доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал на тему
Данный доклад знакомит с эффективными приёмами работы с детьми ОВЗ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2016_avgust.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграфом к своей работе я взяла замечательные слова учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:
Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.
Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,
расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем
ребенка дальше к смежным областям знаний…
Эти слова не утратили свой актуальности и сегодня. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. Сегодня школа ориентирована на признание для общества равной ценности всех учеников. А различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с той или иной степенью умственной отсталости. Сегодня мы говорим не только об учёте индивидуальных особенностей, но и об определении индивидуального образовательного маршрута для таких учащихся – как основного условия успешности ребёнка в образовательном процессе.
Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем:
- Как организовать урок в инклюзивном классе,
- Какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ,
- Как распределить режим учебной нагрузки для ребенка,
- В какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия
- И множество других вопросов, на которые нет ответов.
Изучив литературу по проблеме инклюзивного обучения, мы пробуем объединить имеющиеся наработки с целью того, чтобы увидеть общую организационно-методическую картину обучения детей с ОВЗ в классе наравне с нормально развивающимися сверстниками. Классы инклюзивного обучения в школе-интернат объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. В данной ситуации учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.
Для успешной реализации модели инклюзивного обучения стараюсь создать в классе атмосферу толерантности и доброжелательности. На моих уроках я использую различные формы, методы и приемы работы с детьми ОВЗ.
Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу с отклонениями в развитии являются:
- Игровые ситуации;
- Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- пластилинография ( работа с палстилином)
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
С некоторыми приёмами, которые я применяю в своей работе с детьми ОВЗ я вас ознакомлю.
Приём № 1 « Игры (дидактические, настольные, словесные)»
А)Классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившиеся животное или растение.
Б) « Овощи и фрукты»- игры с природным материалом, уточняют форму, цвет, вкус, запах.
В) «Четвёртый лишний» - на слайде написаны названия грибов, например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишнее слово, объяснить свой выбор.
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие зрительных восприятий, коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Приём № 2 « Работа с пластилином (пластилинография)»
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие тактильного восприятия через работу с пластилином, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук.
Приём № 3 «Сводная таблица»
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи его название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Коррекционно-развивающая задача: коррекция и развитие мыслительной деятельности через заполнения таблицы.
Приём № 4 « Творческие задание»
А) Составление кроссвордов
Б) Написание стихов
В) Написание сказок
Г) Изготовление книжки –малышки ( растения, грибы, животные, птиц)
Д) Придумывание загадок
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие связной письменной речи при работе со стихами, творческими заданиями.
Приём № 5 « Дизайн пришкольной территории»
С особым удовольствием дети трудятся на пришкольном участке, в школьном огороде, где выращивают как цветы, так и картофель, и другие овощные культуры для организации питания учащихся в школьной столовой.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Приём № 6 « Мини – проекты» использование ИКТ)
- « Памятка садоводу-огороднику»
- « Выращивание комнатных растений»
- « Забота о домашних животных»
- « Дизайн пришкольной территории»
Коррекционно-развивающие задачи: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, воспитывать самостоятельность.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эффективные приёмы и виды контроля знаний
сообщение на школьном методобединении учителей ФМЦ...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
«Некоторые эффективные приёмы обучения французскому языку».
Данный материал даёт акцент на некоторые важные принципы обучения французскому языку....
применение эффективных приёмов и методов для успешного обучения чтению на англ.языке
Исследовательская работа посвящена исследованию эффективных приёмов и методов для успешного обучения учащихся чтению на английском языке...
Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...
Дидактический материал и ИКТ как эффективные приёмы обучения русскому языку
Описание системы работы на уроках русского языка...
«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи уч-ся с ОВЗ»
/семинар-практикум/...