Исправление психофизических недостатков у умственно отсталых школьников
статья по теме

Власова Ирина Эдуардовна

Примерно 3% детей не обладают когнитивными способностями, соответсвующими их возрасту. Мы называем их умственно отсталыми детьми или детьми с задержкой психического развития. Но как помочь таким малышам адаптироваться в обществе и избавиться от вредных привычек, способных еще более отдалить их от нормального общества? Об этом я и хочу рассказать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlenie_nedostatkov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Умственно отсталые дети – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдаются нарушения нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов. Для таких детей характерно наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность. У многих умственно отсталых детей нарушаются аномалии в физическом развитии: аномалии роста, обмена веществ, нарушения моторики и др.

Больной ребенок ограничен в общении с окружающей действительностью, и к моменту обучения в школе оказывается менее подготовленным, чем его нормальные сверстники. Он не только умственно недоразвит, но и менее активен в познании мира, менее деятелен, более беспомощен, а, следовательно, и зависим от других людей.

Развитие умственно отсталого ребенка не только своеобразно, но и неравномерно, так как нарушение механизмов, наступивших в результате поражения мозга при его заболевании, ведет к выпадению целой функциональной нейродинамической системы.

Поэтому при поступлении во вспомогательную школу ребенок может иметь при сравнительно сохранном интеллекте пониженную работоспособность, крайнюю возбудимость и заторможенность нервных процессов.

Основа моей работы во вспомогательной школе заключалось в исправлении и коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников. Я поняла: чем раньше начать коррекционное воспитание, тем больших результатов в развитии аномального ребенка можно добиться.

Вся работа должна носить компенсаторно-коррекционный характер и быть направлена не только на коррекцию психической деятельности, но и на выработку программных навыков общественного поведения. Именно коррекционно-вспомогательная работа являлась стержнем моей деятельности.

Основой построения коррекционной работы выдвигается глубокое познание структуры дефекта, позволяющее понять все своеобразие умственно отсталого ребенка. Главный принцип – исправление дефекта познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, который осуществляется в процессе учебно-восстановительной работы. Я стремилась сформировать у детей положительный черты характера – трудолюбие, самостоятельность, правдивость, коммуникабельность.

Как же сочетаются влияние воспитания и влияние болезни на характер ребенка?

Здесь можно вспомнить мысль Л.С. Выгодского о том, что характер относится к вторичным образованиям в развитии психики ребенка. В каждом заболевании центральной нервной системы ребенка есть, видимо, первично-биологические проявления и вторичные, обусловленные процессом развития и образом жизни ребенка. Характер ребенка определяется его воспитанием и условиями жизни.

Известно, например, что дети, перенесшие травму головного мозга, не выносят шума и быстро утомляются при обычной для школьника умственной нагрузке. Такие дети вынуждены хитрить, изворачиваться, избегая трудновыполнимых заданий, контрольных работ.

Кроме того, эти дети становятся болезненно самолюбивыми, обидчивыми, ленивыми, иногда проявляют склонность компенсировать свои недостатки хвастовством, подчеркиванием каких-либо своих достоинств. Поэтому я стараюсь создать такую атмосферу, чтобы такой ребенок не перегружался и был спокоен.

Среди умственно отсталых детей встречаются дети с заторможенным развитием. Специфическими для них чертами является вялость и заторможенность, которые обнаруживаются в процессе их познавательной деятельности, поведения и моторики. Медлительность обнаруживается во всем облике детей с таким процессом развития. Мимика их лиц бедная, застывшая. Позы и движения однообразны и крайне замедлены. Походка тяжелая, приземистая. Кроме того, они чересчур обидчивы и капризны. У таких детей наблюдается снижение работоспособности, неумение выполнять целенаправленные действия.

Заторможенность и замедленность психической деятельности приводят к тому, что эти дети не успевают за темпом работы остальных учеников. Такие дети быстро утомляются, бывают случаи, что они даже засыпают на уроках.

В моем опыте были дети с тормозным процессом развития. Они не проявляли интереса к занятиям, у них отсутствовали способности к активному обучению и интересу к занятиям. Я проводила с ними индивидуальную работу, - занятия по развитию их оптического восприятия, пространственных синтезов, обогащению их речи, специальные упражнения по развитию их мышления, а также дополнительные занятия по овладению элементарных навыков грамоты и счета.

Все это проводилось в сочетании с психотерапевтическими воздействиями (установление контакта, стимуляция при выполнении отдельных заданий, помощь в работе, подбадривание). Все эти мероприятия обусловили значительный сдвиг в их общем развитии.

Дети, перенесшие те или иные болезни головного мозга, нуждаются в специальном коррегирующем воспитании, которое успешно осуществляется в вспомогательной школе.

У умственно отсталых детей имеются привычки, которые не случайно называют «второй натурой человека». Это привычка к нервному тику, к инертности, к невниманию, к крику, к неопрятности, к онанизму, к уклонению от нормальных функций.

Все органы без исключения, но особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнениями. оставаясь в бездействии, все органы, в том числе головной мозг, лишаются способности нормально функционировать и реагировать, вследствие чего атрофируются.

Наблюдая среди своих учеников детей, беспрерывно гримасничающих, назойливо пристающих к другим с одной и той же просьбой (т.н. навязчивая идея), монотонно покачивающихся, постоянно ковыряющихся в носу и ушах, онанирующих на глазах у всех, - мы нередко пытаемся отнести эти признаки к числу болезненных симптомов.

Физиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть извне формирующиеся способы поведения становятся как бы свойством нервной системы ребенка.

Выявить все привычки у умственно отсталых детей – это важный шаг, так как воспитание, оценившее важность привычек, открывает воспитателю возможность вносить те или иные коррективы, исправления в самом характере.

Пример: будучи моторно неловким, олигофрен может путем тренировки под руководством воспитателей и специалиста по лечебной физкультуре приобрести хорошую осанку, хорошую походку, некоторые спортивные навыки.

Если умственно отсталому школьнику не прийти вовремя на помощь, он компенсирует плохое равновесие раскачивающейся походкой, привыкнет толкаться, проходя мимо людей, найдет разряд накопившейся энергии в драке. Таким образом, неудачные пути компенсации приводят к возникновению дурных привычек.

Привычка курить способствует привычке воровать, клянчить, а привычка ходить в походы и на экскурсии прокладывает путь развитию положительных, интеллектуальных способностей ребенка.

Наиболее действенным путем формирования нравственности, культурных потребностей и характера умственно-отсталого ребенка является воспитанием привычек. Поэтому следует согласиться с мыслью о том, что привычка играет важнейшую роль в судьбе таких детей.

Для того чтобы предостеречь здорового ребенка от ошибочного действия, достаточно нескольких справедливых замечаний и разъяснений. Этих замечаний бывает недостаточно, когда речь идет об умственно отсталом ребенке, так как его отличает слабость замыкательной функции коры головного мозга, а также слабость словесной регуляции поведения. Поэтому не надо реагировать и сердиться, когда мы работаем с детьми-олигофренами, говорим об одном и том же несколько раз, но не всегда добиваемся того, чего хотим.

Нужно понимать, что эти дети нуждаются в особом, коррегирующем воспитании. Воспитание привычек и характера у умственно отсталых детей не в меньшей, а в большей степени, чем его обучение, требует особой программы и методики. Но вопросы методики нравственного воспитания очень трудны и мало разработаны.

Поэтому, начиная с 1-го класса, необходимо стараться привить ребенку положительные привычки. Например, если мы дадим ребенку картинки, игрушки, то необходимо проследить, чтобы после игры он сложил их в определенном месте. Если мы этого ежедневно и ежечасно не будем добиваться, то у него возникнет и укрепится привычка разбрасывать предметы.

Если специально не приучать ребенка обмениваться и делиться своими вещами, игрушками и сладостями с другими детьми, очень часто возникает привычка разрешать такие «имущественные» разногласия с помощью драки. За многие годы своей работы я прививаю детям ряд положительных привычек: самообслуживание, аккуратность, трудолюбие. Зато привить привычку к самостоятельной организации досуга очень трудно.

Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти портится голова, сердце и нравственность».

Особое внимание должно быть уделено анализу игр умственно отсталого ребенка. Большое распространение имеют бесполезные детские игры: приучаются перелистывая, но не читая, книги, коллекционируют обертки для конфет.

Напротив, умственно отсталых детей необходимо приучать слушать музыку, вдумчиво читать книги, ухаживать за растениями и животными. Если же этих привычек не воспитали в ранние годы, дети приучаются самостоятельно заполнять свое время пустыми пересудами, бессмысленными компьютерными играми, драками, а в старшем возрасте – азартными играми, употреблением алкоголя или наркотиков.

Следовательно, определенная программа возрастного воспитания привычек необходима для правильного формирования личности и их характера умственно-отсталых детей, а также для предупреждения появления вредных привычек.

Если первые прочитанные ребенком книжки были увлекательными, то привычка читать сформируется легче и быстрее чем тогда, когда они оказываются случайными и трудными. Поэтому, посещая библиотеку с воспитанниками, воспитатель должен подумать, какие книги можно порекомендовать детям для чтения, чтобы они им понравились, увлекли их, и у них появилась бы привычка снова пойти в библиотеку. А из этого возникнет привычка любви к чтению, когда ребенок не сможет жить без книг. Если воспитатель не хочет, чтобы выполняемое ребенком действие стало для него привычным, нельзя допускать того, чтобы с его помощью ребенок получил удовольствие.

Например: за подсказки ставить плохие оценки. У умственно отсталых детей легко возникают и с большим трудом искореняются дурные вредные привычки. Ушинский предостерегает против слишком быстрого искоренения привычек, считая, что привычка искореняется медленно, с трудом, как она и возникает.

Необходимо установить причину ее возникновения и действовать против причины.

Так, например, из-за чрезмерной строгости или жестокости наказаний, допускаемой отдельными педагогами, у детей может появиться привычка лгать, бороться с которой впоследствии весьма трудно. Гораздо легче предупредить ее появления, сохраняя спокойствие, справедливое отношение к детским провинностям.

В своей работе с детьми я стремлюсь придерживаться этого правила, при этом мы стараемся учитывать индивидуальные особенности наших учащихся.

У детей-олигофренов нередко встречается привычка онанизма. Причиной ее возникновения зачастую является праздность, лень, нежелание вылезать из кровати со стороны ребенка, и потакание его желаниям – со стороны взрослых.

Поэтому с самых ранних лет детей следует приучать вставать с постели как только они проснулись, ложиться спать в прохладной комнате, руки держать поверх одеяла. Очень важной, чтобы досуг детей был полностью заполнен занимательными играми, спортом, прогулками.

Искоренить уже сформировавшуюся привычку к онанизму очень сложно. Меньше всего в этом случае могут помочь угрозы, запугивания, обращения к сознанию ребенка, требования от него обещаний, что такого больше не повторится. Основным же средством борьбы с онанизмом является спортивная и трудовая нагрузка ребенка, организация режима, исключающего одиночество, а по назначению врача – успокаивающие средства на ночь.

Неправильное воспитание, неблагоприятные условия в жизни приводят к тому, что развитие личности у умственно отсталого ребенка идет в неблагоприятном направлении. Не следует относить такие случаи к последствиям болезни, так как по большей части это брак воспитания.

Педагог должен использовать компенсаторные возможности каждого умственно отсталого ученика. От знания особенностей их психики, от умения найти подход во многом зависит судьба человека.

В целях искоренения у умственно отсталых детей дурных привычек, я использовала принцип замещения плохого – хорошим. Так, воспитанники вели индивидуальные тетради «Мои хорошие привычки и добрые дела». Вместе с ними мы составляли и заносили в тетрадь план действий на день и на неделю, фиксировали и анализировали позитивные и негативные поступки, а затем делали выводы о проделанной работе. Результаты пришли не сразу, но постепенно дети втянулись в этот процесс, и положительные изменения, которые с ними происходили, стали все явственней. Такой метод работы позволил развить в детях способность к эмоциональной и волевой саморегуляции поведения, которая закрепляется в полезных привычках.

Кроме того, для исправления психофизических недостатков учащихся необходимо использовать лечебно-оздоровительные средства, направленные на физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья и развитие двигательных способностей, что осуществляется на уроках физкультуры, в режиме дня, труде, а также путем медикаментозного лечения.

Таким образом, коррекционная работа – это не только отдельные, обособленные упражнения, направленные на совершенствование психической деятельности, умственно отсталых детей, а система комплексных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"

В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и  при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Социальная адаптация умственно отсталых школьников в школе 8 вида

Специально образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования.Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей....

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников...

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....