«Права, обязанности, ответственность».
классный час (7 класс) на тему

Чаплыгина Татьяна Алексеевна

Цели и задачи занятия:

         1. Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростков.

         2. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через театрализацию и комментирование сценок.

         3. Воспитывать умение защищать свои права и правильно выходить из конфликтных ситуаций, через анкетирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_obyaz-st_otvet-t.docx134.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся среднего звена на тему:

«Права, обязанности, ответственность».

Подготовила: юрист, социальный педагог Чаплыгина Т.А.

        

        Цели и задачи занятия:

        1. Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростков.

        2. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через театрализацию и комментирование сценок.

        3. Воспитывать умение защищать свои права и правильно выходить из конфликтных ситуаций, через анкетирование.

        Оборудование: жетоны, дипломы.

Ход занятия:

        1. Приветствие. Здравствуйте. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Предайте частичку хорошего настроения своему соседу по парте. От ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.

        2. Вводная часть. Теперь мы перейдем к теме нашей сегодняшней встречи. Тему я вам предлагаю угадать: я вам зачитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

 Лишь появиться ребенок

И начнет едва дышать,

У него уже с пеленок

Всякие права.

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить,

Иметь просторный, дружный дом,

Вдеть тихий, мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым,

И любить и быть любимым.

Он на свете не один.

- Я думаю, вы уже догадались, и о чем пойдет сегодня речь - (о правах, обязанностях и ответственности ребенка).

       Но занятие пройдет в необычной форме: за каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце занятия мы узнаем, кто же из вас лучше знает не только свои права, но обязанность. Отвечать нужно по одному, не выкрикивать с места, сигналом, что вы готовы отвечать – будет поднятая рука вверх.

        3. Беседа: «Мои права, мои обязанности».

        - Дайте определение понятию «права», «обязанности».

Права – это правила, по которым живут люди.

Обязанности – круг действий, возложенных на кого – либо и обязательных для выполнения.         

- На что имеет право каждый ребенок? (дети перечисляют) – право на получение бесплатного образования, право на отдых, право на уважение своего человеческого достоинства, право выражать свое мнение, право на участие в управлении школой и т.д.

- Каждый из вас кроме прав имеет еще и обязанности. Перечислите их.   Начинайте со слов « Я должен…».

- Как вы думаете, каким будет являться главным условием реализации прав? – Мои права не должны нарушать права других!!!

- Назовите главные документы, в которых отражены ваши права? – Конвенция о правах ребенка РФ, з-н «Об образовании», Устав школы.

4. Практическое задание.

Цель: закрепление знаний о правах и обязанностях.

- Я вам предлагаю ситуации, вы мне отвечаете правильно поступили дети или нет.

Ситуация 1.

Учительница: Ира, ты сегодня дежурная. Подмети пожалуйста пол, вымой доску и полей цветы.

Ира: Вы не имеете права. Конвенцией запрещен труд ребенка!!.

Ситуация 2.

Учительница: Ваня, ты который понедельник не готов к литературе!!!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых!!!

Ситуация 3.

Зазвонил мобильный телефон.

Учительница: Костя, положи свой мобильный мне на стол.

Костя: Не положу, это мое имущество и я имею право пользоваться достижениями современной техники.

        5. Беседа: «Моя ответственность».

         Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность. Если мы нарушаем права другого человека, мы совершаем правонарушение.

Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

 Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. За умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, за умышленное уничтожение или повреждение имущества ответственность наступает с 16 лет. За остальные преступления ответственность наступает с 18 лет.

Подросток ставится на учет в КДН и ПДН, если совершил первый раз, то возможно будет условно, но если совершил правонарушение при условном сроке, то отменяется условно и срок первого преступления прибавляется к новому. При условном сроке выдвигаются определенные условия – посещение школы, не пропускать занятия без уважительной причины, не выезжать за пределы муниципального образования, временные рамки (отведено время когда можно выходить на улицу и т.д.). Если эти условия нарушаются, то условный срок превращается в реальный (воспитательная колония).

 Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

 К административным нарушения относятся:

нарушение правил дорожного движения (управление транспортным средством, не имея прав, переход дороги в неположенном месте),

нарушение противопожарной безопасности,

мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, нецензурная брань в общественных местах),

распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в нетрезвом виде,

ограничение пребывания детей на улице (комендантский час),

курение в общественном месте.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. Привлекаются родители.

Семья или подросток ставится на учет в КДН.

Последствия: запрет поступления в МВД, школа милиции, в армию в хорошие войска (только стройбат).

 Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, к примеру: опоздание в школу, прогул без уважительной причины.

 Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

         6. Практические задания:

        Цель: закрепление знаний о своих обязанностях.

        а) Я вам зачитывают ситуацию, вы должны ответить какая здесь ответственность.

 Вопросы: 

1. Порвал учебник одноклассника (Г).

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А).

3. Избил одноклассника (У).

4. Совершил кражу мобильного телефона (У).

5. Совершил прогул в школе (Д).

6. Переходил дорогу в неположенном месте (А).

7. Разбил мячом окно (Г).

8. Нецензурно выражался в общественном месте (А).

        7. Закрепления полученных знаний.

 - Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)

-Ребята.  Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов  ответственности).

Анкета.

  1. Тебе поручили оформить плакат к празднику. Ты:

А) отложишь все свои дела и займешься оформлением

Б) займешься, когда будет свободное время

В) попросишь другого ученика сделать плакат

    2.  Ты сидишь в автобусе, заходит старушка. Твои действия:

          А) уступишь место

          Б) попросишь соседа, чтобы он уступил место

          В) отвернешься и будешь смотреть в окно

    3.  Ты видишь, как бьют твоего одноклассника. Ты:

          А) постараешься защитить

          Б) попросишь вмешаться прохожих

          В) пройдешь мимо

  1. Ты нашел кошелек с деньгами. Твои действия:

А) постараешься вернуть кошелек владельцу

Б) передашь его взрослому

В)возьмешь его себе

Ответы: А) – 5 баллов;

               Б) – 3 балла;

               В) – о баллов.

Если вы набрали:

 от 15 до 20 баллов – вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут вам гордиться.

от 10 до 15 баллов – вам есть над чем поработать.

Менее 10 баллов – возьмите себя в руки и усиленно работайте над собой.

        8.  Итог занятия.

В жизни бывают разные ситуации, в которых оказывается человек. Поэтому вы не должны забывать, что у детей, так же как и у взрослых есть права. Так же помните, что кроме прав у вас есть обязанности и ответственность перед обществом.

Отстаивая свои права, не забывайте, что и у других людей тоже есть такие же права, как и у вас.

http://www.ugra-tv.ru/upload/iblock/0d0/0d0d8daec3e5b3a59fe383f1fafc35da.jpg

Грамота

Награждается

__________________________________________________________

(Ф.И.)

учени___      ____ класса

_________________________________ школы Брянского района,

 ________________ место

за участие в мероприятии на тему

 «Мои права, обязанности, ответственность»

                                               Кубок Признания " RSS-Digest.ru

        

г. Брянск

20___ год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...

Буклет "Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних"

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права...

Беседа для родителей "Права,обязанность, ответственность, несовершеннолетних"

Родители не должны ждать,когда ребенок обратиться за помощью или советом, а создаватьв своем доме тепло, понимание, соблюдение прав всех членов семьи,воспитывать ответственность за слово и дело....

Классный час "Права, обязанности, ответственность"

Класссный час для обучающихся 5 класса.    Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...

Конспект внеклассного занятия «Права, обязанности, ответственность»

Цель: Познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка....

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что ...