«Социально-педагогическая поддержка учащихся в условиях перехода на федеральный государственный стандарт второго поколения»
статья
Обоснование поддержки, как целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО).
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Роль поддержки растущего человека выделялась многими педагогами и психологами (К.Д. Ушинский, АС. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили. А.В. Мудрик и др.). Обоснование поддержки, как целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО).
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Ключевым понятием, характеризующим содержание «педагогической поддержки», являются проблемы ребенка.
Для организации эффективной педагогической поддержки нами были выделены следующие основополагающие педагогические принципы ее осуществления:
- ПРИНЦИП УЧЕТА ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА
Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Особенности возрастного периода обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
- ПРИНЦИП УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
Проблемой являются различия в развитии, уже в дошкольном возрасте около 8% детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года, а также проблемы, связанные с социальными условиями развития ребенка в семье.
С приходом в школу ребенок переживает кризис, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая ситуация требует от ребенка ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Это отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка. Поэтому, всю деятельность, будь то учитель, социальный педагог или психолог, нужно совершать только через призму возрастных особенностей учащихся, а так же его индивидуальных особенностей
Определяя место педагогической поддержки «между» воспитанием и обучением можно полагать, что: 1) педагогическая поддержка направлена на то, чтобы определить проблемы ребенка; 2) помочь ребенку приобрести опыт действия в проблеме; 3) увидеть собственный смысл во взаимодействии с взрослым; 4) построить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.
Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.
- Согласие ребенка на помощь и поддержку.
- Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем.
- Совместность, сотрудничество, содействие.
- Соблюдение принципа конфиденциальности.
- Доброжелательность и безоценочность.
- Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.
Иногда используется опосредованная поддержка. К числу опосредованных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда входят:
1. Работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года, после каникулярное время.
2. Деятельность учителей, работающих в «переходных» классах (первый, пятый, десятый).
В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса, учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация).
Суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема»; «защита»; «самостоятельность».
Успех и эффективность педагогической поддержки учащихся в современных условиях во многом зависит от правильного понимании специалистами и педагогами существа их профессионального взаимодействия, а также их тесного сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»на тему: «ИКТ в деятельности современного учите
Введение Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к кот...
Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Федеральный государственный стандарт второго поколения утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.С 1 сентября 2011 года все российские шк...
Формирование УУД в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Материал подготовлен для выступления на педсовете....
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе
Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы шко...
Предмет Искусство в Федеральном государственном стандарте второго поколения
Исследование необходимости изучения предмета "Искусство" в современной школе....