доклад " Духовно-нравственное воспитание в МОУ "Днестровская С№1"
проект по теме
Доклад отображает важные направления работы школы в духовно-нравственном русле и демонстрирует практическое их воплошение. К докладу прилагается презентация-отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_sovremennoy_shkole.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему : «Духовно-нравственное воспитание в современной школе. Опыт, традиции, инновации».
Слайд №1 Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, в синергетике - новом философском мировоззрении, теории развития сложных, в том числе общественных систем нравственные идеалы общества рассматриваются как аттрактор, точка притяжения в водовороте, к которой движется социальная система, это объективно является направлением развития общества.
Слайд №2 Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не
хватает только одного: научиться
жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Задача школы воспитать или направить на верный путь становления- личность с определенными ценностными ориентациями в жизни.
ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Слайд№3 Проблемам воспитания уделяли в своих трудах внимание Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан-Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что воспитание неразрывно связано с жизнью семьи, общества, государства. Если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.
Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слайд№4 Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели, проявляющиеся в поведении человека, (например, такие качества, как мужество, благоразумие, честность), а «этикой» — науку об этих качествах.
Слайд №5 Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множественное число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нравственный обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга.
Слайд №6 В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы находим следующие трактовки этих понятий:
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Проведем ретроспективно-исторический анализ проблемы нравственного воспитания . Слайд №7 В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Нравственными ориентирами были : таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Духовно-нравственным идеалом -защитник православия и Святой Руси.
Слайд №8. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется духовно-нравственным идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Слайд №9. После октябрьской революции 1917 г., в советский период, важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма. Духовно-нравственным идеал- всесторонне развитая личность, подчиняющая свою жизнь партии и народу.
Начало третьего тысячелетия ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина .Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить
Слайд №10. Духовно-нравственным идеалом нашего времени хотелось бы видеть человека - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Что же представляет собой нравственное воспитание в современном обществе? Нравственное воспитание согласно требованиям стандартов Слайд №11. Образования осуществляется по пяти направлениям:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность (культурные практики);
- внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
- семейное воспитание;
- изучение культурологических основ традиционных религий.
Слайд №12. Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов , не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу
Слайд №13. Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия - экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела - позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности . Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Слайд № 14. Семейное воспитание. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества . Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.
Слайд №15. Изучение культурологических основ традиционных религий.
В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единства народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире
притча
(под музыку «Одинокий пастух»)
«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной
большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели
сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о
связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и
необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль,
горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.
Наше время – эпоха крайних противоречий. Глубокие преобразования , происходящие в современном обществе , заставляют нас размышлять о будущем о ее молодежи . Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.
Слайд № 16. А ведь только ...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... (Евангелие от Луки).
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.. На сегодняшний день мы видим духовно-нравственное воспитание не только в уроках, беседах , классных часах, мероприятиях внеклассного характера, но и в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.
. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд, бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Слайд №17 Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Слайд №18 Поэтому нам, учителям, ни в коем разе нельзя оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша задача научить детей «отделять зерна от плевел», раскрыть суть духовных ценностей человека, нравственных ценностей.
Слайд №19. Педагог, должен обладать такими качествами :
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
- Профессионально-педагогические
- Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
- Эмоциональная отзывчивость
- Волевые качества
- Особенности темперамента
- Состояние здоровья
- Творческое мышление
- Диалоговое общение
- «Преобразовательные» способности
- Педагогическая рефлексия
- Положительные этические качества (добродетели)
- Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
.Интегральным качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре (1994) оно расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья". Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь
Слайд №20. Harisma- высшая степень педагогической одаренности
- яркая индивидуальность;
- любовь к детям;
- внутренняя сила
- "организационное и эмоциональное" лидерство;
- способность генерировать идеи и увлекать ими;
- широта и глубина интересов;
- уверенность в своей миссии;
- высокая степень напряженности внутренней жизни
- творческое отношение к детям;
- творческое отношение к самому себе как личности;
- гуманистический приоритет.
Слайд № 21. Работа воспитательной системы школы строится в направлениях :Я и Человек» , «Я и Отечество», «Я и Мир знаний»,
«Я и Природа», «Я и Семья». Ключевыми понятиями являются :
«личность», «развитие», «творчество», «нравственность».
Слайд №22. Концепции воспитательной системы нашей школы : «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании» по Караковскому В.П. Педагог считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура школьника.
Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего: Слайд №23.
- вежливость
- тактичность
- деликатность
- корректность
- достоинство
- аккуратность
- обязательность
- скромность и др.
(анализ анкет – диаграмма «Личные качества») показывает
Слайд №24 .Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
Слайд №24 -27 . (анализ анкет – поведение на урока, внеурочных мероприятиях, в общественных местах)
Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.
Кроме культуры поведения организация духовно-нравственного развития и воспитания в нашей школе осуществляется еще и в таких направлениях:
Слайд № 28.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания .
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни .
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Именно так: здоровый психологический климат есть обязательное свойство педагогически благополучного детского коллектива, порождающего созидательные для растущей личности- традиции
Воспитательные возможности традиций связаны с тем, что они, во-первых, формируют у обучающихся общие интересы, обеспечивают адекватный социальный статус коллективной жизни, придают коллективным взаимоотношениям определенную прочность, надежность и постоянство, во-вторых, придают школьному ученическому коллективу самобытность, свое особое, ни на кого не похожее «лицо»; для обучающихся школьный коллектив становится особенным, неповторимым, таким, каким можно гордиться, в-третьих, традиции создают общность интересов, переживаний, сплачивают детский коллектив, обогащают жизнь школы, дома творчества, клуба и др. В конечном итоге, именно традиции способствуют созданию той детско-взрослой общности, без которой выполнение функций учебного учреждения (развить - воспитать - обучить) фактически невозможно
Слайд №29.Традиционными источниками нравственности являются:
- Патриотизм.
- 2. Социальная солидарность.
- 3. Гражданственность.
4. Семья — Любовь и верность.
- 5. Труд и творчество.
- 6. Наука.
- 7. Традиционные религии .
- 8. Искусство и литература.
- 9. Природа.
- 10. Человечество .
Слайд №30. МОУ «Днестровская СШ №1» в данном направлении работает через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу
Слайд №31. Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, успеваемости, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов “ активная работа библиотекаря школы (выставки, юбилейные выставки, работа книжной мастерской, литературно- музыкальные композиции, Одной из форм работы школы , позволяющим решать задачи по духовно- нравственному воспитанию, является организация исследовательской работы и проектная деятельность в рамках предметных недель, Слайд №32.
а также «Брейн-ринги» , Декада науки и мира : «Школа в информационном пространстве» , ежегодное участие ребят школы в конкурсе «Русский медвежонок и международных предметных конкурсах Исследовательская и проектная деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. Это способствует активизации познавательной деятельности ученика и развитию нравственных качеств.
Слайд №32. Ценностно – ориентированная деятельность: встречи в литературной гостиной, . Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов ВОВ,с патриотическим клубом «МАРС» Организация встреч с ветеранами Афганистана и военного конфликта в ПМР; встречи с представителями ВУЗов других государств, экскурсии учащихся по памятным местам своей Родины и за пределами ее.
Слайд №34-35
Кроме того, этика малых дел, направленных на помощь конкретным людям ( ветеранам войны, труженикам тыла, вдовам погибших участников войны.). За ними закреплены обучающиеся школы .Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.
Положительные результаты в вопросе духовно-нравственного воспитания даёт совместная работа школы с отцом Георгием и отцом Павлом служителями церкви равноапостольных Кирилла и Мифодия , которые посещают школу накануне праздника Пасхи , Дня Славянской Письменности и культуры , а также с беседами , учащиеся школы посещают духовную школу по желанию, поют в церковном хоре .
Слайд №36. Особая роль отводится работе с семьей: освоены новые формы работы с родителями: работает «Школа для родителей», где рассматриваются вопросы досуга детей, их увлечения склонность к вредным привычкам. Слайд №37 .Классные часы о семье , о семейных ценностях являются неотъемлемой частью работы с ребятами : «Добро в тебе и вокруг тебя», «Семья и семейные ценности» Немаловажную роль в нравственно_ духовно развитии на первых этапах учебы в школе играет «Школа гармонического развития» для учащихся 1 классов
Слайд №38. Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении “Милосердие. Учащиеся являются членами штаба «Тимуровец”, и «ЮПП» , которые оказывает помощь детям-сиротам, ветеранам ВОВ, престарелым людям, а также совместно с учащимися школы участвуют в акциях «Молодежь Днестровска против СПИДа», «Жизнь дана на добрые дела», Слайд №39-40 . «Поколение новое выбирает жизнь здоровую» «Доброе утро, ветеран». Акция : «Три –ДД» . Новаторской идеей с прошлого года в работе школы стала и будет доброй традицией поздравление всех структурных подразделений с профессиональными праздниками и календарными , в этом помогает активная и творческая работа кружка «Сувенир» и «Фольклорные мотивы в сувенирах» ( выставка и мастер класс Пантелеевой А Б ) Участие к жизни воспитанников детских садов г. Днестровск помогает реализовывать главную цель – быть полезными всем людям, независимо от возраста.
Слайд №41 . Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”,»Мисс школа», «Минутки славы» “Новогодний карнавал”, “Веселая масленица ”, выставки “Отходы в доходы ”, «И снова в моем крае пора золотая» и другие , «Здравствуй осенний Днестровск», посещение драматического г.Тирасполь и г.Одесса, посещение ежегодного вечера авторской песни г. Днестровск , посещение музеев Приднестровья т.д.проведения осенью и весной традиционных мероприятий В воспитательной работе есть свои традиционные мероприятия
« Литературная гостиная» вносит весомый вклад в духовное становление ребят . Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляем через активное сотрудничество с библиотекой семейного чтения. Слайд №42-48.
Слайд № 49. Трудовая деятельность: включают в себя -дежурство по школе, выставки технического творчества, неделя ремесел, прохождение практики учащихся 10классов при УПК (в мед. учреждении, в дет.садах, гостиницах, салонах красоты г. Днестровск.); работа некоторых учащихся в Центре Занятости , осенние и весенние трудовые десанты на территории школы и экологические десанты в городе по благоустройству дают положительные результаты .Слайд №50
Слайд №51. Физкультурно-оздоровительная деятельность :
включает в себя - День здоровья, “ Слайд №52-53( фото)
“Веселые старты”, «А ну-ка, парни», «Осенний и весенний кроссы» тематические классные часы , акции «Мы за здоровый образ жизни» , « Старты надежд» ,Декада -«Лаборатория здоровья» , Выставка- конкурс книжек малышек : «МЫ за здоровый образ жизни» , Встречи-беседы с врачом ДГБ «Проблемы человека – проблемы общества» , Встречи-беседы с представителем фонда «Детство детям» Ботез С.В.
Все КТД - объединяются в один комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве и заканчивается итоговыми концертами, фестивалями. На классных часах дети узнают о красоте человека, эстетике быта и жизни, красоте познания, культуре чувств, духовной культуре, национальной культуре.
От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения сегодня и завтра. Из приведенных направлений воспитательного блока школы:
- спортивно- оздоровительному направлению отводится 36% мероприятий
- профориентационному направлению отводится 6% мероприятий
- учебной деятельности ( не основной)- 6% мероприятий
- духовно-нравсвенному направлению-52% мероприятий
Слайд №53 . И вся эта воспитательная работа ориентирована на развитие таких качеств личности как : терпение, умение владеть собой, доверие,
Чуткоcть ,способность к сопереживанию, снисходительность,
расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям доброжелательность, гуманизм, любознательность, умение слушать,
несклонность осуждать других, альтруизм.
Слайд №54. “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце»
В.А.Сухомлинский
Хочется верить и надеяться , что наши дети впитают в себя самое доброе , светлое и в будущем не придется реставрировать их человеческие души . Пусть в деле воспитании и становлении духовно- нравственного идеала ученика мы не достигли солнца, но уже оторвались от земли.
Собирайте капли знаний,
Укрепляйтесь каплями терпения,
Дарите капли любви,
Ищите капли мудрости,
Ловите капли радости,
Храните капли надежды,
Пусть этих капель
Собираются реки и моря
Вашего душевного благополучия. , которое выльется в водопад душевного роста ваших учеников .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...