"Использование средств мультимедиа при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методический материал на тему

Белоусова Виктория Валерьевна

 

Социализация учащихся

В «Концепции модернизации российского образования» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной адаптации и социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья.

Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Возросла роль компьютерных технологий и в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

ШКОЛА- главный социальный институт    для ребенка!

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-2prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10.6.14 Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Джон Дьюи Использование средств мультимедиа при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

10.6.14 Особенности методики в информационно-коммуникационной среде заключаются в следующем: 1. Упражнения должны быть по характеру информационно-речевыми, то есть упражнениями с презентацией результата средствами информационных технологий. 2. Пространство общения представляет собой «погружение» в информационно-коммуникационную среду через интегрированные уроки информатики и других предметов различных образовательных областей, а также социальная практика: знакомство с работой информационных центров, рекламных агентств и др. Важное место в реализации личности в информационно-коммуникационной среде занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом.

Слайд 3

10.6.14 Особенностью практической реализации описанной информационно-коммуникационной среды обучения в МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина г. Саратова» является вовлечение школьников в активный информационный процесс обучения, что значительно повышает возможности воспитательного характера урока. Организатором процесса обучения на уроке остается учитель, однако существенно меняется его роль. Учитель регулирует ход работы учащихся на уроке, согласует воздействие и взаимодействие учащихся, тренирует их в использовании средств информационных технологий и этим формирует способность учащихся к осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной ситуации в насыщенной информационной среде. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при взаимодействии, что способствует социализации его личности.

Слайд 4

10.6.14 В позитивных результатах реализации информационно-коммуникационной среды ОУ убедил нас социально-психологический портрет выпускников МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина г. Саратова». Он продемонстрировал желание юношей и девушек в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с социальной сферой и словесностью. Отмечалось повышение самооценки выпускников: учащиеся утверждали, что умеют вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, говорили о готовности самостоятельно оценивать собственные действия и действия своих оппонентов в коммуникации; говорили об умении использовать ИКТ в межличностной и межкультурной коммуникации. Полученные результаты доказали, что в условиях информационно-коммуникационной среды обучения происходит «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями».

Слайд 5

10.6.14 Учитывая, что процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого, мы считаем, что создание в ОУ информационно-коммуникационной среды обучения станет обязательным условием социализации личности.

Слайд 6

10.6.14 Цифровые образовательные интернет-ресурсы используемые в образовательном процессе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

Слайд 7

10.6.14 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Слайд 8

10.6.14 i класс

Слайд 9

10.6.14 Интернетурок

Слайд 10

10.6.14 Обучение очень тесно связано с процессом социализации. Уровень знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимися в процессе обучения способствует овладению человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями. Владение компьютерными технологиями, умение получать, обрабатывать, анализировать информацию, делать выводы оказывает влияние на процесс социализации.Обучающиеся отличаются по уровню подготовки, сформированности учебных навыков, физиологическим особенностям, контролю со стороны родителей.Мы проводим обучение с использованием компьютерных технологий, которые должны сыграть положительную роль в повышении качества знаний обучающихся.Системные занятия позволяют ликвидировать пробелы в знаниях, способствуют развитию обучающихся и как следствие повышению уровня социализации.Компьютер для детей-инвалидов является средством связи с окружающим миром, источником общения со сверстниками, источником получения информации, дает возможность получить качественное образование, профессию, а в дальнейшем, работу.

Слайд 11

10.6.14 Китайские мудрости: «Я слышу – я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я усваиваю». «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Слайд 12

10.6.14 В «Концепции модернизации российского образования» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной адаптации и социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья. Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Возросла роль компьютерных технологий и в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Социализация учащихся

Слайд 13

10.6.14 ШКОЛА- главный социальный институт для ребенка! Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Слайд 14

10.6.14

Слайд 15

10.6.14 Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса: 1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности; 2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Слайд 16

10.6.14 Введение в урочную деятельность информационных технологий является одним из главных факторов обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащегося, а значит, успешного вхождения его в социокультурное пространство. Учащимся-инвалидам, находящимся на домашнем обучении, невозможно сравнить себя, свои успехи и неудачи с одноклассниками. Работа только в паре учитель-ученик за годы обучения накладывает на характер ребенка свои, не всегда положительные, особенности. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с ОВЗ возникает ощущение собственной личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Слайд 17

10.6.14 В информационно-коммуникационной среде ОУ учащийся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности., вовлекающей учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в том числе и интерактивного, «в котором каждый учится аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию, используя средства информационных технологий». Информационно-коммуникационная среда – особая образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. Как отмечает И.Г.Захарова, «информационно-коммуникационная среда – это сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды».

Слайд 18

10.6.14 Информационно-коммуникационная среда ОУ развивается, как правило, на трех уровнях: • на первом уровне в качестве основы формируется медиатека с выходом в Интернет; • на втором уровне происходит развитие за счет наработок педагогов; • на третьем уровне – за счет наработок учащихся. Информационно-коммуникационная среда активизирует творческие процессы в ОУ, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития и социализации личности. Язык информатики в информационно-коммуникационной среде выступает как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к мировым культурным ценностям, что позволяет включить язык информатики в коммуникативную надпредметную деятельность, соотносимую с сензитивным периодом речевого развития школьника. Главными участниками процесса обучения в информационно-коммуникационной среде являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном информационном партнерстве.

Слайд 19

10.6.14 Основные принципы построения информационно-коммуникационной среды таковы: 1. Информационная направленность обучения через применение средств информационных технологий в изучении предметов разных образовательных областей. 2. Функциональность предполагает, что освоение любого предмета происходит в информационно-коммуникативной деятельности, в которой учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу средствами информационных технологий: подтверждает мысль, утверждает собственную точку зрения, презентует собственную позицию. 3. Ситуативность – ролевая организация учебного занятия: письма по Интернету, слайд-фильмы, мультимедийное сопровождение и др.. 4. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условие успеха каждого является успехом остальных . 6. Моделирование: объем знаний представлен в концентрированном, модельном виде: схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии...

Краткий обзор методик и программ, рекомендуемых для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на заседании методического объединения педагогов младших классов....

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...

Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...