«Права, обязанности, ответственность».
классный час (7 класс) на тему
Цели и задачи занятия:
1. Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростков.
2. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через театрализацию и комментирование сценок.
3. Воспитывать умение защищать свои права и правильно выходить из конфликтных ситуаций, через анкетирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_obyaz-st_otvet-t.docx | 134.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся среднего звена на тему:
«Права, обязанности, ответственность».
Подготовила: юрист, социальный педагог Чаплыгина Т.А.
Цели и задачи занятия:
1. Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростков.
2. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через театрализацию и комментирование сценок.
3. Воспитывать умение защищать свои права и правильно выходить из конфликтных ситуаций, через анкетирование.
Оборудование: жетоны, дипломы.
Ход занятия:
1. Приветствие. Здравствуйте. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Предайте частичку хорошего настроения своему соседу по парте. От ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.
2. Вводная часть. Теперь мы перейдем к теме нашей сегодняшней встречи. Тему я вам предлагаю угадать: я вам зачитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
Лишь появиться ребенок
И начнет едва дышать,
У него уже с пеленок
Всякие права.
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, дружный дом,
Вдеть тихий, мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым,
И любить и быть любимым.
Он на свете не один.
- Я думаю, вы уже догадались, и о чем пойдет сегодня речь - (о правах, обязанностях и ответственности ребенка).
Но занятие пройдет в необычной форме: за каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце занятия мы узнаем, кто же из вас лучше знает не только свои права, но обязанность. Отвечать нужно по одному, не выкрикивать с места, сигналом, что вы готовы отвечать – будет поднятая рука вверх.
3. Беседа: «Мои права, мои обязанности».
- Дайте определение понятию «права», «обязанности».
Права – это правила, по которым живут люди.
Обязанности – круг действий, возложенных на кого – либо и обязательных для выполнения.
- На что имеет право каждый ребенок? (дети перечисляют) – право на получение бесплатного образования, право на отдых, право на уважение своего человеческого достоинства, право выражать свое мнение, право на участие в управлении школой и т.д.
- Каждый из вас кроме прав имеет еще и обязанности. Перечислите их. Начинайте со слов « Я должен…».
- Как вы думаете, каким будет являться главным условием реализации прав? – Мои права не должны нарушать права других!!!
- Назовите главные документы, в которых отражены ваши права? – Конвенция о правах ребенка РФ, з-н «Об образовании», Устав школы.
4. Практическое задание.
Цель: закрепление знаний о правах и обязанностях.
- Я вам предлагаю ситуации, вы мне отвечаете правильно поступили дети или нет.
Ситуация 1.
Учительница: Ира, ты сегодня дежурная. Подмети пожалуйста пол, вымой доску и полей цветы.
Ира: Вы не имеете права. Конвенцией запрещен труд ребенка!!.
Ситуация 2.
Учительница: Ваня, ты который понедельник не готов к литературе!!!
Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых!!!
Ситуация 3.
Зазвонил мобильный телефон.
Учительница: Костя, положи свой мобильный мне на стол.
Костя: Не положу, это мое имущество и я имею право пользоваться достижениями современной техники.
5. Беседа: «Моя ответственность».
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность. Если мы нарушаем права другого человека, мы совершаем правонарушение.
Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. За умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, за умышленное уничтожение или повреждение имущества ответственность наступает с 16 лет. За остальные преступления ответственность наступает с 18 лет.
Подросток ставится на учет в КДН и ПДН, если совершил первый раз, то возможно будет условно, но если совершил правонарушение при условном сроке, то отменяется условно и срок первого преступления прибавляется к новому. При условном сроке выдвигаются определенные условия – посещение школы, не пропускать занятия без уважительной причины, не выезжать за пределы муниципального образования, временные рамки (отведено время когда можно выходить на улицу и т.д.). Если эти условия нарушаются, то условный срок превращается в реальный (воспитательная колония).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
К административным нарушения относятся:
нарушение правил дорожного движения (управление транспортным средством, не имея прав, переход дороги в неположенном месте),
нарушение противопожарной безопасности,
мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, нецензурная брань в общественных местах),
распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом виде,
ограничение пребывания детей на улице (комендантский час),
курение в общественном месте.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. Привлекаются родители.
Семья или подросток ставится на учет в КДН.
Последствия: запрет поступления в МВД, школа милиции, в армию в хорошие войска (только стройбат).
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, к примеру: опоздание в школу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
6. Практические задания:
Цель: закрепление знаний о своих обязанностях.
а) Я вам зачитывают ситуацию, вы должны ответить какая здесь ответственность.
Вопросы:
1. Порвал учебник одноклассника (Г).
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).
3. Избил одноклассника (У).
4. Совершил кражу мобильного телефона (У).
5. Совершил прогул в школе (Д).
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).
7. Разбил мячом окно (Г).
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).
7. Закрепления полученных знаний.
- Как вы думаете, почему случается так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)
-Ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).
Анкета.
- Тебе поручили оформить плакат к празднику. Ты:
А) отложишь все свои дела и займешься оформлением
Б) займешься, когда будет свободное время
В) попросишь другого ученика сделать плакат
2. Ты сидишь в автобусе, заходит старушка. Твои действия:
А) уступишь место
Б) попросишь соседа, чтобы он уступил место
В) отвернешься и будешь смотреть в окно
3. Ты видишь, как бьют твоего одноклассника. Ты:
А) постараешься защитить
Б) попросишь вмешаться прохожих
В) пройдешь мимо
- Ты нашел кошелек с деньгами. Твои действия:
А) постараешься вернуть кошелек владельцу
Б) передашь его взрослому
В)возьмешь его себе
Ответы: А) – 5 баллов;
Б) – 3 балла;
В) – о баллов.
Если вы набрали:
от 15 до 20 баллов – вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут вам гордиться.
от 10 до 15 баллов – вам есть над чем поработать.
Менее 10 баллов – возьмите себя в руки и усиленно работайте над собой.
8. Итог занятия.
В жизни бывают разные ситуации, в которых оказывается человек. Поэтому вы не должны забывать, что у детей, так же как и у взрослых есть права. Так же помните, что кроме прав у вас есть обязанности и ответственность перед обществом.
Отстаивая свои права, не забывайте, что и у других людей тоже есть такие же права, как и у вас.
Грамота
Награждается
__________________________________________________________
(Ф.И.)
учени___ ____ класса
_________________________________ школы Брянского района,
________________ место
за участие в мероприятии на тему
«Мои права, обязанности, ответственность»
г. Брянск
20___ год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".
Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...
Буклет "Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних"
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права...
Беседа для родителей "Права,обязанность, ответственность, несовершеннолетних"
Родители не должны ждать,когда ребенок обратиться за помощью или советом, а создаватьв своем доме тепло, понимание, соблюдение прав всех членов семьи,воспитывать ответственность за слово и дело....
Классный час "Права, обязанности, ответственность"
Класссный час для обучающихся 5 класса. Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...
Конспект внеклассного занятия «Права, обязанности, ответственность»
Цель: Познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка....
Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что ...