Семья и школа: детство без жестокости
статья
Материалы родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola_detstvo_bez_zhestokosti.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное родительское собрание
«Семья и школа: детство без жестокости и насилия».
«Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем
меньше шансов у жертвы получить помощь».
Б.Лабейн
Задачи:
- Познакомить родителей с различными видами насилия.
- Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования жестокости и насилия.
Форма проведения: родительский дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: различные виды насилия; статистика обсуждаемой проблемы; возможные пути предотвращения насилия по отношению к детям.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; подготовка памяток для родителей.
Ход собрания
- Вступительное слово
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы – насилие и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать, чтобы этих трудных ситуаций не возникало. Об этом и поговорим сегодня.
Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде. Чаще всего
оно совершается в школе или на улице.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.
5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делает ребенок, с кем дружит, встречается, разговаривает; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.
Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
- распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
- кризис морали;
- кризис культуры;
- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие - это проявление любви;
- что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
- Анализ анкетирования
Исходя из анализа анкетирования родителей, стало известно, что большая часть родителей говорят своему ребёнку, что он может подвергнуться насилию. Мнения разделились поровну: некоторые никак не учат своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к нему, а также бороться с ним. Вторая часть родителей всё таки проводят беседы и дают советы по этому поводу. На вопрос «знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?» с небольшим разрывом лидировал ответ «да». Радует и то, что родители стараются комментировать своим детям передачи связанные с насилием. Родители, обратите внимание на то, какие правила самозащиты знает ваш ребёнок. Ну и ссылаясь на последние вопросы в анкете, хотелось бы сказать, чтобы вы не теряли бдительность и были в курсе, с кем ваш ребёнок проводит свободное время и можно ли им доверять.
- Анализ ситуаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"
Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
Родтельское собрание "Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения в семье"...
Родительское собрание на тему: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия».
Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одн...
КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».
КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».Цель: Повышение правовой культуры родителей.Задачи:- формирование в обществе...
Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...
Сценарий родительского собрания «Семья и школа: детство без жестокости и насилия. Нормативно – правовая база»»
Сценарий родительского собрания...