайшим окружением семьи с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий. По графику осуществляется патронаж семьи, во время которого специалисты особенное внимание уделяют проблемам взаимоотношений в семье, способам и стилям семейного воспитания. Таким образом, специалисты имеют возможность достаточно быстро отреагировать на вновь возникшую проблемную ситуацию, принять необходимые меры.
Ожидаемыми результаты и критериями эффективности программы являются:
- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;
- повышение правовой грамотности членов семьи;
- расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;
- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;
- сформированность у несовершеннолетних и их родителей способности принимать ответственность за собственное поведение.
К сожалению, очень сложно изменить ситуацию в семьях, ведущих аморальный, асоциальный образ жизни. Но, даже в таких случаях, необходимо делать все возможное, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и помочь ребенку.
Мельник Елена Алексеевна,
социальный педагог
МБУ Губкинского городского округа
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"
Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Детство без жестокости и насилия»
Целью родительского собрания являлась популяризация семьи, гармонизация семейных отношений и представлений родителей об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его про...
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
"Детство без жестокости"
статья...
Родительское собрание «Детство без жестокости и насилия»
Наши дети - это наша старость;плохое воспитание - это наше горе,это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....
Консультация для родителей «Детство без жестокости»
Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.Жестокое обращение с деть...
Семья и школа: детство без жестокости
Материалы родительского собрания...