"Нецензурные выражения в нашей жизни"
классный час (8 класс) по теме
Конспект занятия с детьми старшей ступени "Нецензурные выражения в нашей жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netsenzurnye_vyrazheniya_v_nashey_zhizni_-_kopiya.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Нецензурные выражения в нашей жизни
Социально педагогическое занятие
Работу выполнила
социальный педагог
Бычкова М.И.
Тема: Нецензурные выражения в нашей жизни
Цель: провести анализ и самоанализ отношения к нецензурным выражениям путем выражения разных позиций и сопоставления их с общественно-принятыми нормами.
Педагогическая цель (не сообщается учащимся): закрепить в сознании учащихся негативное отношение к нецензурным выражениям.
Задачи:
-дать представление о вреде нецензурных выражений путем обращения к научным фактам и открытиям;
-тренировать наблюдательность, память, коммуникативные способности через игру, упражнения, обращение к прошлому ребенка и использовании «Я-Высказывания»;
-воспитывать позитивное отношение к культурному поведению в современном обществе, уважение к русской речи.
Предварительная работа-подготовка презентации с фотографиями агрессивных и кричащих людей, научных открытий вреда нецензурных выражений. Карточки с ситуациями и вопросами. Мягкая игрушка лошадь.
Возраст учащихся-IX класс.
Ход занятия.
- Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин)
Здравствуйте, ребята! Проходите и садитесь на стулья, расположенные в круге. Для начала познакомимся. Меня зовут Мария Ивановна. Назовите свои имена по цепочке. Мне очень приятно с вами познакомиться. Посмотрите на экран и скажите, что я хотела бы с вами обсудить? Как вы думаете, почему именно эта тема так важна для нас? Все правильно, мы действительно сегодня будем высказывать свое мнение по этой теме, узнаем что-то новое и выразим разные позиции и сопоставим с общественным мнением.
Нецензурные выражения распространены в нашей жизни очень широко. Мат - обычное явление в России. Большинство наших сограждан часто слышат его на улицах, в транспорте, в других общественных местах. Посмотрите на экран.
- Просмотр презентации. В 2011 году на Евровидение был выбран от России певец, человек культурной профессии, Алексей Воробьев. В минуты объявления результатов Алексей так сильно обрадовался, что в прямой эфир на весь мир закричал, но используя нецензурные слова. Позже он объяснялся и оправдывался, что это от больших эмоций, но слово не воробей. Мы не будем его обсуждать. А почему? Мы сами не следим за своей речью и не нам судить кого-то. Предлагаю вспомнить и рассказать, как и когда у нас вырываются такие неприятные слова. В этом нам поможет обезьянка. Она будет прыгать ко всем и выслушивать вас. Будет она это делать внимательно, не перебивать, не смеяться, сохранит это все в секрете, потому что из круга ничего не должно уйти. Поддержим эти правила? Если да похлопайте.
- Изложение «Я-позиции». Причина «Я-позиции»
Начнем с меня. Это произошло со мной несколько дней назад, когда кот просился на улицу и противно так мяукал, а я была занята. Открыв дверь, он замешкался в дверях, дверь захлопнулась, кот прищемил хвост и заорал. Вот тут и вылетело нецензурное выражение. Я быстро зажала рот рукой, как будто это вовсе не я. Было стыдно и неприятно. Учащиеся по кругу рассказывают свои случаи или отвечают на вопросы:
-Бывает ли так, что нецензурные слова срываются? Как часто? Когда и где это происходит? Кто слышит это? Что вы при этом испытываете?
Вывод. Спасибо, что вы честно рассказали и поделились своими случаями из жизни. Я увидела, что вам тоже не безразлична такая ситуация. А что же делать? Как улучшить ситуацию хотя бы в свое речи. Давайте устроим мозговой штурм и все вместе придумаем способы устранения нецензурных выражений. Для этого разделимся на 2 группы, так у нас будет больше решений. Я дам вам готовые жизненные ситуации, а вы напишите советы и рекомендации по устранению нецензурных выражений.
- «Я - позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек.
Ситуация №1. Был урок математики в 8 классе. Олег на последней парте играл в гонки, что мешало соседке Даше, и она дернула его за рукав. Олег ответил с матом. Как поступил Олег? Что почувствовала Даша? Как отреагировал класс? Что бы вы посоветовали Олегу?
Ситуация№2. Был урок физкультуры в 8 классе. Станислав бежал по кругу с классом, как вдруг Петя, который бежал впереди его, запнулся и упал. Станислав упал, запнувшись за Петю. Станислав обозвал Петю нецензурными словами. Как поступил Станислав? Что почувствовал Петя? Как отреагировал класс? Что бы вы посоветовали Станиславу? На работу даю 7 минут. Чем больше напишите, тем лучше будет обсуждение ситуации и больше советов. Выберите человека, который будет писать и человека, который потом прочитает советы. Начинаем работу. Время вышло. Зачитаем ситуацию №1. Теперь какие советы дала эта группа. Что можно дополнить? Дополнения учителя:
-Первое это не играть в телефон;
- Улыбнуться, вместо порыва выругаться;
-Вместо скверных слов использовать слова-заменители (овощи, необидные слова)
-Использовать неуместные выражения: Я так рад, ты такая красивая, хорошо выглядишь, у тебя красивые слова. Зачитаем ситуацию №2. Теперь какие советы дала эта группа. Что можно дополнить? Дополнения учителя:
-Первое помочь встать Пете;
-снять агрессию физическими упражнениями или уборкой
-заменить нецензурные слова просьбами быть аккуратнее, тактичнее, осторожнее;
- заменить нецензурные выражения на слова-овощи. Плохой человек-редиска. Это не обидно и плохие эмоции выходят без вреда для всех.
- Дискуссия. Группы поочередно высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, а затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению. Мне очень приятно с вами работать, я еще не встречала таких доброжелательных ребят. С вами легко общаться. Вы подошли к решению ситуаций по- взрослому.
- Речь педагога. Педагог напоминает о бережном отношении к русскому языку, о необходимости хранить его в чистоте. Нецензурные выражения, брань, сквернословие, злословие, мат- все это не только неприятно, но и опасно. В центре безопасности и экологического выживания в г. Москве, ученые опытным путем пришли к выводу об опасном влиянии мата на человеческий организм. Ученые обругали жидкость отборным матом, после чего поливали ею семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматерной» водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносились молитвы, прорастали в 96 случаях.
Человек, употребляющий нецензурные слова, меняет свой организм и запускает отрицательную программу. Бранное слово вызывает эффект равный облучению. Сквернослов наносит себе и своему потомству самый больший вред. Даже читая такие слова можно нанести себе вред. А вот если говорить друг другу приятные, добрые слова, можно оздоровить себя и других. Если всегда говорить себе какой ты хороший, добрый, сообразительный и другие хорошие слова можно раскрыть в себе таланты и способности, о которых раньше не подозревали. Я знаю, что сразу начать говорить хорошие слова трудно. Предлагаю поиграть в игру «Художник» и потренироваться в комплементах и потренировать свою память.
- Игра «Мастерская Художников» Мне нужен 1 человек. Он - заказчик. А мы все художники. Смотрим на него и запоминаем внешность. Затем заказчик выходит за дверь, а мы описываем внешность. Можно помогать наводящими вопросами. Теперь сравним наш словесный портрет с заказчиком. Мне понравилась самое оригинальное описание. Больше всего назвал. Мы описывали внешность человека. Было ли приятно заказчику? А если бы мы говорили хорошие качества человека, внешность души? Давайте чаще говорить друг другу комплименты.
- Рефлексия. Учащиеся по кругу продолжают ответы:
-Мне сегодня понравилось ……. Потому что……..
-Мне не понравилось ………………..Потому что………………..
-Наше обсуждение будет полезным……………………………
- Мотивация. Побуждение ученика к позитивному поведению. Педагог поддерживает вниманием тех, кто поддержал цель занятия. Реальный результат. Я дарю вам каплю воды, каплю чистоты нашей речи. Если она слышит ругательства, на ней появляется клякса. Сохраните ее как можно дольше чистой. А если все же случится, что нецензурное слово прозвучало из ваших уст, то рисуйте кляксу на капле воды. Через неделю напишите по электронной почте, у кого осталась чистая капля и у кого сколько клякс. Считаем честно. Пишем имя в письме и сколько клякс. Лучший результат – ноль клякс. Если вы после нашего занятия меньше стали использовать нецензурные выражения, даже в мыслях, то тоже напишите. И на прощание прочитайте стихотворение:
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Природа – наши корни, начало нашей жизни
Экологическая игра для 6 класса...
Хлеб – наша жизнь и наше богатство
Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...
Наш район, наша жизнь, наши достижения.
Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Нецензурные выражения или добрые вежливые слова Беседа.
Беседа с детьми 7 класса коррекционной школы 8 видаЦель мероприятия:сформировать негативное отношение к ненормативной лексике.Задачи:познакомить учащихся с понятием "ненормативная лексика" и основными...
Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках
Сочинение о поведении на дорогах....