статья по воспитанию толерантного поведения у школьников
методическая разработка на тему
Наша школа находится в Южном Федеральном округе, где имеется большой поток мигрантоов из бывших республик СССР. Каждый раз жизнь нам бросает новые и новые вызовы и школа каждый раз должна искать пути рекшения новых задач, какой является приток новых и новых мигрантов. В статье рассматривается многолетний опыт работы школы в данном направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантного поведения как одно из важнейших условий выживания подрастающего поколения
_________________________________________________
(из опыта работы учителя истории и обществознания, директора МКОУ
« Октябрьская СОШ №1» Октябрьского района Волгоградской области)
Российская Федерация – многонациональное государство, в котором проживает более 160 народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи и всего населения страны. Социальное воспитание подрастающего поколения должно осуществляться в гармонии национального и общечеловеческого.
Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации. В ней подчеркивается необходимость создания системы формирования толерантности и культуры межнационального общения на всех ступенях и уровнях образования.
В связи с социально-экономическими процессами, происходящими в России и странах СНГ, в поисках рабочих мест в Россию устремились мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большое количество молодежи прибывает в Россию, прежде всего в крупные города и не очень. В России, по официальным данным за период с 1990 по 2013 год численность внутренних и внешних мигрантов увеличилась до 49,7 миллионов человек. В их числе свыше 9 млн. человек переместились в Россию из-за рубежа. Таким образом, миграционная ситуация в стране полностью отражается на общеобразовательных учреждениях, где наблюдается пёстрый этнический состав, особенно у нас, проживающих в Южном Федеральном округе. Одним из условий построения позитивных и цивилизованных отношений с родителями и учащимися других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения иных взглядов, мнений и традиций. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития всех, в связи с этим педагог должен донести до молодых людей этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логикой мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, разным жизненным опытом, несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию; а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен: - только тогда он будет выступать по отношению к учащемуся в роли наставника.
Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.
Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие
друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению
труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает
каждый при решении проблем через сотрудничество.
5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
. ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
. ребенок, противостоящий интолерантным отношениям;
. социально адаптированный ребенок;
Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности в средней школе:
1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Ручеёк», посвящение в Первокласссники, посвящение в пешеходы и пр.
7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством педагогики сотрудничества, педагогики поддержки «Дорога к себе», работа учащихся по сохранению школьных традиций (Совет дружины, пионерские сборы и пионерские костры, военно-спортивная игра «Зарница», дни тимуровской заботы, « совет физоргов, Дни Здоровья, Совет школьного музея и пр.)
10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие
способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и
признание права другого человека на такие же права посредством
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся (« Совет
старшеклассников», военно-спортивная игра «Орлёнок», школьные вечера, День школьного самоуправления, экологические акции и пр.).
Каков результат нашей деятельности? Мы имеем:
- развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей; воспитание терпимости к инакомыслию;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению
жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается
готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события,
осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
- позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
Хочется отметить важность совместной работа классного руководителя и педагога-психолога. Проводимые психологом игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. В задачи игр входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:
1. Слово педагога о толерантности.
- Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).
- Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия -
определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развития восприимчивости ко всему новому, необычному.
- Игра «Смотрящий и видящий».
- Тест «Изменить себя или другого».
- Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж»
- Игра «Почта комплиментов».
3. Воспитание способности «слышать другого».
- Упражнение «Психология восприятия информации».
-Упражнение «Поза и интонация».
- Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».
- Рефлексия.
4. Воспитание способности «принимать другого».
- Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».
- Упражнение «А не странен ли кто?».
- Упражнение «Абстракция».
- Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты:
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных,
политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым
подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического
мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (методика Айзенка, Веймера и др.)
Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе любого образовательного учреждения и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность ведения конструктивного диалога, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту, самореализации и самоактуализации его участников.
Наша задача воспитать толерантного школьника, уважающего культурные различия. Преимуществом толерантных школьников в том, что они действуют в интересах успешности ведения культурного диалога и в целях избегания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в школе, которая позволит подросткам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями
Работу по развитию этнической толерантности учащихся проводим как в урочной, так и во внеурочной работе: классные часы, игры, экскурсии, постановка школьных спектаклей, проведение народных праздников.
Большая работа в этом направлении ведётся социальным педагогом и школьным психологом. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель».
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию
Школа работает в тесном контакте с районным краеведческим музеем, с Домом культуры, детской библиотекой: ученики являются участниками творческих коллективов, ведущими и участниками районных мероприятий.
Хотелось отдельно рассказать о нашем школьном проекте « Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья» (Фестиваль национальных культур), который мы представляли на международный конкурс образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования, стали финалистами и были приглашены на Московский Интернациональный Фестиваль под девизом « Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».
Всё началось с того, что инициативная группа детей изучила национальный состав учащихся нашей школы. Затем все классы получили задание подготовить материал об истории, культуре, традициях, национальной кухне Татарии, Армении, Азербайджана, Белоруссии и др.
На школьный Фестиваль пришли дети, родители - все слушали интересные рассказы о народах, проживающих в нашем посёлке; пели песни, слушали приветствия на разных языках. К большому круглому столу с большим русским самоваром, символизирующим радушную и гостеприимную Россию, приносили самые разнообразные блюда: плов, драники, пахлаву, манты ; говорили о самой сокровенной мечте всех народов – жить в мире.
Закончили мероприятие принятием школьной Декларации толерантности, исполнением песни «Пусть всегда будет солнце!».
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение: изменения самого себя, своих стереотипов.
Из опыта работы мы можем выделить следующие самые важные принципы обучения толерантности:
1)для человека любой национальности должно быть свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным;
2)для человека любой национальности необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек; он должен освоить и принять минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению, при этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.
3)принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении;
вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо уметь пользоваться тем объемом знаний, который накоплен по данному вопросу;
4) такт в общении с людьми другой национальности.
В основе приведенных выше принципов культуры межнационального взаимодействия лежит понятие «принятие». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
Результатом такой скоординированной деятельности является наличие в школе тёплой, дружеской атмосферы между учащимися и отсутствие конфликтов на этнической почве.
И в заключение хочется привести эти слова:
Молитва о встрече и понимании
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Но мы ещё обязательно встретимся и обязательно поймём друг друга!
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //
Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001
№ 9, 2002 № 1.
4. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг
социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование,
2001, № 9; 2002, № 9.
7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы
"Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ
Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования
2001, № 20.
Предварительный просмотр:
«Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания»
Повестка педсовета
1. Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания. (Зинина М.Я, Боровикова О.А. Кл. рук.)
2. Итоги 3-й четверти (Коновалова Т.Г., Попова М.Ю.)
Проект решения педсовета
1.Замдиру по УВР Зининой М.Я ежегодно проводить анализ работы с несовершеннолетними, стоящими на всех видах учёта; совместно с классными руководителями выявлять учащихся и семьи, требующие особого внимания.
2.Социальному педагогу Боровиковой О.А. оказывать реабилитационное и социальное сопровождение нуждающимся в этом детям.
3.Замдиру по УВР Зининой совместно с классными руководителями организовать строгий контроль за посещаемостью занятий, учебной деятельностью, поведением этих учащихся.
4.Классным руководителям регулярно вовлекать учащихся, стоящих на всех видах учёта, во все виды внеурочной деятельности; контролировать их посещаемость на протяжении всего учебного года.
5. Социальному педагогу Боровиковой О.А. совместно с классными руководителями совершать рейды в семьи учащихся, вызывающие тревогу в соответствии с планом и по необходимости.
6. Социальному педагогу, классным руководителям регулярно проводить профилактические беседы на правовую тематику как с учащимися, так и с родителями.
Подписи к слайдам:
Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:
содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу
:
положение о Совете профилактики;
положение о шефах-наставниках;
положение о постановке на обучающихся школы на
внутришкольный
учет ;
положение об учете неблагополучных семей ;
положение об общешкольном родительском комитете;
положение об общественном инспекторе по охране прав детства;
положение о социально-психологической службе;
ПАМЯТКА :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ –
о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП -
о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
– о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
-
о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН-
о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них
общест
-
венно
- значимой и творческой активности,
вос
- питания у них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности….» -
декларирует ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»
12. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год
(
включает)
:
организацию профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися
«группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные
, профилактические
и инструктирующие
рейды в неблагополучные семьи
и др.);
список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.
13.Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.
Октябрьский район
Сведения по району
за
I
квартал 2014 г.:
беспризорных детей – нет;
безнадзорных детей – 3;
подростками было совершено 3
преступления
, в них
участвовало
5 подростков в возрасте до 16 лет;
направлено 2 исковых
заявлений
в Октябрьский народный суд об ограничении в
родительских
правах 2 родителей в
отношении
6 детей
Сведения
по МБОУ «Октябрьская СШ №1»:
всего учащихся – 427;
детей из многодетных семей– 57;
опекаемых детей – 8;
учащихся «группы риска» – 68;
состоят на учёте в ПДН – 2;
состоят на ВШУ – 3;
семей, поставленных на учёт в районный банк данных – 3;
семей, поставленных на ВШУ- 3
6. Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
приказ о составе Совета;
план работы
Совета по профилактике;
протоколы заседаний.
7.План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.
1. Направления работы администрации состоят из разделов :
Профилактическая работа ;
Организация
досуговой
деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-психологическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации;
Административный контроль.
Все мероприятия планируются
подробно ежемесячно
на учебный год
, используя все разделы направлений.
«Система
профилактической работы с детьми, требующими особого внимания
»
5.Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете в районном банке данных:
представление ОУ о постановке семьи на районный учет;
представление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет (заполняется КДН и ЗП);
карточка семьи для постановки на районный учет;
акт первичного обследования семьи;
акт контрольного обследования семьи;
программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей;
карта индивидуальной работы ОУ с семьей;
ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета (заполняется КДН и ЗП);
9.Информационно-аналитическая информация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
10.Журнал занятости проблемных обучающихся и подростков ОУ
, состоящих на учете на каникулах и в летний период .
11.Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли
Повестка педсовета:
1. Система
профилактической работы с детьми, требующими особого
внима-ния
(Зинина М.Я., Боровикова О.А., классные руководители).
2. Итоги
3-й четверти (Попова М.Ю., Коновалова Т.Г..).
Практика показала,
что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль,
так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами,
могут быть эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов,
занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также
профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних.
Это аксиома социального взаимодействия.
План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы
( приложение к плану воспитательной работы)
состоит из таких пунктов:
№
пп
;
Запланированные мероприятия;
Ответственные за выполнение;
Отметка о выполнении.
Цель: формирование у педагогов приёмов педагогической техники в работе с детьми, требующими особого внимания
.
Задачи
:
1. формировать мотивацию
педагогического
коллектива на работу с детьми, требующими особого
внимания
;
2. выявить характерные личностные особенности
различных
групп детей, требующих особого внимания для дифференциации методов
взаимодействия
с ними;
3. разработать рекомендации
педагогам
для более качественного
взаимодействия
с детьми, требующими
осо-бого
внимания.
4. Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете в ПДН:
уведомление о постановке обучающегося
на учет в ОДН
карточка обучающегося , состоящего на учете;
социальный паспорт обучающегося;
карта индивидуальной работы (шеф-наставник , соц.педагог , педагог-психолог);
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка ,состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
ходатайство о приглашении ребенка(родителей)
на
КДНиЗП
, о снятии с учета по исправлению или выбытию.
список неблагополучных семей;
список обучающихся , состоящих на учете в ПДН;
список обучающихся , состоящих на
внутришкольном
учете;
список детей «группы риска»;
сведения о состоянии здоровья детей;
список детей-инвалидов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ :
Осуществление контроля за получением образования
( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, определение и
назна
-
чение
уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей
( с целью обследования мате-
риально-бытовых
условий проживания ребенка;
выяв
-
ления
условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;
положение об организации дежурства в школе;
положение о
медико
- психолого-педагогическом консилиуме;
положение о получении образования в семье;
положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;
положение об организации спортивных соревнований, смотров ,конкурсов, проводимых в школе и др.;
правила поведения в школе;
Устав школы;
правила внутреннего трудового распорядка и др.
«
В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха,
должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения,
тем надежнее фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко ,
известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель
в книге: «Педагогическая коррекция…»)
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Перечень документов ОУ по вопросам
профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
В социальном паспорте школы
кроме общих разделов:
(общие сведения о школе;
аналитическая справка ОУ;
график работы кружков и секций ОУ)
размещаются все
необходимые списки и сведения об учащихся
по данному направлению
:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей;
ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
–
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов ,школ-интернатов и др.образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
Проект
решения педсовета:
1. Заместителю
директора по УВР Зининой М.Я. ежегодно проводить анализ работы с несовершеннолетними, стоящими на всех видах учёта;.
совместно с классными руководителями выявлять учащихся и семьи,
тре
-
бующие
особого внимания.
2. Социальному педагогу Боровиковой О.А. оказывать реабилитационное и социальное сопровождение нуждающимся в этом.
3. Заместителям директора по УВР Поповой М.Ю. и Зининой М.Я. совместно с классными руководителями организовать строгий контроль за посещаемостью занятий, учебной деятельностью, поведением учащихся.
4. Классным руководителям регулярно вовлекать учащихся, стоящих на всех видах учёта, во все виды внеурочной деятельности, контролировать их посещаемость на протяжении всего учебного года.
5. Социальному педагогу Боровиковой О.А. совместно с классными руководи-
телями
совершать рейды в семьи учащихся, вызывающих тревогу, в соответствии с планом и по необходимости.
6. Социальному педагогу Боровиковой О.А., классным руководителям регулярно проводить профилактические беседы на правовую тематику как с учащимися, так и
с родителями
.
7. Утвердить «Программу профилактики отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
Опыт работы в гимназии № 441....
Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообществ...
Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...
презентация: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстрото...